Проблемные аспекты раскрытия одаренности детей в дошкольном возрасте

Разделы психологии: 

Белова Елена Сергеевна (Москва, Россия), кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник, Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Психологический институт Российской академии образования», г.Москва, ул.Моховая, д.9, стр.4

Аннотация. Обсуждаются проблемы поддержки и обучения одаренных детей дошкольного возраста. Рассматриваются задачи дошкольного образования в аспекте его модернизации. Приводятся данные экспериментального исследования одаренных дошкольников с трудностями развития. Подчёркивается необходимость подготовки педагогов на качественно новом уровне для работы с такими детьми.

Ключевые слова: одаренность детей, творческий потенциал, дошкольный возраст, дошкольное образование, трудности развития.

PROBLEM ASPECTS OF CHILDREN GIFTEDNESS DISCLOSURE IN PRESCHOOL AGE

Belova Elena Sergeevna (Moscow, Russia), Candidate of Psychology Psychological Sciences, Leading researcher, FBSSI "Psychological Institute of the Russian Academy of Education", Moscow, Mokhovaya str. - 9, bld. 4

Abstract. Problems of support and education of gifted children of preschool age are discussed. The tasks of preschool education in the aspect of its modernization are considered. The experimental study results of gifted preschool children with developmental difficulties are presented. The need for teacher training at a considerably new level for interaction with such children is emphasized.

Keywords: children giftedness, creative potential, preschool age, preschool education, development difficulties.

Одной из главных задач современного образования является формирование личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Повышается значимость раскрытия ее творческого потенциала, позволяющего проявлять инициативность, умения творчески подходить к анализу жизненных проблем и находить нестандартные решения, выбирать профессиональный путь творческой самореализации.

Высокий творческий потенциал как основа одаренности может проявляться уже в детском возрасте. В связи с этим становится особенно актуальной проблема поддержки детской одаренности. Важность и необходимость решения этой проблемы нашли отражение в разработанной государственной программе «Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012–2017 годы». Ее реализация включает как одну из основных задач: «обеспечение условий для выявления и развития талантливых детей и детей со скрытой одаренностью независимо от сферы одаренности, места жительства и социально-имущественного положения их семей» [4]. Определены меры, направленные на поиск и поддержку талантливых детей и молодежи: Обеспечение нормативно-правового закрепления особых образовательных запросов одаренных детей; поддержка и развитие образовательных учреждений, специализирующихся на работе с одаренными детьми. Создание национального ресурсного центра для работы с одаренными детьми в целях обеспечения разработки методологии и методов диагностики, развития, обучения и психолого-педагогической поддержки одаренных детей для использования в массовой школе и в специализированных школах для одаренных детей. Создание системы специальной подготовки и переподготовки психолого-педагогических кадров для работы с одаренными детьми, а также для работы с их родителями (законными представителями). Обеспечение информационной поддержки государственной политики по оказанию помощи талантливым детям и молодежи.

Предполагается, что результатом предпринятых мер будет расширение вариативности программ, рассчитанных на детей с разными уровнем, типом и формами проявления способностей, в том числе индивидуализированных программ развития (для детей с особой одаренностью)[4].

Переход на новые образовательные стандарты и поддержка одаренных детей и талантливой молодежи рассматриваются как новые традиции защиты детства, обусловленные объективно возникшей жесткой необходимостью построения качественно иной образовательной системы, где ставятся принципиально новые цели, задачи, проблемы, которые ранее не приходилось решать.

Как показывают результаты мониторинга, наиболее заметное достижение в рамках программы по поддержке молодых талантов – активное участие ребят в олимпиадах, конкурсах. Число участников олимпиад по различным предметным специальностям за последние годы увеличилось в 1,8 раза. Благодаря программе по поддержке молодых талантов сегодня всё больше российских школьников, студентов принимает участие в международных олимпиадах [3].

Несмотря на большой объем работ, которые проводятся на федеральном и региональном уровнях, и реальный выход на новые рубежи решения вопросов образования одаренных детей, остается много проблем, разрешение которых объективно и субъективно затруднено. Особенно это касается раскрытия одаренности в дошкольном детстве.

Права и интересы дошкольников в системе образования оказываются во многом не реализованными из-за существующих проблем: дефицита мест в дошкольных образовательных учреждениях, невысокого уровня качества дошкольного образования; отстающего от современных потребностей общества качества образования как целостного процесса обучения и воспитания детей, неэффективного управления этим процессом и слабого контроля за качеством образовательных услуг; несоответствия современной системы обеспечения информационной безопасности детей новым рискам, связанным с развитием сети «Интернет» и информационных технологий, нарастающему противоправному контенту [4].

Без решения задач по обеспечению доступности качественного дошкольного образования, расширению вариативности его форм невозможно эффективное раскрытие талантов и дарований дошкольников. Учитывая огромные риски, связанные с обрушивающимися на ребенка потоками информации, несомненно, важнейшее значение приобретает и задача обеспечения информационной безопасности дошкольного детства путем реализации единой государственной политики в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.

Происходящие и прогнозируемые изменения демографической, экономической, политической, социально-психологической ситуации оказывают большое влияние на сферу образования. На период до 2020 года прогнозируется определяющее влияние на развитие дошкольного, общего и дополнительного образования ряда внешних тенденций, среди которых следует особо выделить следующие: Продолжающееся изменение структуры расселения: будут уменьшаться малонаселенные пункты и увеличиваться население городов; при этом будет увеличиваться доля детей трудовых мигрантов; из-за недостатка предложений на рынке труда будет возрастать конкуренция за человеческие ресурсы, в том числе – отвлекая педагогические кадры в другие сферы деятельности; радикальные изменения среды социализации будут определять появление как новых социальных, культурных, технологических возможностей, так и рисков для детей, семей, образовательных организаций.

С учётом этих тенденций планируется (Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы), что сеть учреждений и организаций дошкольного образования будет включать организации разных форм собственности, будет организована государственная поддержка вариативных форм дошкольного образования, что позволит охватить дошкольным образованием всех детей дошкольного возраста и увеличить ожидаемую продолжительность образования до 13,5 лет. Организации дошкольного образования будут осуществлять также функции поддержки семей по вопросам раннего развития детей.

Однако нельзя не отметить, что для отдельных групп детей, в том числе одаренных дошкольников, могут оставаться риски неравенства в доступе к качественному образованию. К сожалению, это относится не только к детям, проживающим на малонаселенных территориях с малокомплектными школами и дошкольными учреждениями, в которых сложно обеспечить необходимый уровень и качество образования. И в крупных городах является большой проблемой создание образовательной среды и учебной программы, которые будут соответствовать индивидуальным потребностям неординарного дошкольника и максимально способствовать раскрытию его дарований.

Проблема образования и воспитания одаренных дошкольников остается еще недостаточно исследованной проблемой.

Выделяя особую роль и характер психолого-педагогических наук, выступающих реальным ресурсом развития современного социума в новых условиях его существования, Д.И. Фельдштейн подчёркивал необходимость развертывания новых направлений научной деятельности, создания работ, обеспечивающих формирование нового образовательного пространства, нового его уровня, содержания, функциональной нагрузки в развитии человека и общества. К числу важнейших проблем, требующих серьезного исследования, учёный относил проблему системной организации образования одаренных детей, испытывающих трудности и в собственном развитии, и в отношениях с окружающими [6].

Одаренный дошкольник, как и его сверстники, может развиваться неравномерно: в его развитии можно выделить как сильные, так и слабые стороны. Следует отметить, что в психологии вопросы диссинхроний, трудностей одарённых детей в основном исследованы в отношении школьного возраста [5, 7, 8]. В отношении дошкольного периода данная проблема изучена крайне мало. В проведенном нами специальном исследовании, нацеленном на выявление и анализ трудностей развития одарённых детей 5-7 лет (посещавших дошкольные учреждения Москвы) было установлено:

  1. Трудности речевого развития обнаружены у большинства (70%) одарённых детей 5-6 лет, 32% одаренных 6-7 лет. Специфика трудностей обусловлена была характером нарушений в развитии речи. Наиболее часто проявлялись трудности правильного произношения звуков.
  2. Трудности концентрации и удержания произвольного внимания выявлены у 50% одаренных детей 5-6 лет, 44% одарённых 6-7 лет. При этом 26,7% неординарных дошкольников 5-6 лет очень часто отвлекались, среди 6-7-летних 22% часто были невнимательны.
  3. В общении со взрослым трудности испытывали 20% одарённых 5-6 лет, 22% - 6-7 лет. Трудности общения со сверстниками наблюдались у 20% одарённых 5-6 лет, 22% - 6-7 лет.

Анализ трудностей одаренных дошкольников проводился с позиций многомерности, динамичности и содействия их преодолению на этапе дошкольного возраста, что позволило составить классификацию трудностей. По результатам исследования проводились консультации для педагогов и родителей.

Сложности раскрытия одарённости у детей, испытывающих трудности развития обусловлены тем, что при этом объединены аспекты проблемы возрастного развития, которые обычно рассматриваются изолированно: психологические особенности одаренных дошкольников, связанные с опережением творческого развития, с одной стороны, и относительное отставание в развитии, с другой стороны. В связи с этим возникает острая необходимость специальной подготовки педагогических кадров на качественно новом уровне для работы с такими детьми. Большие возможности для этого, с нашей точки зрения, открываются при рассмотрении проблемы с позиции системного личностно-развивающего подхода, предложенного Л.М. Митиной, в рамках которого ею разработаны концепция и инновационная психологическая технология личностно-профессионального развития учителя [2].

Рассмотренные проблемные аспекты раскрытия одаренности дошкольников обусловливают важность и необходимость продолжения изучения специфики раннего проявления и поддержки детских дарований, создания системной организации образования одаренных детей.

Литература

  1. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL:http://programs.gov.ru/Portal/programs/passport/2 (дата обращения: 26.04.16).
  2. Митина Л.М. Психология личностно-профессионального развития субъектов образования. М.; СПб: Нестор-История, 2014.
  3. Мониторинг реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы. Новости. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://government.ru/news/20813 (дата обращения: 25.04.16).
  4. Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы (утверждена Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761) [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http:// http://kremlin.ru/acts/bank/35418 (дата обращения: 25.04.16).
  5. Петрова С.О. Трудности одаренных дислексиков в школе // Начальная школа плюс До и После. 2013. №5. С.24-28.
  6. Фельдштейн Д.И. Психолого-педагогическая наука как ресурс развития современного социума // Психологическая наука и образование, 2012, № 1. С.18-32.
  7. Щебланова Е.И. Неуспешные одарённые школьники. М.: Бином. Лаборатория знаний, 2014.
  8. Able, Gifted and Talented Underachievers / Diane Montgomery (Editor). 2nd Ed. London: Wiley-Blackwell, 2009.

Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского Гуманитарного Научного Фонда, проект № 14-06-00741а

Автор(ы): 

Дата публикации: 

27 мая 2016

Высшее учебное заведение: 

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Индекс: 

Метки: 

Для цитирования: 

Белова Е.С. Проблемные аспекты раскрытия одаренности детей в дошкольном возрасте // Психология личностно-профессионального развития: современные вызовы и риски: сб. трудов конференции XII междунар. науч.-практ. конф. / под ред. Л.М. Митиной. – М.: Перо, 2016. – 355 с. – С. 104-108. – 0,3 п.л.

Комментарии

Добавить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки