Психологические аспекты восприятия учебной информации при разных формах ее предъявления

Т.Е. Черчес Белорусский государственный педагогический университет имени М. Танка, Минск

В статье представлены результаты теоретических и экспериментальных исследований психологических особенностей восприятия и усвоения студентами учебной информации при разных формах ее предъявления. На основании полученных данных автор обосновывает необходимость учета психологических аспектов восприятия для повышения результативности усвоения.

The article presents the results of theoretical and experimental studies of the psychological features of students' perception and assimilation of educational information with different forms of presentation. Based on the data obtained, the author justifies the need to take into account the psychological aspects of perception in order to increase the effectiveness of assimilation.

Ключевые слова: восприятие учебной информации; мультимедийная наглядность; мультимедийная презентация; усвоение учебной информации.
Keywords: Perception of educational information; multimedia visibility; multimedia presentation; assimilation of educational information.

Активная модернизация с использованием информационных технологий охватывает весь процесс современного образования. Однако вопрос о возможных результатах изменения восприятия и усвоения учебной информации в результате использования инновационных форм предъявления учебного материала остается открытым. Проведённые, в том числе и нами, исследования показывают, что внедрение новых форм неоднозначно связано с уровнем и качеством получаемых знаний. Следовательно, необходимы дальнейшие научные исследования психологических особенностей восприятия и усвоения учебного материала при разных формах его предъявления, которые позволят организовать учебный процесс в вузе максимально эффективно.

В процессе обучения большинство исследователей выделяют следующие этапы усвоения учебного материала: восприятие, запоминание, воспроизведение, преобразование, применение [Гнедых, 2015. Следовательно, в начале учебного процесса находится восприятие, которое и определяет содержание всех последующих этапов.

Объективным фактором, определяющим результативность восприятия учебной информации, является форма ее предъявления. Ведущей формой в современном образовании становится мультимедийная, представленная содержанием, сочетающим в себе различные по своим качественным и количественным характеристикам элементы, где устная и/или письменная речь соединяются со статичным или динамичным видеорядом. Каждая из этих форм имеет свои преимущества, недостатки и ограничения при их использовании в учебном процессе.

Мультимедийная наглядность выступает как субъективное средство отображения через чувственное начало теоретической сущности изучаемого. В связи с этим возникает психолого-педагогическая проблема взаимодействия образа и слова (понятия) при этой форме наглядности, поскольку мультимедийный образ представляет собой неразрывное соединение визуальных и вербальных компонентов. Мультимедийная наглядность в своей структуре является полимодальной, поскольку содержит словесные и зрительные содержательные единицы, при этом роль видеоряда − иллюстративное обеспечение содержания речевого ряда. восприятие смысловой стороны связной речи как основы учебного процесса может быть ограничено или активизировано статической и динамической зрительной наглядностью, сопровождающей речь.

Целью проведенных нами экспериментальных исследований стало выявление психологических особенностей восприятия и усвоения учебной информации при разных формах ее предъявления. Исследования проводились в 2015-2017 гг. в Институте психологии БГПУ имени Максима Танка с участием 185 студентов 4 и 5 курсов в возрасте от 19 до 23 лет.

На начальном этапе исследования были разработаны лекции с различными формами презентации учебного материала: лекция со словесной наглядностью, лекция с мультимедийной презентацией учебного материала в двух формах: содержащая письменные тексты и содержащая схемы, а также научно-познавательный фильм.

Все участники исследования были разделены на четыре группы, в каждой из которых последовательно проводились лекции с предъявлением учебного материала в различных формах. Для выявления уровня усвоения учебной информации студенты выполняли непосредственно после каждой из изученных тем контрольные работы в виде тестовых заданий. Оценка усвоения знаний проводилась в соответствии с критериями усвоения учебного материала: узнавание, воспроизведение, понимание, применение. Проверка усвоения учебного материала проводилась с учетом дифференциации по формам предъявления информации. В зависимости от этого в каждой из групп студентов были выявлены 3 подгруппы: с высоким, со средним и с низким уровнем усвоения по каждому из критериев.

Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что лекция с мультимедийной презентацией, содержащей структурно-логические схемы, способствует лучшему запоминанию учебного материала и успешности его воспроизведения. Мы считаем, что схематическая форма презентация учебного материала в силу своей структурированности и логической последовательности позволяет студентам легче запомнить и воспроизвести информацию по сравнению с ее предъявлением в форме письменного текста или научно-познавательного фильма. Медиапрезентация, содержащая структурно-логические схемы, не приводит к снижению восприятия содержательной стороны связной устной речи. Эта форма предъявления учебного материала максимально успешно обеспечивает высокую результативность усвоения по таким критериям как узнавание и воспроизведение.

Традиционно применяемая в учебном процессе лекция, основанная на связной устной речи преподавателя, обладает высокой эффективностью в отношении таких критериев усвоения как понимание и применение. В результате смыслового восприятия речи формируются связные представления, обладающие комплексным содержанием, осознанием преимущественных существенных признаков различных предметов и явлений, активной целенаправленной динамичностью, индивидуальным содержательным наполнением. Данный результат, несомненно, подтверждает непреходящую значимость связной устной речи в смысловом восприятии учебного материала.

восприятие учебной информации в форме лекция с презентацией, содержащий письменный текст, показывает у большинства студентов средний уровень узнавания содержания информации, но низкий уровень воспроизведения, понимания и применения. Такой результат, по нашему мнению, обусловлен тем, что при совмещении предъявления письменного текста и устной речи преподавателя студенты вынуждены непрерывно переключать внимание с одного образа на другой, затрудняясь в достаточной степени их усвоить. Следовательно, такая форма затрудняет ее понимание и впоследствии применение.

Результаты усвоения учебного материала, предъявляемого в форме научно-познавательного фильма, имеет следующие особенности. восприятие словесно-зрительного ряда в фильме константно, что проявляется в возможности формирования образа независимо от физических условий его предъявления. В данном процессе происходит опознание, как слова, так и визуального объекта. Однако это лишь первичное звено формирования понятий, которые должны стать результатом восприятия учебного материала. осознание факта возникновения представления требует некоторых временных затрат, которые при просмотре фильма в силу его динамичного темпа невозможно реализовать. Кроме того, собственные представления не формируются, в них и нет необходимости, поскольку в самом видеоряде существуют яркие и запоминающиеся образы-восприятия [Ерчак,2007]. Поскольку образы видеоряда служат при восприятии научно-познавательного фильма препятствием для появления представлений, то усвоенной информации явно недостаточно для формирования целостного содержания учебного материала, пригодного для последующего осмысления и применения.

Анализ полученных в исследованиях результатов позволили нам сделать следующие выводы. Такие формы предъявления учебного материала как лекция со словесной наглядностью и лекция с мультимедийной презентацией, содержащей схемы, определяют достаточно высокую результативность усвоения учебного материала по всем критериям при тестовой форме контроля знаний. Определенная форма предъявления материала может способствовать повышению эффективности выполнения отдельных видов контрольных заданий. Однако для достижения желаемого результата преподавателю необходимо организовывать образовательный процесс и руководить им, учитывая психологических особенностей восприятия и усвоения студентами учебного материала при разных формах его предъявления.

В вузовской среде студенты привыкают к определенному виду визуального ряда. Частота использования однотипной формы предъявления информации в учебном процессе или же ее разнообразие, может способствовать автоматизации определенных способов обработки предъявляемой информации. Таким образом, уже на этапе восприятия могут возникать психологические эффекты, связанные с привычностью/непривычностью формы предъявления информации, что определяет результативность усвоения учебного материала. Перспективы дальнейших исследований в этой научной области мы видим в выявлении роли субъективных факторов в результативности восприятия и усвоения учебного материала при разных формах его предъявления, а также особенностей взаимосвязи и взаимовлияния объективных и субъективных факторов в этом процессе.

  1. Гнедых, Д.С. Эффективность усвоения учебной информации студентами в условиях электронного обучения [Текст] / Д.С. Гнедых; СПбГУ, Ф-т психологии.  СПб., 2015. – 40 с.
  2. Ерчак, Н.Т. Психология профессиональной речи [Текст] / Н.Т. Ерчак. – М.: Изд-во деловой и учебной литературы, 2007. – 196с.

Автор(ы): 

Дата публикации: 

21 апр 2018

Высшее учебное заведение: 

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Индекс: 

Метки: 

    Для цитирования: 

    Черчес Т.Е. Психологические аспекты восприятия учебной информации при разных формах ее предъявления // Личность, интеллект, метакогниции: исследовательские подходы и образовательные практики: материалы III-й Междунар. науч.-практ. конф., Калуга, 19-21 апреля 2018. – Калуга: ИП Якунин А.В., 2018. – С. 377-381. – 0,3 п.л.

    Комментарии

    Добавить комментарий

    CAPTCHA на основе изображений
    Введите код с картинки