Педагогическое сопровождение профессионального самоопределения студентов на разных уровнях высшего технического образования

И.В. Крыжановская Мытищинский филиал Московского государственного технического университета имени Н.Э. Баумана, Мытищи, Россия

Профессиональная деятельность инженера приобретает новые приоритеты, связанные с технологическими инновациями в экономике, что влияет на систему высшего технического образования. Меняются требования к подготовке инженера, появляются новые технические направления подготовки [1]. Существенными становятся нетехнические аспекты труда: планирование, координация, маркетинг, коммуникация и др. Поэтому одним из показателей профессиональной подготовки специалиста становится его адаптивность в социуме, которая слабо формируется узкоспециализированными научно-техническими дисциплинами.

В соответствии с мировыми стандартами и в целях формирования современного системного мышления студентов в технических вузах введена многоуровневая система высшего образования, которая предусматривает подготовку специалистов по преемственным профессиональным образовательным программам трех уровней: бакалавариат, магистратура и аспирантура. Она способствует постепенному ознакомлению и погружению студентов в профессиональную деятельность.

Базовые технических знания, полученные в бакалавриате, составляют основу для последующей специализации в магистратуре или на производстве, создают большие возможности развития профессиональной мобильности и соответствуют быстро меняющемуся рынку труда. Магистерские программы дают возможность расширить профессиональные навыки в конкретных предметных областях знаний и получить более узкую специализацию. Магистратура помогает определиться с дальнейшим направлением профессиональной деятельности в зависимости от способностей магистрантов к научно-исследовательской, к практической или преподавательской работе в выбранном направлении профессиональной деятельности. В аспирантуре молодой специалист занимается собственным исследованием по выбранной проблеме, что позволяет аспиранту не просто усваивать информацию, а анализировать, сопоставлять ее по различным критериям, делать выводы, обосновывать свое мнение.

Профессиональное самоопределение студентов в техническом вузе напрямую зависит от образовательного процесса как объективного условия реализации личностного потенциала, целью которого является упрочение, усиление и формирование мотивации к будущей деятельности [2, 3]. Она является основой развития компетенции карьерного проектирования. В целях формирования образовательной траектории и выборе дальнейшей профессиональной деятельности становится необходимым сопровождение профессионального самоопределения студентов [4, 5]. Если выбор обучения был случайным, необходима психолого-педагогическая деятельность по коррекции внешней мотивации выбора профессии во внутреннюю либо, при невозможности этого, помощь в самоопределении, связанном с модифицированием своего профессионального выбора.

Сопровождение в педагогическом аспекте имеет свои цели, предмет, функции, критерии, средства и результаты, которые направлены на помощь и поддержку в развитии профессионального самоопределения студентов. Педагогическое сопровождение профессионального самоопределения студентов технических вузов представляет собой специально организованную и личностно ориентированную систему поддержки и помощи студентам, направленную на решение задач их профессионального развития, обучения, воспитания и социализации на основе развития компетенции карьерного проектирования. Данный процесс может осуществляться в ходе просветительских, диагностических и коррекционных мероприятий, направленных на проектирование и реализацию условий для успешной адаптации студентов как в образовательной среде вуза, так и в будущей профессиональной среде. Методы педагогического сопровождения должны обучать умению правильного выбора, создавать ориентационное поле развития, укреплять позиции в профессии человека на основе его личностного потенциала.

Средствами педагогического сопровождения может являться информация о направлениях подготовки и видах профессиональной деятельности, профориентационные методики, психолого-педагогические консультации, вариативные дисциплины, тренинговые программы, олимпиады, конференции, волонтерская и трудовая деятельность на производстве.

Результатом педагогического сопровождения профессионального самоопределения студентов технических вузов является умение студентов определять профессиональные цели на основе сопоставления их внутренних потребностей и возможностей с требованиями будущей профессии и предложениями рынка труда; конструировать профессиональную сферу и выбор направленности будущей профессиональной деятельности, требующих технических знаний; анализировать личностный потенциал и ограничения для достижения желаемого профессионального будущего; построения пошагового плана профессионального роста; выстраивания профессионального пути с учетом внутренних потребностей и способностей.

Литература

  1. Потапцев И.С., Павлихин Г.П., Бушуев Н.Н., Бушуева В.В. Использование зарубежного опыта решения технических задач в инженерной подготовке студентов: учеб.-метод. пособие. М., 2015.
  2. Ломакина Т.Ю., Таппасханова М.А., Сергеева М.Г. Система поддержки карьеры различных категорий населения в контексте непрерывного развития личности. М.: Издат. центр АННОО «ИЭТ», 2013. С. 228.
  3. Сергеев И.С., Родичев Н.Ф., Секорская-Деканова М.А. Профессиональное самоопределение и его сопровождение в постиндустриальном мире. Попытка прогноза // Профессиональное образование и рынок труда. 2018. № 4. С. 39–50.
  4. Ивлева М.Л., Ивлев В.Ю., Иноземцев В.А. Психологическая концепция одаренности как тип научного знания и методологические принципы изучения ее философских оснований // Известия Московского государственного технического университета МАМИ. 2013. Т. 2, № 4 (18). С. 145–155.
  5. Архиереев Н.Л., Бушуева В.В., Волкова А.Н., Губанов Н.Н., Довженко Л.П., Догужиева М.М., Егорова М.Ю., Иванова А.С., Ивлев В.Ю., Кавинова И.П., Кузнецов Э.Н., Курилов С.Н., Малькова Т.П., Мокшанцев Л.В., Назарова И.Р., Нестеренко А.Н., Нехамкин В.А., Пирютко Т.А., Плохова М.А., Тихая-Тищенко И.Г. и др. Философия. М., 2017.

Автор(ы): 

Дата публикации: 

14 янв 2020

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Индекс: 

Метки: 

    Для цитирования: 

    Крыжановская И.В. Педагогическое сопровождение профессионального самоопределения студентов на разных уровнях высшего технического образования // Экология человека и природы в информационно-технической среде. ЭкоМир-10: 10-я Международная научн. конф. Мытищи – Москва, 5–6 июня 2019 г. — М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2020. – С. 237-239.

    Комментарии

    Добавить комментарий

    CAPTCHA на основе изображений
    Введите код с картинки