Представления учащихся восьмых классов о смысле жизни

Круглова Мария Борисовна – учитель музыки муниципального бюджетного образовательного учреждения Развилковской средней общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельных предметов, Ленинского района Московской области.

Аннотация Статья посвящена проблеме изучения представлений о смысле жизни у подростков. Анкетирование показало, что у учащихся восьмых классов складываются представления о смысле жизни и смысле своей жизни. Они выделяют факторы, влияющие на становление представлений о смысле жизни, осознают разнообразие этих представлений и возможность их перестройки в процессе взросления и овладения опытом.

Ключевые слова: смысл жизни, смысл своей жизни, широкие социальные, групповые, индивидуальные, познавательные и эмоциональные смыслы жизни.

GRADE 8 STUDENTS' IDEAS ABOUT THE MEANING OF LIFE

Kruglova Maria Borisovna - music teacher of the municipal budgetary educational institution of the Razvilkovskaya secondary school with in-depth study of individual subjects, Leninsky district of the Moscow region.

Annotation The article is devoted to the problem of studying the ideas about the meaning of life in adolescents. The survey showed that eighth grade students develop ideas about the meaning of life and the meaning of their life. They identify the factors influencing the formation of ideas about the meaning of life, they are aware of the diversity of these ideas and the possibility of their restructuring in the process of growing up and mastering experience.

Keywords: the meaning of life, the meaning of one's life, broad social, group, individual, cognitive and emotional meanings of life.

В психолого-педагогических исследованиях большое внимание уделяется проблеме становления смысла жизни у подрастающего поколения. В работах В.Э. Чудновского показано, что смысл жизни может быть своеобразным «навигатором» движения личности по жизненному пространству. А устойчивость и своеобразие этого «навигатора» во многом зависит от его становления в подростковом возрасте, который характеризуется как кризисный, переломный в развитии человека. Обсуждая проблему становления смысла жизни, В.Э. Чудновский рассматривает биологические факторы возрастного развития и подчеркивает, что «в период взросления прибывающие жизненные силы, открывающиеся возможности настраивают на поиск перспективы и жизненного смысла» [3, с. 21]. Однако на становление смысла жизни у молодого поколения влияют конкретно-исторические условия. В исследованиях, проведенных под руководством В.Э. Чудновского, было показано, что в наше время, характеризующееся ломкой устоев общественного бытия, происходит «наложение» социального кризиса на возрастной. Фактически подростки переживают как бы «двойной кризис», обусловленный как внешними, так и внутренними факторами [1]. Поэтому особенно актуальным является изучение становления смысла жизни в период взросления в условиях усиления негативных внешних социальных воздействий.

Большое внимание В.Э. Чудновский уделил проблемам современного образования. Он отмечал: «Стратегическая ошибка минувших десятилетий – недооценка значимости школы и учителя в судьбе человека и общества». «Процесс образования был подчинен предоставлению образовательных услуг» [2, с. 24]. Как известно, в «Законе об образовании» впервые был введен термин «образовательные услуги», против которого выразила свой протест педагогическая общественность. Педагоги справедливо возмущались, считая, что тем самым их приравнивают к «чистильщикам сапог» или «к уборщикам мусора». Вопреки отрицательным отзывам, термин « образовательные услуги» сохранился в принятом »Законе об образовании». Тем самым, фактически закрепляется приоритет потребительской психологии, а не приоритет психологии Человека - Творца, Человека – Созидателя своего будущего.

Отметим, что в наше трудное время на неокрепшие души подростков льется масса негативных потоков об алкоголизме, наркомании, половом растлении, насилии, «красивой» жизни в богатстве и вседозволенности. Последние годы появилось много критических статей о том, что ориентация на обогащение одних за счет других, на власть денег рождает бездуховность во всех слоях общества. Отмечается: социальное неравенство зашло в нашей стране так далеко, что породило уже классовую ненависть. Поэт А.Д. Дементьев метко выразил эту мысль в своей книге. «В России отныне есть два государства. \Одно - для народа. Другое - для барства. \В одном государстве шалеют от денег. \В другом - до зарплаты копеечки делят». Очевидно, что в современных условиях существенно повышается значимость деятельности учителя не как человека, выполняющего образовательные услуги, а как воспитателя, помогающего школьникам обрести высокие жизненные смыслы, сеющего «Разумное, Доброе, Вечное». Ясно и понятно, что учитель не может пройти мимо существующих негативных явлений, и, как нам представляется, чтобы предупредить эти тлетворные влияния, необходимо своевременно выявлять, какие же смыслы жизни обретают школьники под воздействием школы, семьи, средств массовой информации и других проявлений внешней среды. В Психологическом институте РАО коллективом ученых разработана анкета «смысл жизни» для работы с представителями разных возрастов – от подросткового до пожилого. В предыдущие годы в нашей школе проводилось анкетирование учащихся 7 – 11 классов. В процессе подготовки к XXVI симпозиуму мы использовали эту анкету в работе с восьмиклассниками, которые пережили дистанционное обучение в период первого этапа пандемии в конце седьмого класса и после необычных летних каникул вернулись в школу. Анкетирование проводилось в конце сентября 2020 года. Нам важно было прояснить, какие факторы повлияли в этот период на становление у школьников представлений о смысле жизни, а также само содержание этих представлений. Всего в анкетировании принимали участие 108 учащихся восьмых классов, в том числе – 47 мальчиков (43,5%) и 61 девочка (56,5%).

В анкету было включено девять вопросов. Ученику предлагалось раскрыть понятие смысла жизни, затем сформулировать смысл своей жизни. По ответам учащихся можно быть выяснить, дифференцируют ли они понятия «смысл жизни» и «смысл своей жизни». Дополнительную информацию об этом давали ответы на вопросы, где предлагалось оценить значение смысла жизни для человека, раскрыть, всегда ли наличие смысла жизни положительно сказывается на судьбе, чего в жизни больше – смысла или бессмыслицы? Ответы на эти вопросы раскрывали также, какое содержание вкладывают учащиеся в понятия «смысл жизни» и «смысл своей жизни». В анкете содержались также вопросы, которые проявляли отношение учащихся к возможным изменениям смысла жизни с возрастом, выясняли изменения, произошедшие в последние годы, выявляли факторы, влияющие на становление смысла жизни.

Проведенное анкетирование подтвердило результаты предыдущих наших исследований: у учащихся восьмых классов появляется стремление видеть и решать задачу на смысл жизни. Но в решении этой задачи они продвигаются неравномерно. Анализ полученных данных позволил выявить особенности их продвижений. Из 108 респондентов раскрыли содержание понятий «смысл жизни человека» и «смысл своей жизни» соответственно 103 человека (95%) и 83 чел. (77%). При этом в общих категориях («цель», «мечта», «осознанная ценность», «ради чего мы живем», «к чему стремимся», «достижение вершин», «за что готов отдать жизнь») из общего числа анкетируемых раскрыли содержание понятий «смысл жизни человека» и «смысл своей жизни» соответственно 86 чел. (80%) и 16 чел. (15%). Отметим, что одни учащиеся использовали только широкие категории, другие – в сочетании с конкретными понятиями. Получены данные о различиях в конкретизации понятий «смысл жизни человека» и «смысл своей жизни». Так, в содержании понятия «смысл жизни человека» проявляются широкие социальные смыслы у 18 чел. (17%), групповые – у 26 чел. (27%), индивидуальные – у 18 чел. (17%), эмоциональные – у 17 чел. (16%) познавательные – у 10 чел. (9%). В содержании понятия «смысл своей жизни» проявляются широкие социальные смыслы у 29 чел. (27%), групповые – у 44 чел. (41%), индивидуальные – у 39 чел. (36%), эмоциональные – у 26 чел. (24%), познавательные – у 15 чел. (14%).

Нетрудно видеть, что учащимся легче раскрыть содержание понятия «смысл жизни человека», чем «смысл своей жизни». При этом «смысл жизни человека» раскрывается преимущественно в широких категориях, а «смысл своей жизни» – в конкретных понятиях. Отметим, что в процессе конкретизации наиболее часто проявляются групповые смыслы, включающие такие важные понятия, как семья, дети, общение с друзьями, родственниками, помощь родителям. Далее по убывающей частотности идут широкие социальные смыслы, индивидуальные, эмоциональные и познавательные. Широкие социальные смыслы – это труд, стремление жить для людей, быть полезным для окружающих. Индивидуальные смыслы раскрываются в понятиях «жить для себя», здоровье, карьера, благополучие, саморазвитие, финансовая независимость. Эмоциональные смыслы представлены в понятиях: счастье, вера, радость, любовь, удовольствие. Познавательные смыслы включают понятия познание и понимание жизни, получение образования. Приведем примеры раскрытия школьниками понятия «смысл жизни человека», различающиеся полнотой содержания.

«смысл жизни, по моему мнению, это то, ради чего живет человек» (д., 14 л.). «Это то, к чему стремится человек. Кем быть, каким быть и для чего вообще жить» (д., 14 л.). «смысл жизни заключается в том, что каждый человек должен совершить как можно больше благих деяний и как можно меньше грехов» (д., 14 л.). «смысл жизни – это когда ты добиваешься какого-то успеха, вносишь вклад в науку или сферу жизни» (м., 15 л.). «смысл жизни – это добиться вершин, отучиться, найти хорошую работу, путешествовать, радовать близких людей (д., 15 л.). «смысл жизни – это то, за что человек готов отдать свою жизнь» (м., 14 л.). «смысл жизни - это то, ради чего живет человек. Найти любимого человека, устроиться на любимую работу и, конечно, сделать что-то для мира» (д., 14 л.).

Ниже приведены разные по полноте содержания примеры раскрытия школьниками понятия «смысл своей жизни».

«Я живу не только для себя, но и для других. Хочу стать тренером и учить детей. Также помогать другим людям, быть донором как мой любимый игрок C. Ronaldo и мой любимый человек мама» (д., 14 л.). «смысл моей жизни – помощь людям и не только (животным, природе и т.п.). Я хочу стать хирургом, акушером» (д., 14 л.). «смысл моей жизни – работать на любимой работе» (м., 14 л.). «смысл моей жизни – не зависеть от других, обеспечить семью и родителей» (д., 15 л.). «смысл жизни для меня – это семья, верные друзья, достаточный доход» (д., 13 л.). «смысл моей жизни – получить образование, найти хорошую работу, завести семью, купить свой дом, машину и радоваться жизни» (м., 14 л.). «Найти любовь, создать семью, уехать жить за границу» (д., 13 л.). «Мой смысл жизни заключается в счастье. Конечно, я не отказываюсь от богатой жизни и большого дома, но считаю главным, чтобы ты был счастлив» (м., 13 л.). «Смыслом моей жизни, я считаю, найти хорошую работу и создать семью, сделать как можно больше полезного для мира» (м., 14 л.). «Мой смысл жизни в том, чтобы я смогла себя нормально обеспечивать сама. Говорят, счастье не в деньгах, но именно они нужны в современности, чтобы прожить жизнь счастливо» (д., 14 л.). «Мой смысл жизни в том, чтобы жить ради себя и испытывать от этой жизни удовольствие» (д., 14 л.). «Мой смысл жизни в том, чтобы жить и искать смысл этой жизни и этого мира в целом» (м., 14 л.). «смысл моей жизни – жить для того, чтобы узнавать мир, узнавать что-то новое, быть собой» (д., 14 л.). «Мой смысл жизни заключается в полном саморазвитии, внутреннем богатстве мира, продолжении рода и обогащении» (м., 14 л.).

Очень важно, что в процессе решения задачи на смысл жизни школьники обращаются и к будущей профессии. Так, возможность реализовать смысл своей жизни «помогать людям», «проявлять творчество» они видят в профессиях тренера, хирурга, акушера, визажиста. Отметим, что у школьников (хотя бы частично) проявилось все разнообразие, вся широта смыслов жизни. Причем в ответах смыслы жизни представлены как равнозначные. Однако один ученик попытался определить среди них главный. Фактически в нашем исследовании получено подтверждение мысли В.Э. Чудновского: для первого этапа становления у человека смысла жизни характерна структура «конгломерат жизненных смыслов» [1, c. 60].

Определенный интерес у нас вызвали обоснования респондентов невозможности сформулировать смысл своей жизни. Типичные ответы «не знаю» показывали, что школьники даже не попытались задуматься о смысле жизни. В ответах «я еще не определился», «пока не могу сформулировать» скрыты интуитивные процессы понимания «смысла жизни человека» и начало поиска «смысла своей жизни». Впервые на вопрос о «смысле своей жизни» был получен такой ответ: «На данный момент я его не вижу. Я делаю то, что мне говорят родители, ведь у них он (смысл жизни) уже есть» (д., 14 л.). Можно полагать, что ученица задумалась о «смысле своей жизни», а фактором, влияющим на его становление, является пример родителей. Полученные данные так же, как и специфика раскрытия учащимися содержания понятий «смысл жизни человека» и «смысл своей жизни», свидетельствуют о неравномерности продвижения подростков в решении задачи на смысл жизни.

Рассмотрим теперь, какие факторы в той или иной степени влияют на становление смысла жизни у учащихся восьмых классов. Определенный интерес представляют ответы учащихся на вопрос: «Что, по вашему мнению, в большей мере влияет на становление смысла жизни (поставьте в порядке значимости)». Далее предлагалось шесть вариантов, а седьмой ученик мог назвать сам. Сразу отметим, что 2 чел. (1,9%) отметили равнозначность для них всех шести предложенных вариантов, 1 чел. (0,9%) полагал, что влияют только два фактора (собственный опыт и пример родителей), которые равнозначны, и еще 3 чел. (2,8%) считали, что ни один фактор не влияет. В то же время 4 чел. (3,7%) не ответили совсем, а 11 чел. (10,2%), напротив, проявили активность и в качестве седьмого варианта выбрали другие факторы. Нетрудно видеть, что с учетом исключения случаев с равнозначными или не влияющими факторами, а также данных об отсутствии ответа, в ранжировании всего приняли участие 98 человек (90,7%) из 108 анкетируемых. Ниже представлены результаты распределения семи вариантов школьниками от первого места до седьмого.

  • Пример родителей. I место – 49 чел, (45,4%), II – 18 чел. (16,7%), III – 7 чел. (6,5%), IV – 7 чел. (6,5%), V – 1 чел. (0,9%), VI – (0%), VII – 1 чел. (0,9%). Не значимо – 15 чел. (13,9%).
  • Собственный опыт. I место – 35 чел, (32,4%), II – 23 чел. (21,3%), III – 20 чел. (18,5%), IV – 9 чел. (8,3%), V – 4 чел. (3,7%), VI – 1 чел. (0,9%), VII – 1 чел. (0,9%). Не значимо – 5 чел. (4,6%).
  • Общение со сверстниками. I место – 10 чел, (9,2%), II – 20 чел. (18,5%) III –24 чел. (22,2%), IV – 15 чел. (13,9%), V – 8 чел. (7,4%), VI – 3 чел. (2,8%),). Не значимо – 18 чел. (16,7%).
  • Влияние средств массовой информации. I место – 3 чел. (2,8%), II – 4 чел. (3,7%) III – 8 чел. (7,43%), IV – 20 чел. (18,5%), V – 15 чел. (13,9%), VI – 16 чел. (14,8%), VII – 2 чел. (1,9%). Не значимо – 15 чел. (13,9%).
  • Общение с педагогами. I место – (0%), II – 16 чел. (14,8%) III – 8 чел. (7,4%), IV – 12 чел. (11,1%), V – 14 чел. (13%), VI – (16 чел. (13%),). VII – 1 чел. (0,9%). Не значимо – 37 чел. (34,2%).
  • Чтение литературы. I место – (0%), II – 9 чел. (8,3%) III – 9 чел. (8,3%), IV – 7 чел. (6,9%), V – 23 чел. (21,3%), VI – 21 чел. (19,4%). Не значимо – 29 чел. (26,9%).
  • Факторы, названные учениками. I место – 1 чел. (0,9%), II – 2 чел. (1,9%), III – 3 чел. (2,8%), IV – (0%), V – 1 чел. (0,9%). VI – 1 чел. (0,9%), VII – 4 чел. (3,7%). Не назвали новые факторы – 87 чел. (80,6%).

Анкетирование позволило выявить, что среди факторов, влияющих на становление смысла жизни, учащиеся выделяют и ставят на первое место пример родителей (45,4%). Это для нас особенно ценно. Долгие годы Воспитание фактически было переложено на плечи родителей. В настоящее время предприняты попытки повысить роль классного руководителя и даже обсуждается вопрос о целесообразности введения в школу должности помощника директора по воспитательной работе. Однако и сегодня, тем более в условиях пандемии, когда значительное время школьник находится дома на так называемом «дистанционном обучении», возможность влияния родителей существенно возрастает. И от того, каким будет пример старшего поколения, во многом зависит содержание представлений о смысле жизни, которые складываются у школьников. Анализ показал, что значимым для школьника является и его собственный опыт. Более половины респондентов поставили этот фактор на первое (32,4%) или второе (21,3%) место, а лишь немногие (4,6%) не отметили его влияния на становление смысла жизни. Однако собственный опыт может быть не только позитивным, но и негативным. Как учителю создать условия для формирования у подростка позитивного опыта и помочь ему извлечь уроки из опыта негативного? Можно, в частности, обратиться к биографиям великих ученых или к образам литературных героев. Но, к сожалению, на последних двух местах из предложенных в анкете факторов оказались общение с педагогами и чтение литературы.

Рассмотрим теперь выделенные учениками новые факторы, влияющие на становление смысла жизни. В скобках укажем место каждого из них в конкретном ответе ученика, включившего новый фактор. Это «общение с близким человеком» (I), «умение добиться своих целей» (II), «аккуратность речи родителей и их принятие ребенка» (II), «деятельность в свободное время» (III), «наблюдения за людьми разных возрастов» (III), «хобби» (III), «чужая точка зрения» (V), «пример моего кумира» (VI). Были выделены и такие факторы, как «мнение родственников (бабушек, дедушек)» (VII), «общение с психологами или с учителями, имеющими высокий уровень психологической подготовки» (VII), «занятия спортом» (VII), «трудности в жизни» (VII). Нетрудно видеть, что для школьников значимым фактором становится общение с людьми разных возрастов, а не только с родителями, деятельность вне школы, а в самой школе – общение со специалистами в области психологии.

Определенный интерес для учителя представляют данные о том, помогли (или помогают) учебные предметы в поиске смысла жизни, и какие именно. Отметим, что только 4 ученика (4%) не попытались ответить на этот вопрос. Значительное число респондентов считали, что «никакие предметы не помогают» (29 чел, 27%) и противопоставляли их другим возможностям. «Никакие. Мне помогли друзья, семья и интернет» (д., 14 л). «Никакие. В поиске смыла жизни мне помог только мой жизненный опыт» (д., 14 л). Только два респондента (2%) отметили, что каждый учебный предмет для них значим, и даже выделили главные из них. «Каждый предмет помог мне в осознании смысла жизни. Они внесли свой вклад, каждый - свою частицу. Но больше всего – русский язык, литература и физкультура» (д., 14 л.). В то же время, большинство учащихся выделяли отдельные учебные предметы (один или несколько), связывая их либо с поступлением в колледж или ВУЗ и самореализацией, либо с интересом к научным знаниям, развитием интеллекта и умения понимать жизнь (73 чел., 67%). «Литература. Очень много произведений, которые помогают задуматься о смысле жизни» (м., 14 л.). «Обществознание. У меня появился интерес к политическим вопросам» (д., 14 л.). «Физика – главный предмет. Учит думать и понимать жизнь» (д., 14 л.). «Физкультура. Она учит дисциплине, а дисциплина поможет в реализации смысла жизни» (м., 13 л.). Обществознание и математика. Занимаясь этими предметами, я чувствую, что мне это нравится. Хочу, чтобы математика стала моей будущей профессией» (д., 14 л.). На первом и втором местах оказались обществознание (33 чел, 31%) и литература (23 чел, 21%). Учащиеся отмечают значимость еще 15 учебных предметов. Расположим остальные предметы в соответствии с количеством школьников, которые их отметили. Русский язык (16 чел., 15%). Изобразительное искусство, иностранный язык, физкультура (по 13 чел., по 12%). Математика (11 чел., 10%). Музыка (10 чел., 9%). История и химия (по 9 чел., по 8%).. Биология (7 чел., 7%). Физика (6 чел., 6%). Технология (4 чел., 4%). Информатика и ОБЖ (по 3 чел., по 3%). Некоторые учащиеся отмечают учебные предметы, связывая их с будущей профессией.

Глубокие раздумья вызвал у восьмиклассников вопрос о возможности изменения смысла жизни с возрастом. Не выразили своего мнения только 7 человек (6,5%). «Не могу ответить. Мне только 13 лет» (д., 13 л.). Отметим, что 6 человек (5,6%) были убеждены, что с возрастом смысл жизни не изменяется. «смысл жизни – это то, что на всю жизнь» (м., 13 л.). Большинство же учеников в процессе размышлений приходили к выводу, что смысл жизни с возрастом изменяется. Однако в их размышлениях проявилась разная степень уверенности от «да, конечно, изменяется» до «мне кажется, изменяется». При этом они по-разному обосновывали свои ответы. Одни рассматривали жизненные ситуации, которые характерны для взрослого человека: «появляются дети, семья», «надо работать», «возникают жизненные проблемы, новые испытания, увлечения». Другие учитывали различия в психологии еще взрослеющего и уже взрослого человека. «Изменяется. Человек взрослеет, становится более разумным, рассудительным и самостоятельным. И уже начинает понимать, чего он хочет от жизни» (д., 14 л.). «Думаю, да. Меняется сознание. Появляется больше возможностей в социальной жизни» (м., 14 л.). «Да, меняется! С возрастом человек познает что-то новое и интересное» (м, 13 л.). У взрослого «больше потребностей», «меняются приоритеты», «появляется новый взгляд на окружающий мир», «он становится умнее, мудрее», «задумывается над тем, чтобы его жизнь не прошла зря». Отметим, что некоторые учащиеся в своих размышлениях опираются на собственный небольшой жизненный опыт. «Я считаю, что да! Мы взрослеем, умнеем. И у нас уже другой смысл жизни, не тот, который был 4 года назад (лично у меня так)» (д., 13 л.). «Да, меняется. У меня смысл жизни меняется. Я думаю, это из-за перегорания чувств» (м., 14 л.).

Анализ показал, что на размышления некоторых школьников о возрасте могло повлиять и осознание возможности изменений в содержании смысла жизни за последние годы. Из 108 респондентов только 15 человек (13,9%) не смогли ответить на вопросы: «Произошли ли у Вас изменения в понимании смысла жизни в последние годы? Какие?» Большинство учащихся уверенно ответили, что изменения произошли (51 чел., 47%). В то же время 2 человека (1,9%) указали, что «частично», а еще 2 человека (1,9%) с некоторой долей неуверенности посчитали, что «наверно, произошли». «Частично, да. Я больше начала понимать, что это значит – настоящие друзья» (д., 14 л.). Довольно уверенно, хотя и с разными обоснованиями, дали отрицательный ответ 29 человек (26,9%). Одни утверждали, что смысл жизни «навсегда один». «Нет, не произошли. Ведь у меня один смысл жизни. И это навсегда» (д., 14 л.). Другие только рассматривали то, что уже осознано за пройденный жизненный этап. «Нет. Последние годы я думаю о получении образования и о том, чтобы (в будущем) завести семью» (м., 14 л.). Отметим, что некоторые школьники как бы предчувствовали, что какие-то процессы происходят, и в ближайшее время удастся их осознать. Такое понимание изменений отразилось в ответах: «пока нет» (2 чел., 1,9%), «наверно, нет» (4 чел., 3,7%), «нет, но будут» (1 чел., 0,9%), «я в поиске» (2 чел., 1,9%). «Нет. Но думаю, в скором времени будут» (д., 14 л.).

Для нас было важно более глубоко проанализировать ответы тех учащихся, которые утверждали, что у них в последние годы произошли изменения в понимании смысла жизни. Оказалось, что некоторые восьмиклассники в своих комментариях к ответу «да» отмечали факторы, повлиявшие на изменения. Это «встреча с интересными людьми», «пандемия», «новые отношения в семье», «выбор профессии», «предательство друзей», «саморазвитие». Но гораздо больше учащихся попытались раскрыть содержание осознанных ими новых жизненных смыслов, подчеркивая либо их развитие, либо даже полярность по отношению к ранее сложившимся смыслам. «В последние годы у меня произошли изменения в понимании смысла жизни. Раньше я считала: смысл жизни – это сериалы, игры и всякие новые смартфоны. Но с возрастом я начала понимать, что смысл жизни – это родители, друзья, будущее» (д., 14 л.). Отметим, что изменения в понимании смысла жизни происходили как путем осознания и включения новых жизненных смыслов, так и выявления соотношения между ранее сложившимися смыслами, повышения или снижения степени значимости каждого из них. Некоторые школьники пытались противопоставить широкие социальные и индивидуальные смыслы. «Да, произошли. Я начал лучше понимать, что нужно заботиться не только о себе» (м., 14 л.). «Да. Со временем я поняла, что люди жестоки, что мы выживаем, что каждый сам за себя» (д., 14 л.). «Да. В основном надо надеяться только на себя» (д., 14 л.). Но для большинства школьников более значимыми стали групповые смыслы. «Да. Я поняла, что в этом мире нет никого и ничего дороже родителей» (д., 14 л.). «Произошли. Сейчас для меня важно здоровье родителей и родственников» (д., 14 л.). Изменение в понимании смысла жизни выражается в проявлении новой его структуры. У школьников фактически из конгломерата смыслов выделяется главный, который раскрывается через содержание понятия «семья». «Да, я поняла, что семья важнее всего» (д., 13 л.). «Я понял, что главное в жизни – это семья» (м., 14 л.).

Сопоставим результаты анализа содержания осознаваемых школьниками смыслов своей жизни, факторов, влияющих на их становление, и изменений в понимании смысла жизни, которые произошли в последние годы. В процессе решения задачи на смысл жизни школьники постоянно обращаются к семейным ценностям. Значительное число восьмиклассников считают семью и как позитивный компонент своего жизненного смысла, и как фактор, влияющий на его становление. А в процессе взросления некоторые ученики семью начинают рассматривать и как главный смысл своей жизни. Это свидетельствовало о повышении уровня значимости жизненного смысла «семья» в структуре смысла собственной жизни подростка. Для нас очень важно, что, как и в предыдущих исследованиях, анкетирование, проведенное в столь сложных обстоятельствах, связанных с пандемией, подтвердило значимость и целостность жизненного смысла «семья».

Определенный интерес представляют попытки учащихся понять, какое значение имеет наличие смысла жизни для каждого человека. Не выразили своего понимания из 108 респондентов 27 человек (29%). Некоторые школьники полагали, что значение смысла жизни для человека может быть разным по соотношению (позитивное, негативное) и по содержанию (16 чел., 15%). «Разное значение. Зависит от смысла жизни. У кого-то смысл жизни хороший, а у кого-то плохой» (д., 13 л.). «Для каждого по-разному. Кто-то стремится к успеху, усердно учится, работает, заводит семью. А кто-то думает только о себе» (д., 14 л.). Однако большинство восьмиклассников рассмотрели значение смысла жизни для человека только как позитивное (65 чел., 60%). При этом они использовали оценочные выражения «большое», «огромное», «важное», аргументируя свою точку зрения.

«Я считаю, что без смысла жизни человек просто существует, но никак не живет. смысл жизни играет большую роль в жизни человека. Ведь мы стремимся к лучшему» (д., 15 л.). «Огромное. смысл жизни помогает человеку жить достойно и достигать новых высот (д., 13 л.). «смысл жизни имеет очень большое значение для человека. Человеку есть к чему стремиться и за что бороться» (д., 14 л.). «Думаю, главенствующее. Ибо, как только человек теряет смысл жизни, он теряет желание жить» (м., 14 л.). «Большое. Потому что жизнь без смысла – это пустая трата времени» (д., 15 л.).

Осознавая значимость смысла жизни, школьники попытались прояснить: всегда ли наличие смысла жизни положительно сказывается на судьбе человека? Из 108 респондентов не смогли ответить только 12 человек (11,1%), а 2 человека (1,9%) указали, что иногда люди так и не могут найти свой смысл жизни. Утверждали, что «всегда положительно», 23 человека (21,3%), а полагали, что «в большинстве случаев» смысл жизни на судьбе человека сказывается положительно, 5 чел. (4,6%). Отметим, что в обоснованиях своих суждений школьники подчеркивали значимость именно позитивных смыслов. «Всегда. Если главный смысл жизни состоит в духовном развитии, то человека вообще не волнует его судьба» (м., 14 л.). «Да. Так как человек будет стараться для своей самореализации» (д., 13 л.). «Я думаю, что всегда. Без смысла жизни человек ничего бы в жизни не хотел и, скорее всего, ничего не добился» (м., 14 л.). Однако большинство школьников все же считали, что «положительно - не всегда» (66 чел., 61,1 %). «Нет, не всегда. Потому что, например, один человек хочет деньги и не работает. А другой хочет работать и добиваться всего сам» (д., 15 л.). Они полагали, что в жизни возможны различные ситуации, которые препятствуют реализации позитивных смыслов, а иногда и сами жизненные смыслы таковы, что невозможно их реализовать за свою столь короткую жизнь. «Нет, не всегда. Иногда судьба играет в злые шутки, что-то происходит не так, как ты хотел. Человек теряет веру и разочаровывается в жизни» (д., 14 л.). «Нет, далеко не всегда. Человек может захотеть сделать что-то не выполнимое. У него не получается. И он опустит руки, бросит свое дело» (м., 14 л.). Другую причину школьники видели в том, что нередко у человека происходит становление негативных жизненных смыслов. И эти негативные смыслы существенно отягощают жизнь и судьбу человека. «Нет, не всегда. Есть люди, которые из-за обиды или иных причин делают смыслом своей жизни месть и расплачиваются потом смертью своей или других людей. Или иным наказанием» (д., 15 л.). «Нет. Бывает, что у человека смыслом жизни становятся алкоголь и наркотики» (м., 14 л.).

понимание возможности становления у человека негативных жизненных смыслов проявилось у школьников и при ответе на вопрос: чего, по вашему мнению, в жизни человека больше: смысла или бессмыслицы? Не попытались ответить 9 чел. (8,3%). Мнения остальных разделились: «больше смысла» (53 чел, 49%), «больше бессмыслицы» (34 чел., 31,5%), «по-разному» (10 чел., 9,3%), «одинаково» (2 чел., 1,9%). Считая, что в жизни человека больше смысла, чем бессмыслицы, ученики раскрывали значимость позитивных смыслов во всех, даже самых сложных, обстоятельствах.

«Смысла больше. Все ошибки, которые мы совершаем, - это уроки, все случайности не случайны. Все, что мы изучаем, обязательно пригодится нам в жизни» (д., 14 л.). «Я думаю, больше смысла. Потому что иначе человек был бы простым животным, которое выполняет лишь свои биологические потребности» (м., 13 л.).

Полагая, что «больше бессмыслицы», ученики пытались рассмотреть ее с двух сторон. С одной стороны, по их мнению, то, что сегодня кажется бессмысленным, порождает потребность в познании, стремление к новому, к развитию самого человека.

«В жизни обычно бывает много, чего иногда даже нельзя объяснить и понять. Поэтому бессмыслицы больше» (д., 14 л.). «В жизни человека, как бы странно это ни звучало, больше бессмыслицы. Но без этой бессмыслицы мы бы не были людьми. Мы бы были как роботы» (м., 13 лет).

С другой стороны, ученики рассматривали бессмыслицу как результат становления негативных смыслов, относя к ним стремление к обогащению за счет труда других, алкоголизм, наркоманию, интернет-зависимость. «Бессмыслицы. Больше половины людей на этой планете бегают только за деньгами и не думают о последствиях» (д., 14 л.). «Я думаю, что бессмыслицы. Все из нас каждый день сидят в соц. сетях. Это не дает много смысла» (д., 14 л.). Свое мнение «одинаково» или «по-разному» школьники обосновывали тем, что понимание соотношения между смыслом и бессмыслицей может меняться в процессе взросления человека и необходимости решать разные жизненные проблемы. «По-разному. Смотря, у какого человека или в определенной ситуации» (д., 14 л.).

Подведем итоги исследования. Оно было проведено в сложных социально-экономических условиях, связанных с тяжелой экологической обстановкой в нашей стране и на планете в целом. Анкетирование показало, что восьмиклассники дифференцируют понятия «смысл жизни» и «смысл своей жизни», но в ходе раскрытия их содержания продвигаются неравномерно. Они осознают возможность становления полярных (позитивных и негативных) жизненных смыслов, их изменение в процессе взросления и влияние на судьбу человека. В результатах размышлений школьников отразилось повышение уровня значимости и целостности жизненного смысла «семья» и как компонента в структуре смысла собственной жизни, и как фактора, влияющего на его становление и развитие в разных жизненных обстоятельствах. Для нас очень важно, что в ходе решения задачи на смысл жизни у некоторых школьников проявилась потребность в общении с психологами и педагогами, владеющими психологическими знаниями на высоком уровне. Мы полагаем, что было бы целесообразно в учебные программы и учебники по психологии для школьников включить раздел, освещающий проблемы смысла жизни человека.

Литература

  1. Вайзер Г.А., Чудновский В.Э. смысл жизни и акме: 15 лет поиска. – М., Обнинск: ИГ – Социн, 2010. – 72 с.
  2. Обращение В.Э. Чудновского к участникам симпозиума. (Вместо завещания) // Психологические проблемы смысла жизни и акме: Электронный сборник материалов XXI симпозиума / под ред. Г.А. Вайзер, Н.В. Кисельниковой, Т.А. Поповой. – М.: ФГБНУ «Психологический институт РАО», 2016. С. 17 – 27. [Электронный ресурс] https://www.pirao.ru/images/labs/gporl/XXI-simpozium.pdf (Дата обращения 24.01.2019).
  3. Чудновский В.Э. смысл жизни: проблема относительной эмансипированности от «внешнего» и «внутреннего» //Психологический журнал. 1995, Т. 16, № 2. С. 15 – 26.

Автор(ы): 

Дата публикации: 

20 мая 2021

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Индекс: 

Метки: 

Для цитирования: 

Круглова М.Б. Представления учащихся восьмых классов о смысле жизни // Психологические проблемы смысла жизни и акме: Электронный сб. материалов XXVI Междунар. симпозиума / Отв. ред. Г.А. Вайзер, Н.В. Кисельниковой, Т.А. Поповой – М.: ФГБНУ ПИ РАО, 2021. – С. 221-229.

Комментарии

Добавить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки