Педагогическая герменевтика в управленческом образовании руководителей органов внутренних дел: ценности и смыслы

Разделы психологии: 

Сердюк Наталья Владимировна, начальник кафедры психологии, педагогики и организации работы с кадрами Академии управления МВД России, доктор педагогических наук, профессор, полковник полиции

Аннотация Статья посвящена смысложизненным ориентирам в подготовке полицейских руководителей, обоснованы основные направления педагогической герменевтики в управленческом образовании.

Ключевые слова: педагогическая герменевтика, ценности, смысл, понимание, интерпретация, Интериоризация, смыслостроительство.

PEDAGOGICAL HERMENEUTICS IN MANAGEMENT EDUCATION OF HEADS OF INTERNAL AFFAIRS BODIES: VALUES AND MEANINGS

Serdyuk Natalya Vladimirovna, Head of the Department of Psychology, Pedagogy and Organization of Work with Personnel of the Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Doctor of Pedagogy, Professor, Police Colonel

Abstract The article is devoted to life-meaning guidelines in the training of police leaders, substantiated the main directions of pedagogical hermeneutics in management education.

Keywords: pedagogical hermeneutics, values, meaning, understanding, interpretation, interiorization, meaning-building.

Современная социокультурная ситуация характеризуется изменением множества парадигм (политических, идеологических, экономических, образовательных, иных). Не могли происходящие изменения не затронуть такую государственную институт, как полиция. Сегодня деятельность органов внутренних дел Российской Федерации подвергается трансформации: из исключительно карательного органа, действующего по поводу запрещающих норм права и являющихся инструментом правового сдерживания и правовой регламентации, система МВД России превращается, по большей части, в сервисную службу, нацеленную на предоставление услуг населению в области правоохраны и правоприменения.

В этой связи российской полиции, как никогда прежде, необходимо строить свою деятельность как на непреходящих ценностях, заложенных в основном законе страны – Конституции Российской Федерации, - жизнь, здоровье, права человека и гражданина, защита чести и достоинства и деловой репутации, неприкосновенность жилища и пр., так и создавать новые ценности и смыслы, которые были бы интериоризированы в сознание сотрудников органов внутренних дел и сокращали дистанцию между обществом и ее полицией.

Однако, по меткому выражению исследователя И.В. Ульяновой «современная система российского образования утрачивает свой некогда значимый гуманистический потенциал. Это выражается, в том числе, в пренебрежении к воспитанию как неотъемлемой части целостного педагогического процесса, в девальвации роли воспитательной системы»[3].

Приращению ценностей и смыслов должна помочь педагогическая герменевтика как теория и практика понимания и интерпретации педагогических знаний и педагогических феноменов, зафиксированных и отраженных в различного рода текстах и профессиональных ситуациях, могущими быть прочитанными как текст, и отражающих представление о социально-педагогической реальности, в целях наиболее полного и глубокого осмысления этих знаний и феноменов для совершенствования управленческой деятельности, с учетом профессиональных традиций и профессионально-педагогического опыта [1, с., 50].

Герменевтический подход давно и прочно нашел свое применение в реализации управленческого образования руководителей органов внутренних дел как в ходе преподавания учебных дисциплин базовой и вариативной части, таких как «Педагогика управления», «Психология и педагогика управления», «Профессиональная деонтология» и др., так и элективных курсов и курсов по выбору обучающихся. К основным положениям педагогической герменевтики в управленческом образовании руководителей органов внутренних дел можно отнести следующие:

1) придание всему процессу управленческого образования смыслообразующего характера. Как целенаправленный, системный процесс, управленческое образование в образовательных организациях высшего образования МВД России, и прежде всего в Академии управления МВД России как профильного управленческого вуза в системе МВД России, должно быть наполнено глобальным смыслом актуализации, формирования и развития профессионально значимых личностных качеств руководителя для максимально эффективного осуществления им управленческой деятельности, раскрытия потенциала всех его творческих, профессиональных сил, устремлений, возможностей;

2) разъяснение руководителям смысла непрерывного активного самосовершенствования и оказание психолого-педагогической помощи в этом направлении. Данные обстоятельства и условия побуждают руководителей к энергичной деятельности по самосовершенствованию. Педагогикой накоплен опыт и сформулированы рекомендации относительно самоорганизации и методов такой работы, а преподаватели способны оказать помощь руководителю на пути самостроительства;

3) разъяснение руководителям смысла следования в службе и жизни цивилизованным социальным, нравственным, поведенческим ценностям и предписаниям. Особое значение для них имеют ценности долга, ответственности, чести, достоинства, совести. Понятие чести выражает формальное признание государством и обществом в целом, уважение к личности руководителя органа внутренних дел за выполнение им общепринятых, нравственных и правовых, профессиональных норм. Понятие достоинства связано с осознанием и признанием важности успешного, нравственно безукоризненного выполнения своего долга. сохранение чести и серьезное отношение к достоинству возвышает руководителя органов правопорядка в глазах других людей и своих собственных, обогащает смысл того, что он делает;

4) разъяснение и углубление смысла службы в органах внутренних дел. смысл служебный заключается в укреплении законности и правопорядка в обществе, защите граждан от преступных посягательств. Но есть и личный смысл – самоутверждение путем достижения успехов в жизни, наличие условий для личностного и служебного роста, совершенствования качеств, развития способностей, повышения юридического и социально-педагогического, специального психологического профессионализма и образованности. Он достигается не только путем устных разъяснений, но и посредством убеждения в опыте службы, когда последняя организована должным образом, с условиями для профессионального роста, полной социальной защитой, уважением прав и человеческого достоинства, заботой о личном составе;

5) педагогическая организация близких и далеких перспектив. Это направление работы было разработано в педагогике и успешно использовано классиком педагогической теории и практики Антоном Семеновичем Макаренко.

Организация близких и дальних перспектив служебной деятельности – один из «краеугольных камней» педагогической деятельности в управленческом образовании руководителей органа внутренних дел, которые должны четко представлять себе перспективы развития как собственных профессиональных способностей и качеств, так и подчиненных им сотрудников, возможности карьерного роста, раскрытия личностно-профессионального потенциала;

6) постоянный интерес профессорско-преподавательского состава образовательных организаций высшего образования МВД России к реальной работе каждого руководителя органов внутренних дел по самосовершенствованию, поддержание устойчивой мотивации к ней и оказание действенной помощи. Такая работа гуманна по своей сути и одновременно способствует успешному решению как учебных, научно-исследовательских (квазипрофессиональных), так и впоследствии профессиональных управленческих задач каждым руководителем. Формирование и поддержание у руководителей органов внутренних дел устойчивой мотивации на достижение жизненного и профессионального успеха, а не мотивации избегания неудач, выражающейся подчас в атрибутике деятельности, а не в самой деятельности, – одна из основных психолого-педагогических задач профессорско-преподавательского состава образовательных организаций высшего образования МВД России; 7) организация службы в образовательных организациях высшего образования МВД России в строгом соответствии с теми общечеловеческими и профессиональными ценностями, в постижении смысла которых педагог стремится помочь руководителю [2,с., 71].

Деятельность руководителей органов внутренних дел, связанная с защитой законных прав и интересов граждан, является глубоко гуманной по сути, обращенной к нравственным ценностям свободы и счастья человека в гармонии с окружающими. Донести эту идею до обучающихся руководителей органов внутренних дел и организовать на ее основе педагогическую деятельность в подразделении – миссия научно-педагогического работника образовательной организации высшего образования МВД России с опорой на принципы педагогической герменевтики.

Литература

  1. Сердюк Н.В. Педагогическая герменевтика в деятельности руководителя органа внутренних дел: монография. М., Академия управления МВД России, 2008.
  2. Сердюк Н.В. Педагогика понимания в органах внутренних дел: учебное пособие. М., Академия управления МВД России, 2013.
  3. Ульянова И.В. педагогика XXI века: монография. М., Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, 2017.

Автор(ы): 

Дата публикации: 

20 мая 2021

Высшее учебное заведение: 

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Индекс: 

Метки: 

Для цитирования: 

Сердюк Н.В. Педагогическая герменевтика в управленческом образовании руководителей органов внутренних дел: ценности и смыслы // Психологические проблемы смысла жизни и акме: Электронный сб. материалов XXVI Междунар. симпозиума / Отв. ред. Г.А. Вайзер, Н.В. Кисельниковой, Т.А. Поповой – М.: ФГБНУ ПИ РАО, 2021. – С. 155-157.

Комментарии

Добавить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки