Психологические детерминанты личностно-профессиональной самореализации: обзор исследований

Разделы психологии: 

Катькало Ксения Дмитриевна, аспирант, ассистент Базовой кафедры УрФУ «Коррекционная педагогика и психология» Уральского гуманитарного института, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина; 620083, Россия, г. Екатеринбург, пр-т Ленина, 51.

Аннотация Статья посвящена изучению психологических факторов и условий, детерминирующих становление гармоничной самореализующейся личности, как в профессиональной, так и в личностной сферах самоосуществления. На основе теоретического анализа обозначены актуальные направления дальнейших исследований.

Ключевые слова: самореализация личности, профессиональная самореализация, личностная самореализация, психологические предикторы самореализации.

PSYCHOLOGICAL DETERMINANTS OF PERSONAL-PROFESSIONAL SELF-REALIZATION: A REVIEW OF RESEARCH

Katkalo Ksenia Dmitrievna, Post-graduatestudent, assistantoftheBasicDepartment «CorrectionalPedagogyandPsychology» of the Ural Humanitarian Institute, Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin, Ekaterinburg, Russia

Abstract The article is devoted to the study of psychological factors and conditions that determine the formation of a harmonious self-fulfilling personality, both in the professional and in the personal spheres of self-realization. On the basis of theoretical analysis, actual directions of further research are indicated.

Keywords: self-realization, professional self-realization, personal self-realization, psychological predictors of self-realization.

В современной психологической науке в связи с возрастающими вызовами новых социальных реалий, адресованными способности человека к гибкому реагированию на изменения, наблюдается растущий интерес к исследованию «само-процессов», одним из которых является самореализация личности. Проблема развития способности к обнаружению и реализации внутреннего потенциала личности в условиях непрерывно развивающегося мира становится сегодня особенно важной. Одновременно, обеспечение условий для раскрытия индивидуального потенциала и самореализации личности является государственной задачей. Данная тенденция актуализирует научный поиск факторов и условий становления гармоничной самореализующейся личности, как в профессиональной, так и в личностной сферах самоосуществления.

Учитывая многогранность существующих теорий самореализации и трудности операционализацию ее сущности, мы, вслед за отечественными исследователями (Рубинштейн С.Л., Брушлинский А.В., Ананьев Б.Г., Леонтьев А.Н., Абульханова-Славская К.А., Леонтьев Д.А.), рассматриваем самореализацию в русле деятельностного подхода с акцентом на значимости социального самоосуществления индивида. Согласно данному подходу, содержательная интерпретация заключается в понимании личностно-профессиональной самореализации как сознательного целенаправленного процесса раскрытия внутреннего потенциала человека и опредмечивания сущностных сил личности, обеспечивающего успешность его самовыражения как в профессиональной, так и в личностной сферах жизнедеятельности.

Изучению условий, способствующих или препятствующих становлению самореализующейся личности посвятили свои труды Леонтьев Д.А., Абульханова-Славская К.А., Коростылева Л.А., Кудинов С.И., Архипочкина К.В., Орел А.А., Веряскина А.Н. и др. Общим для большинства концепций является разделение условий на внешние и внутренние.

Совершенно естественно мы можем говорить о том, что, с одной стороны, становление самореализующейся личности детерминируется условиями природной, социальной, культурной сред (объективные факторы), с другой стороны самореализация становится возможной благодаря активации собственных ресурсов личности (субъективные факторы). Внутренние движущие силы становления самореализующейся личности образуют группы субъектно-личностных качеств, детерминирующих позитивную направленность процесса профессионально-личностной самореализации.

Изучение развития представлений о феномене самореализации позволяет выделить две точки зрения на специфику процесса самореализации и роль внутренних психологических условий. Первая точка зрения предполагает, что в человеке изначально заложены ценности, мотивы, способности и свойства, которые в ходе развития лишь разворачиваются благодаря созданию благоприятных условий. (А. Маслоу, К. Роджерс). Однако современные реалии свидетельствуют о том, что потенциал личности не сводим к способностям и мотивам, он интегрирует их [2]. Иными словами, потенциал может стать реальным и актуальным при наличии активности самой личности. Для нашей действительности более приемлема вторая - экзистенциальная точка зрения. Она постулирует личностное развитие как результат тех усилий, которые человек прилагает для их реализации (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, А.В. Брушлинский, А.Н. Леонтьев, Д.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В. Франкл, Р. Мэй и др.). Исследователи отмечают ведущую роль духовных начал в развитии личности, в поисках ею способов своего бытия, высоких целей профессиональной деятельности, в чувстве ответственности за свои поступки и результаты труда [6]. В понимании В. Франкла условиями самоактуализации выступает стремление человека к осмысленной жизни и поступкам, его «воля к смыслу» [13].

Возникает вопрос, касающийся максимального использования внутренних ресурсов для полноценного самоосуществления и самореализации личности. Обратимся к подробному описанию результатов современных исследований, касающихся психологических факторов и условий, детерминирующих процесс самореализации. Психологические детерминанты самореализации.

Идеи становления личности как субъекта развивались в русле деятельностного подхода С.Л. Рубинштейном, А.В. Брушлинским. Согласно данной позиции, личность характеризуется как триединство потребностей, мотивов, желаний, с одной стороны, способностей, возможностей - с другой, характера - с третьей, а ее становление происходит в процессе жизнедеятельности[5, 11]. Следовательно, именно данные аспекты являются исследовательским полем при выявлении условий достижения самореализации личности.

Обратимся к обзору эмпирических исследований, посвящённых теме психологической обусловленности процесса самореализации личности. При этом отдельно выделим детерминанты самореализации в личностной и профессиональной сферах.

Вопросам личностной самореализации посвящены труды Д.А. Леонтьева, К.А. Абульхановой-Славской, К.В. Архипочкиной, С.И. Кудинова, Л.А. Коростылевой. Д.А. Леонтьев связывает проблему самореализации личности с вопросами о происхождении, сущности и характере творческих сил человека, и понимает творческую самореализацию как одну из ведущих движущих сил развитой личности, побуждающих и направляющих ее в деятельности [10].

К.А. Абульханова-Славская анализируя возможность полного, гармоничного совпадения самовыражения и самореализации, в качестве факторов выделяет сформированность «образа я» и личностную готовности организовать, обеспечить, создать всю совокупность внешних условий самореализации [1]. Эти два условия являются необходимой предпосылкой для того, чтобы самовыражение и самореализация адекватно (для личности) совмещались во всех аспектах.

Согласно Л.А. Коростелевой, самореализация предполагает сбалансированное и гармоничное развитием различных аспектов личности путем приложения адекватных усилий, направленных на раскрытие генетических, индивидных и личностных потенциалов. С этой точки зрения, самореализация в большей степени обусловлена устойчивыми обобщенными детерминантами, в основе которых — действие мотивационно-смысловых механизмов и актуализация соответствующих образований.

Автор полисистемной концепции самореализации личности С.И. Кудинов в ряде работ, посвященных изучению ресурсов самореализации, выделяет настойчивость как свойство личности, выражающееся в эффективном отстаивании и продвижении своей позиции, убеждений и ценностей. Это обеспечивает успешность самореализации, а также жизнестойкость как свойство личности, которое при определенных условиях, в трудных жизненных ситуациях выступает предиктором самореализации субъектов деятельности [8; 9].

В работах К.В. Архипочкина определено, что успешность или неуспешность самореализации обусловлена главным образом свойствами темперамента. У респондентов с пластично-энергическим типом свойств темперамента успешность самовыражения обеспечивается поведенческой эргичностыо и стеничностыо, интеллектуальной пластичностью и экстравертированностью. У респондентов с ригидно-интровертированным типом свойств темперамента самовыражение сдерживают коммуникативная аСтеничность, интроверсия и эмоциональная чувствительность [3].

Перейдем к обзору эмпирических исследований, выявляющих условия и факторы, способствующие успешной самореализации в профессиональной сфере. О.О. Богатырева и Т.Д. Марцинковская выделили личностные качества, которые могут рассматриваться в качестве общих предикторов профессиональной самореализации[4]. Наиболее значимыми являются самоэффективность как умение организовать свою деятельность и достичь успеха во взаимодействии с окружающими; гибкость поведения и неудовлетворенность собственной деятельностью, актуализирующая потребность в профессиональном развитии.

Э.Ф. Зеер и Л.Н. Степанова включают феномен самореализации в боле обширный конструкт «самоосуществление» как обобщенное представление о форме перевода человеческого потенциала возможностей и способностей в действительность как наивысшем проявлении миссии человека. В ходе эмпирического исследования авторы установили, что soft skills, или «мягкие» навыки, могут выступать предикторами самоосуществления личности. Базовые коммуникативные компетенции, навыки self-менеджмента и эффективного мышления повышают психологическую устойчивость личности, ее готовность противостоять трудностям, решать дивергентные жизненные задачи, сохранять стабильность и свободу поведения [12].

В исследованиях И.В. Костаковой, С.С. Белоусоваой выделены факторы успешной профессиональной самореализации личности [7]:

  1. деятельности блок факторов: конструктивность, осмысленность целей-установок, активность и креативность
  2. эмоционально-личностный блок факторов: оптимистичность, отсутствие личностных барьеров самореализации.

Авторами подчеркивается, что необходимым фактором профессиональной самореализации является позитивный психоэмоциональный настрой, радость и удовлетворение от процесса и результатов собственной деятельности, проявление эмоциональной толерантности к временным профессиональным неудачам и трудностям. Таким образом, на современном этапе развития психологической науки мы можем говорить, что психологическая обусловленность процесса становления самореализующейся личности включает в себя следующие факторы. Это интеллектуальные способности, темпераментальные свойства, мотивационно-смысловые механизмы, сформированность образа-Я, эмоционально-ценностная направленность, рефлексивные способности, и, наконец, осмысленность жизни или, выражаясь словами В. Франкла, «воля к смыслу». Нами обозначены лишь некоторые аспекты внутренней детерминированности процесса самореализации. Охватить их в полном объёме не представляется возможным не только по причине их многообразия, но и в связи с непостоянством их культурной специфичности. Выводы.

Современные исследования свидетельствуют о важности выявления тех или иных личностных особенностей и факторов, которые потенциально могут влиять на процесс самореализации, образуя тем самым его внутреннюю детерминацию, что играет особую роль при прогнозировании профессионального развития личности. К перспективным направлениям психологических исследований ближайшего будущего можно отнести выявление потенциальных возможностей человека, его способностей к решению широкого спектра нестандартных задач. Цель исследований: изучение возможностей осознания человеком собственных ресурсов и становления гармоничной самореализующейся личности. При этом, к числу важных психологических предикторов самореализации могут быть отнесены такие конструкты, как: Я-концепция, смысложизненные ориентации, осознанность, самооценка, уровень притязаний, субъектная активность и ряд других переменных.

Литература

  1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 2000. 299 с.
  2. Агапов В.С. Концепция Я и самореализация субъекта: проблемное поле научных исследований // Акмеология. №3 (43). 2012 С. 26-31.
  3. Архипочкина К.В. Взаимосвязь свойств темперамента и самореализации личности: автореф. дисс. … канд. психол. наук. М., 2015. 23 с.
  4. Богатырева О.О., Марцинковская Т.Д. Профессиональная самореализация в пространстве личностного развития // Психологические исследования. 2009. №1(3). С.3.
  5. Брушлинский А.В. О деятельности субъекта и его критериях // Субъект. Познание. Деятельность / под ред. В.С. Степина. М., 2002. С. 9 – 34.
  6. Гильманов С.А. Поиск смысла жизни как фактор саморазвития и самореализации личности педагогов-психологов//развитие личности в условиях цивилизационных перемен.Материалы Всероссийской научно-практической интернет-конференции с международным участием. 2013. С.86-89.
  7. Костакова И.В. Психологическая основа профессиональной самореализации личности/И.В. Костакова, С.С. Белоусова (Григорьева) // Национальный психологический журнал. 2014. № 3(15). С. 84-89.
  8. Кудинов С.И. Субъектная детерминация самореализации личности /С. И. Кудинов // Акмеология. Научно-практический журнал. 2015.-№2 (54). С. 90-98.
  9. Кудинов С.И., Кудинов С.С., Хаммад С.М. Жизнестойкость как предиктор самореализации личности в трудных жизненных ситуациях / Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. 2017. Выпуск 3 (23). Т. 6. № 3. С.229-239.
  10. Леонтьев Д.А. Самореализация и сущностные силы человека // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. М.: смысл, 1997. С. 156–176.
  11. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973.
  12. Степанова Л.Н., Зеер Э.Ф. Soft skills как предикторы жизненного самоосуществления студентов. // Образование и наука. - 2019. - Т. 21. № 8. С. 65-89.
  13. Франкл В. воля к смыслу / В. Франкл; пер. с англ. М.: Альпина нон-фикшн, 2020 С. 50-51.

Автор(ы): 

Дата публикации: 

20 мая 2021

Высшее учебное заведение: 

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Индекс: 

Метки: 

Для цитирования: 

Катькало К.Д. Психологические детерминанты личностно-профессиональной самореализации: обзор исследований // Психологические проблемы смысла жизни и акме: Электронный сб. материалов XXVI Междунар. симпозиума / Отв. ред. Г.А. Вайзер, Н.В. Кисельниковой, Т.А. Поповой – М.: ФГБНУ ПИ РАО, 2021. – С. 188-192.

Комментарии

Добавить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки