Проблемы и опыт образовательной практики при подготовке будущих психологов МЧС РФ

Н.Е. Водопьянова Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия
С.В. Хрипунова Волгоградский институт управления – филиал РАНХиГС, г. Волгоград, Россия

В статье раскрыты проблемы подготовки специалистов психологической службы МЧС РФ. Обоснованы принципы подготовки специалистов Психологической Службы на основе их взаимодействия с другими специалистами структурных подразделений МЧС РФ в период прохождении практики в условиях, приближенных к экстремальным в целях формирования их профессионально-важных качеств, профессионального опыта столкновения с опасностью и оказания помощи пострадавшим. Для взаимодействия специалистов всех структурных подразделений МЧС РФ и приобретения профессионального опыта отмечается важность таких форм студенческой практики как волонтерская деятельность, добровольческие отряды.

Ключевые слова: Психологическое сопровождение, чрезвычайные ситуации, травматический стресс, экстренная психологическая помощь, Психологическая Служба МЧС РФ, волонтерская деятельность, добровольческие отряды.

This article reveals the problems of training of MES (Ministry of Emergency Situations) Psychological service specialists. The basics of training of the specialists of the Psychological Service are substantiated on the basis of their interaction with other specialists of MES RF structural departments in the period of practice in the conditions close to extreme in order to form their professionally important qualities, professional experience of collision with the danger and rendering help to affected people (victims). For the interaction of the specialists of all structural subdivisions of MES RF and acquiring of professional experience the importance of such forms the students practice as volunteering and volunteer teams is marked.

Keywords: psychological support, emergency situations, traumatic stress, Psychological Service of MES RF, volunteer activity, volunteer detachments

Актуальность. сохранение жизни, здоровья и благополучия населения РФ в любых обстоятельствах, в том числе и в экстремальных ситуациях – это одна из основополагающих ценностей нашего государства. Поэтому была создана Психологическая Служба МЧС РФ в рамках Министерства по ЧС Российской Федерации.

Чрезвычайные ситуации являются значительной частью профессиональной деятельности и когнитивного опыта сотрудников МЧС, содержат наличие угрозы жизни, здоровью и благополучию не только для пострадавших в экстремальных ситуациях, но также и для самих спасателей.

В профессиональные задачи психологов МЧС РФ входят психологическое сопровождение личного состава МЧС РФ для сохранения их психологической устойчивости, профессионального здоровья и активного трудоспособного состояния, а также оказание всесторонней психологической помощи населению РФ, пострадавшему при возникновении чрезвычайных ситуаций. Работа в системе «ЧС – психолог-спасатель – пострадавшие» сопровождаются высокими эмоциональными нагрузками, и психо-энегретическими затратами [Тарабрина, 2009].

Содержание деятельности спасателей и помощи в чрезвычайных ситуациях пронизано глубоким ценностным (метакогнитивным) смыслом и гуманитарным наполнением на фоне соприкосновения с человеческими трагедиями и рисками для жизни. Значительная часть деятельности спасателей протекает в экстремальных условиях. Вопервых – это оказание физической и психологической помощи пострадавшим, переживающих острые эмоции и состояния горя, страха, фрустрации, неопределенности, физической и душевной боли перед лицом чрезвычайных обстоятельств, а также снижение интенсивности острых стрессовых реакций у пострадавших и родственников погибших в результате ЧС. Во-вторых – создание и обеспечение оптимальной обстановки и условий для проведения аварийно-спасательных работ. В третьих – это снижение риска возникновения массовых негативных реакций и профилактика возникновения отдаленных психологических последствий в результате воздействия травмирующего события [Алгоритмы организации работы специалиста психологической службы, привлекаемого к ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, 2012].

Таким образом, Психологическая Служба ориентирована как на экстренную помощь при наличии у пострадавших острых стрессовых реакций, так и на пролонгированное действие и информационно-психологическое сопровождение пострадавшего населения.

Наряду с этим специалисты МЧС организуют взаимодействие с различными службами, которые участвуют в ликвидации последствий ЧС и способствуют созданию необходимых условий жизнедеятельности пострадавших, а также осуществляют сопровождение личного состава, который принимает участие в ликвидации последствий ЧС.

Соприкосновение с негативными эмоционально-напряженными состояниями спасателей и пострадавших является дестабилизирующим фактором для сохранности их эмоциональной устойчивости и психологического благополучия.

В основной круг обязанностей и компетентностей психологов входят умения купирования последствий травматического стресса, эмоционального соучастия и поддержки пострадавших [Василюк, 1984]. При этом сами психологи МЧС также подвержены острым эмоциональным переживаниям вследствие соучастия, стремления облегчить страдания пострадавших. Желание облегчить боль и страдания людей не минуемо ведет к эмоциональным стрессам, большим психо-энергетическим затратам, что активизирует механизмы совладания и психологической защиты, перенапряжение которых может запускать психо-деформационные процессы и снижение профессионального здоровья.

Высокие требования к психологической устойчивости и профессиональным компетентностям специалистов Психологической Службы МЧС РФ ставят задачи совершенствования профессиональной подготовки и личностного развития в образовательной практике студентов, готовых к работе в экстремальных условиях.

Подготовка психологов МЧС РФ осуществляется в нескольких направлениях: на специализированных факультетах учебных заведений системы МЧС России, на базе психологических факультетов вузов страны (в частности специальность «Психология служебной деятельности»). В связи с этим, существует необходимость создания практико-ориентированных учебных программ профессиональной подготовки, четко работающего механизма по осуществлению процесса преемственности в обучении студентов и создании возможностей для прохождения практики в условиях, приближенных к экстремальным: участие в тренировочных занятиях; осуществление деятельности в составе волонтерских подразделений; а также участие в специализированных профессиональных конкурсах.

К примеру, в Волгоградской области в РАНХиГС (Волгоградский институт управления) функционирует уже в течение ряда лет специальность «Психология служебной деятельности». Между вузом и ГУ МЧС РФ по Волгоградской области заключен договор о прохождении практики студентами вуза, а также есть опыт в участии студентов специальности «Психология служебной деятельности» в специализированном конкурсе ЮФО на базе Центра оказания экстренной психологической помощи (ЦЭПП МЧС РФ) в Ростове - на - Дону. Данный конкурс – это один из этапов Всероссийских соревнований «Человеческий фактор», который проводится в Российской Федерации уже на протяжении многих лет. Он посвящен оказанию первой помощи и психологической поддержке пострадавших в чрезвычайных ситуациях. В этом соревновании принимают участие более 20 команд со всей страны, которые прошли отборочный конкурс в Федеральных округах РФ.

В целях приобретения профессионального опыта работы в качестве психологов МЧС для студентов РАНХиГС в системе учебнопрофессиональной подготовки создана реальная возможность прохождения соответствующей практики. Целью и задачами практики являются: формирование осознанной профессиональной мотивации, установок на гуманистический и высоконравственный характер служебной деятельности МЧС, важности развития профессиональных компетентностей, в том числе и психологической устойчивости, конструктивных стратегий совладания с ЧС, позитивного образа сильного «Я» как субъекта психологической помощи, ответственности за себя и за других людей.

Также хочется отметить, что идея добровольческого (волонтерского) движения в рамках МЧС РФ уже на протяжении нескольких лет активно претворяется в жизнь и находит положительные отклики в студенческой среде более пяти лет [Клименских М.В., Ершова И.А., Виндекер О.С.,2015].

В частности, в 2012 году был организован Добровольческий отряд Южного филиала Центра экстренной психологической помощи МЧС России «Ради будущего» из числа студентов- психологов Ростовских вузов. Главной целью создания отряда являлось формирование у добровольцев - психологов культуры безопасного поведения и совладания с ЧС, пропаганда модели безопасного взаимодействия среди населения, Воспитание субъектной позиции при оказании психологической помощи. Работа в волонтерском движении предполагает прохождение обучения по «программе подготовки добровольцев», участие в формировании культуры безопасности поведения различных категорий населения, освоение навыков оказания экстренной допсихологической помощи и получение опыта работы, необходимого будущим специалистам [Сайт Южного Федерального Университета «Академия психологии и педагогики»].

Также в качестве примера образовательной практики можно представить Всероссийский студенческий психологический добровольческий отряд, действующий под руководством Центра экстренной психологической помощи (ЦЭПП МЧС РФ Уральского Федерального округа). Студенты – участники отрядного движения проходят специальную практику по курсу экстренной психологической помощи. После сдачи квалификационного экзамена на получение статуса спасателя, в случае возникновения необходимости студенты могут работать в зоне чрезвычайной ситуации. Опыт деятельности таких студенческих добровольных организаций показывает, что в процессе участия в волонтерском движении студенты утверждаются в своем желании в дальнейшем связать свою жизнь с выбранной специальностью, приобретают уверенность в собственные силы, у них существенно расширяется ценностно-смысловое поле относительно оказания психологической помощи пострадавшим в ЧС.

Эмпирическое исследование профессиональной мотивации, образа «Я как профессионал», профессиональной востребованности» и др. в группе волонтеров и добровольных организаций до и после образовательных практик показало, что оказание помощи другим приобретает роль метакогниции – центрального смыслового звена и ресурсообразующего конструкта в структуре профессиональной мотивации и социоцентрической направленности личности студентов.

Рассмотренные примеры приводят к мысли о том, что в Волгоградском регионе необходимо организовать студенческое волонтерское движение на базе ГУ МЧС РФ по Волгоградской области и cпециальности «Психология служебной деятельности» РАНГХиГС (Волгоградский институт управления). Принятие данного решения сыграло бы свою позитивную роль в приобретении опыта и формированию профессионально-важных компетентностей у будущих психологов МЧС.

Заключение

Использование субъектно-формирующих образовательных практик в учебно-воспитательном процессе молодых специалистов - психологов представляется перспективным для пополнения структурных подразделений МЧС РФ получить в свои ряды сотрудников, ясно представляющих себе, в чем состоит их будущая работа со всеми ее сложностями и трудностями. Использование волонтерства как одного из вида образовательной практик позволит укрепить ряды Психологической службы МЧС РФ мотивированными сотрудниками и сократить текучесть кадров данного подразделения.

На пути образовательных практик важным является создание механизма взаимодействия вузов страны, где организованы факультеты и специальности «Психология служебной деятельности» и Главных Управлений МЧС РФ по субъекту Федерации, которые действуют в данном регионе.

В рамках созданного механизма можно будет реализовать способы постоянного взаимодействия студентов специализированных факультетов и специальностей с Психологической службой ГУ МЧС РФ по субъектам федерации. Например, участие студентов в тренировках по отработке алгоритмов оказания психологической помощи и сопровождению пострадавшего населения в чрезвычайных ситуациях. В связи с этим, необходимо в рамках заключенных договоров по практике осуществлять взаимодействие студентов и Психологической Службы ГУ МЧС РФ на постоянной основе. Это создавало бы возможность для ГУ МЧС РФ заранее подбирать себе для наполнения кадрового состава таких будущих специалистов, которые знают проблематику профессии.

ВУЗ может быть заинтересован в постоянно действующей площадке по практической работе и подготовки студентов для дальнейшей деятельности. Освещение в средствах массовой информации практической работы может стать незаменимой в целях привлечения будущих абитуриентов на учебу по специальности «Психология служебной деятельности». Далее этот опыт можно распространить на другие специализированные службы региона (МВД, УФСИН и ряд других) для того, чтобы все организации имели бы возможность отбора лучших студенческих кадров в целях работы в своих структурах.

  1. Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. – 200 с.
  2. Клименских М.В., Ершова И.А., Виндекер О.С. Роль волонтерской деятельности в профессиональной подготовке студентов-психологов // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-2. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://science-education.ru/ru/article/view?id=21466 (дата обращения: 11.02.2018).
  3. Приказ Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий РФ № 525 от 20.09. 2011 года «Об утверждении Порядка оказания экстренной психологической помощи пострадавшему населению в зонах ЧС и при пожарах». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.garant.ru/55172473/ (дата обращения: 14.02.2018).
  4. Алгоритмы организации работы специалиста психологической службы, привлекаемого к ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций// Москва, 2012 г. Электронный ресурс. Режим доступа: https://studopedia.org/7-7389.html (дата обращения: 14.02.2018).
  5. Сайт Южного Федерального Университета «Академия психологии и педагогики». [Электронный ресурс]. Режим доступа: appsfedu.ru/dobovol. http://sfedu.ru/www/stat_pages22.show?p=ELs/sotr/D&x=ELS/9600000000000 (дата обращения: 12.02.2018).
  6. Тарабрина Н.В. Психология посттравматического стресса. М.: Издво «Институт психологии РАН», 2009.-304 с.

Автор(ы): 

Дата публикации: 

21 апр 2018

Высшее учебное заведение: 

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Индекс: 

Метки: 

    Для цитирования: 

    Водопьянова Н.Е., Хрипунова С.В. Проблемы и опыт образовательной практики при подготовке будущих психологов МЧС РФ // Личность, интеллект, метакогниции: исследовательские подходы и образовательные практики: материалы III-й Междунар. науч.-практ. конф., Калуга, 19-21 апреля 2018. – Калуга: ИП Якунин А.В., 2018. – С. 294-300. – 0,45 п.л.

    Комментарии

    Добавить комментарий

    CAPTCHA на основе изображений
    Введите код с картинки