Отношение родителей к игровой деятельности детей

Гусева Ю.Е. доцент, кандидат психологических наук, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия

Аннотация. В статье представлены результаты исследования отношения родителей к игровой деятельности детей. В исследовании принимали участие 118 взрослых (76 женщин и 42 мужчины) в возрасте от 24 до 42 лет, имеющих от одного до трех детей. Основной метод исследования — опрос. Выяснено, что отношение отцов и матерей к игровой деятельности детей отличается. Отношение отцов к игровой деятельности не носит характера навязывания детям каких-либо игровых паттернов, определенных игрушек. Мужчины практически не задумываются о том, в какие игры и игрушки играют дети, скорее передавая активную позицию в игре самим детям, а в выборе игрушек матерям детей. Мужчины редко покупают детям игрушки, при этом, треть отцов выбирают детям игрушкам, исходя из собственного интереса. Отношение матерей к игровой деятельности детей и выбору игрушек отличается большей активной позицией. Выделены три группы матерей, отличающиеся по своему отношению к игровой деятельности детей. Матери, ориентированные на максимальное развитие ребенка (78% от общего числа матерей), более позитивно относятся к игровой деятельности в рамках развивающих занятий и недооценивают свободную игру ребенка. Они предпочитают покупать детям преимущественно развивающие игрушки и организовывают досуг таким образом, что игра практически не присутствует в жизни ребенка. Матери, ориентированные на нужды ребенка (13%), выбирают игрушки исходя из интересов ребенка и положительно относятся к свободной игровой деятельности. Матери ориентированные на традицию (9%) выбирают для детей преимущественно традиционные игрушки (народная кукла, кубарь, волчок), стараясь самостоятельно изготовить игрушки и отказываются от современных игрушек, считая их вредными для ребенка. Сделан вывод о необходимости просвещения родителей в области детской психологии и психологии игры, повышения их психолого-педагогической компетентности.

Ключевые слова: игра, игровая деятельность, Воспитание, развитие ребенка, социализация, депривация игровой деятельности, Ведущая деятельность ребенка, психолого-педагогическая компетентность.

Современной психологической наукой не оспаривается значение игровой деятельности в развитии детей. Исследования игровой деятельности восходят к работам К. Бюлера, А. Валлона, Л.С. Выготского, А.С. Макаренко, А.С. Спиваковской, Д.Б. Эльконина, К.Д. Ушинского, которые описывали игру как взаимодействие ребенка с окружающим миром. "Суть игры заключается в воссоздании социальных отношений между людьми", — отмечает Д.Б. Эльконин [12, с. 152].

Игра относится к ведущей деятельности ребенка дошкольного возраста [12], в игре происходит формирование всех сторон психики ребенка [6]. Играя, ребенок не только овладевает предметным миром, но и формируется как личность: он(а) выстраивает в игре модель социального мира и собственных взаимоотношений в нем, проигрывает социально значимые отношения, оттачивает социальные навыки. В начале ХХ века Л. С. Выготский [3] в своих работах рассматривал игру как средство овладения социальными отношениями, максимально доступное для ребенка в первую очередь за счет того, что игра ребенка всегда направлена на будущее, игра учит ребенка эффективно функционировать в социальном мире. Причем не важно, играет ребенок один или с другими детьми. Игрушка может стать прототипом реального человека, и ребенок легко выстроит конфликтную ситуацию и разрешит ее, исходя из своего жизненного опыта и актуальных потребностей.

Нельзя недооценивать и терапевтическую значимость игровой деятельности детей [4; 5; 11]. Одним из первых обратил внимание на то, что с помощью игры ребенок передает свои чувства, показывает свое отношение к событиям окружающей действительности С.Л. Рубинштейн [6]. Не смотря на то, что в игре конструируются искусственные ситуации, переживания ребенка настоящие. В игре ребенок выражает свои чувства, которые еще не может передать словами. Таким образом, игра становится отражением внутреннего мира ребенка: "Вы купите для ребенка светлый и красивый дом, а он сделает из него тюрьму; вы купите для него куколки крестьян и крестьянок, а он выстроит их в ряды солдат; вы купите для него хорошенького мальчика, а он станет его сечь; он будет переделывать и перестраивать купленные вами игрушки не по их значению, а по тем элементам, которые будут вливаться в него из окружающей жизни", отмечает К.Д. Ушинский [цит. по 9, с. 57].

Современные исследования игровой деятельности детей показывают, что в новых условиях, в эпоху информационного общества стремительно меняется формат игровой деятельности детей, обозначается, что депривация игровой деятельности детей в современном обществе становится фактором дезадаптации ребенка [1; 2; 7; 8; 10]. Обобщая обозначенные проблемы, связанные с игровой деятельностью, можно выделить следующие особенности игровой деятельности современных детей: ограниченное количество свободного времени на спонтанную игру; замена игровой деятельности развивающей; обилие развивающих игрушек при недостатке традиционных; недостаток товарищей для игр, замена спонтанной игры компьютерными играми. Вышеуказанные особенности игровой деятельности современных детей связаны как с изменениями в жизни людей (технический прогресс), так и с отношением родителей к игре детей.

Вышеобозначенные особенности игровой деятельности стали основой для понимания значимости исследования отношения современных родителей к игровой деятельности детей. Основной метод исследования — опрос (полуструктурированное интервью), которое проводилось индивидуально с каждым испытуемым. Мы спрашивали родителей о том, чем они руководствуются, выбирая игрушки детям, в какие игры и игрушки предпочитают играть их дети и как они относятся к разным играм детей, в какие игры они сами играют с детьми. Для обработки полученных данных использовался метод качественно-количественного анализа документов (контент-анализ). В исследовании принимали участие 118 взрослых (76 женщин и 42 мужчины) в возрасте от 24 до 42 лет, имеющие от одного до трех детей (из них как минимум один ребенок дошкольного возраста), жители Санкт-Петербурга и Всеволожского района Ленинградской области. Испытуемые не имеют педагогического и психологического образования. Значительную часть выборки составляют супружеские пары. Неравномерность полового состава выборки (мужчины составляют чуть более трети опрошенных) обусловлена тем, что мужчины менее охотно соглашались принять участие в исследовании. Такое неравномерное гендерное распределение имеет объяснение и при этом наблюдаются две тенденции. С одной стороны, мы видим, что мужчины занимают менее активную позицию в отношении их желания принять участие в исследовании. Отчасти это обусловлено меньшим включением мужчин в проблемы, связанные с воспитанием детей. Однако есть и положительная тенденция. Современное общество характеризуется тем, что отцы все больше и больше включаются в уход за детьми и Воспитание детей. В частности, одним из маркеров включенности отцов в Воспитание детей является то, что существенное количество отцов согласились принять участие в исследовании, связанным с детьми.

По результатам исследования выяснено, что отношение отцов и матерей к игровой деятельности детей отличается. Женщины чаще занимают экспертную позицию в семье относительно воспитания, преуменьшая возможный вклад мужчин. Отцы мало задумываются о том, в какие игры и игрушки играют их дети, скорее передавая активную позицию в игре самим детям, а в выборе игрушек матерям детей и достаточно редко покупают детям игрушки: "Чаще игрушки покупает жена, она считает, что она лучше в этом разбирается" [М., 38 лет]. Если же отцы выбирают игрушку, то основным критерием выбора для них является то, насколько, по их мнению, эта игрушка будет интересна для ребенка (100% отцов отметили, что выборе игрушки они в первую очередь исходят из интересов и желаний ребенка). Треть отцов (31% от все мужчин, принимавших участие в исследовании) обращают внимание на то, что выбирают такие игрушки, в которые им будет интересно играть вместе с ребенком (радиоуправляемые игрушки, железная дорога, настольные игры, игрушки для активного отдыха). Игра ребенка для отца становится той частью жизни ребенка, которая скорее связана с отдыхом и развлечением. Отцы не стараются целенаправленно влиять на игровую деятельность детей и структурировать ее, скорее давая детям возможность самовыражения в игровой деятельности. Кроме того, отцы сами становятся активными и равноправными участниками игр, не занимая экспертной позиции взрослого: "Я играю с детьми на улице в мяч, в кегли, в разные простые игры, дома строим из "Лего" [М., 29 лет]. Можно сделать условный вывод о том, что отношение отцов к игровой деятельности не носит характера навязывания детям каких-либо игровых паттернов, определенных игрушек. Условность вывода заключается в том, что позиция отца не является достаточно весомой в подавляющем большинстве семей за счет более активной позиции матери. И так как матери занимают более активную позицию по отношению к детям, чем отцы, то в большей степени на детей оказывает влияние воспитательная стратегия матери и ее воплощение в практику родительского воспитания.

Отношение матерей к игровой деятельности детей принципиально отличается от позиции отцов. По результатам кластерного анализа выявлено три группы матерей, которые отличаются по своему отношению к игровой деятельности детей. Первая группа матерей (59 матерей, 78% от общего числа матерей) реализуют подход, ориентированный на максимальное развитие ребенка; вторая группа матерей (10 матерей, 13%) реализует подход, ориентированный на нужды ребенка; третья группа матерей реализует подход, ориентированный на традицию (7 матерей, 9% от общего числа). 

Наиболее значительная группа матерей — это матери, ориентированные на максимальное развитие ребенка. Эти матери занимают активную позицию по отношению к развитию ребенка в целом и игровой деятельности в частности. Ориентация на будущее ребенка, беспокойство относительно того, соответствует ли развитие ребенка возрастным нормам, способствуют стремлению максимально развивать ребенка. Медийный интернет-дискурс (тематические обсуждения на форумах, в социальных сетях, чтение статей, общение в чатах и т.д.), связанный с развитием детей, способствует повышению напряженности и тревожности матерей. Одним из способов снижения тревожности является развитие ребенка: "Я беспокоюсь о том, хорошая ли я мать, все ли дала моему сыну. Я стараюсь водить его на развивающие занятия, покупаю ему развивающие игрушки" [Ж., 26 лет]. Матери, покупая ребенку игрушки, стараются выбрать игрушки с максимальным развивающим потенциалом: "Моя дочь как все маленькие дети. Она часто просит игрушки. То куклу, то коляску, то мишку. Я не отказываю, но стараюсь перенаправить ее внимание и купить какуюто полезную игрушку. Мишку, который говорит по-английски, телефон, который учит считать. На день рождения тоже стараемся выбирать полезные игрушки" [Ж., 29 лет]. Таким образом, ребенок становится обладателем большого количества развивающих игрушек, при этом испытывает недостаток в простых (машинки, куклы). Особенностью матерей этой группы является стремление к тому, чтобы досуг ребенка был максимально полезным (развивающим), в связи с этим наблюдается стремление к достаточно жесткому структурированию детского досуга и замене свободной игры развивающими занятиями. Родители организовывают для детей экскурсии, познавательные квесты, игры с ведущими. Не умаляя достоинств развивающего досуга, необходимо отметить, что дети в рамках такого времяпрепровождения всегда заняты такими видами деятельности, которые им предлагают взрослые, дети не имеют достаточно времени для того, чтобы придумать игры самостоятельно и, соответственно, играть. Матери предпочитают, чтобы дети вместо обычных игр занимались на развивающих занятиях, которые проводятся в игровой форме. Чаще всего для этого выбирается время, которое ребенок мог бы провести, играя: "Я забираю дочь из садика пораньше и вожу на развивающие занятия. В детском саду после полдника все равно дети предоставлены сами себе" [Ж., 29 лет]. Свободная игровая деятельность и развивающие занятия, проводящиеся в игровой форме для матерей этой группы большей частью являются синонимами. Женщины полагают, что игры на развивающих занятиях являются полноценной игровой деятельностью, следовательно, они не стараются обеспечить ребенку свободное время, которое он(а) может провести, играя. Матери положительно относятся к гаджетам, при условии, что ребенок будет играть в развивающие игры или смотреть развивающие мультфильмы.

Матери, ориентированные на традицию, отличаются очень осознанным и внимательным отношением к воспитанию детей в целом и к игровой деятельности в частности. Этих матерей объединяет негативное отношение к современным игрушкам (гаджетам, интерактивным игрушкам, роботам, куклам Барби, игровому оружию, конструкторам типа "Лего", героям мультфильмов и художественных фильмов и т.д.). Женщины преувеличивают возможный вред от игрушек, придавая игрушкам решающее значение в воспитании детей и стараются максимально ограничить детей от влияния потенциально вредных игрушек. Напротив, на традиционную игрушку возлагаются неоправданно большие надежды: "Я хочу, чтобы мои дети играли теми игрушками, которыми играли наши предки. Волчок, кубарь, самодельная кукла, деревянная лошадка. Эти игрушки учат ребенка только добру" [Ж, 28 лет]. Отношение к игрушке как к основному воспитательному средству приводит к достаточно радикальным действиям родителей. Так, некоторые матери из указанной группы предлагают детям для игр только самодельные игрушки, некоторые избегают игрушек из пластмассы, покупая только деревянные и текстильные игрушки. Однако игрушка сама по себе не может нанести вред ребенку. Ровно как и традиционная игрушка не воспитывает вне культуры, социальных отношений. Игрушка — средство игры и именно ребенок наделяет ее определенными чертами. Избегание определенных игрушек не способствовало тому, чтобы дети не играли в те игры, от которых их ограждали родители. Например, необходимость отреагирования агрессии может происходить с помощью определенных игрушек, но при отсутствии игрушек ребенок сам создает их: "Я принципиально не покупаю детям оружие. Я пацифистка. Для меня ужасно видеть детей, которые бегают по улице с пистолетами. Но мой сын все равно играет в "войнушку". Он делает себе пистолеты, автоматы, сабли из картона, лепит из пластилина и играет, когда я не вижу" [Ж, 31 год]. Фантазия ребенка помогает ему решить проблему отсутствия игрушек. При этом, отсутствие игрушечного оружия не делает ребенка менее агрессивным.

Третья группа матерей — матери, ориентированные на нужды ребенка. Эти матери не стремятся максимально обеспечить ребенка развивающими игрушками и не стараются отказаться от каких-то конкретных игрушек или игр. При покупке игрушек матери предпочитают учитывать интересы ребенка, выбирая те игрушки, которые хочет иметь ребенок. Женщины, входящие в эту группу, обеспечивают своим детям возможность для самостоятельных игр, не пренебрегая ни народными, ни современными игрушками. Эта группа матерей, являясь достаточно малочисленной (13% от общего числа матерей), может быть разделена на две подгруппы. Первая (меньшая) подгруппа (четыре матери) состоит из матерей, которые знакомы с научно-популярной литературой и знают о важности свободной игровой деятельности для развития ребенка, то есть, их позиция относительно игр и игрушек является осознанной и основанной на полученных знаниях. Вторая подгруппа (шесть матерей) интуитивно выбрали такой подход и не задумывались о том, что свободная игра с разными игрушками важна для развития ребенка.

Исследование отношения родителей к игровой деятельности родителей показывает, что отцы склонны передавать инициативу в воспитании матерям детей. При этом отцы склонны ориентироваться на интересы детей при выборе для детей игрушек и готовы играть с ними в разные игры, предоставляя достаточно времени для свободной игры. Большинство матерей склонны к депривации игровой деятельности детей, заменяя ее развивающей, в том числе развивающими играми с гаджетами. Исследование демонстрирует необходимость повышения психолого-педагогической компетентности родителей

Литература

  1. Аркин Е.А. Игрушка // Дошкольное образование. 2008. № 2-3. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://dob.1september.ru/article.php?ID=200800320 (Дата доступа 20.09.2018)
  2. Арсентьева В.П. Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном детстве. М: ФОРУМ, 2009.
  3. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 1966. № 6. С. 62-76.
  4. Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений. М.: Международная педагогическая академия, 1994.
  5. Оклендер В. Окна в мир ребенка: руководство по детской психотерапии. М.: Класс, 2015.
  6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2000.
  7. Слепцова И.Ф. Депривация детской игры как риск современного дошкольного детства. Причины и способы преодоления в условиях ФГОС ДО // Дошкольное Воспитание. 2017. № 6. С. 11-16.
  8. Титовец Т.Е. Игровая депривация как фактор социальной дезадаптации растущего поколения // Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2017. Т. 17. № S2. С. 236-237.
  9. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001.
  10. Шюкрю О. Ребѐнок, культура детства и игра // Мир науки, культуры, образования. 2016. № 2 (57). С. 97-100.
  11. Экслайн В. Игровая терапия. М.: Психотерапия, 2007. 12. Эльконин Д. Б. Психология игры. М.: ВЛАДОС, 1999.

Guseva Yu. E. Attitude of parents to the children's game activity

Abstract. The article presents the results of the research of the parents' attitude to the children's game activity. The study involved 118 adults (76 women and 42 men) at the age from 24 to 42 years having from one to three children. Survey is the main method of research. It was found out that the attitude of fathers and mothers to the game activity of children is different. The ratio of the fathers to the game activity is not of a nature to impose the children any game patterns, certain toys. Men almost do not think about what games and toys children play, rather passing an active position in the game to the children themselves, and in the choice of toys for the mothers of children. Men rarely buy toys for children, while a third of fathers choose toys for children based on their own interest. The attitude of mothers to the children's playing activity and the choice of toys is more active. Three groups of mothers are distinguished, differing in their relation to the children's play activity. Mothers focused on the maximum development of the child (78% of the total number of mothers) are more positive about gaming in the framework of developing classes and underestimate the child's free play. They prefer to buy for their children mainly developing toys and organize leisure in such a way that the game itself is practically not presented in the life of the child. Mothers focused on the needs of the child (13%), choose toys based on the interests of the child and are positive about free gaming. Mothers oriented to tradition (9%) choose for children mainly traditional toys, trying to make toys on their own and refuse modern toys, considering them harmful to the child. The conclusion is made about the necessity of educating parents in the field of child psychology and psychology of the game, increasing their psychological and pedagogical competence.

Keywords: game, game activity, upbringing, child development, socialization, deprivation of play activity, child's leading activity, psychological and pedagogical competence.

Автор(ы): 

Дата публикации: 

9 окт 2018

Высшее учебное заведение: 

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Индекс: 

Метки: 

    Для цитирования: 

    Гусева Ю.Е. Отношение родителей к игровой деятельности детей // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. Материалы I Междунар. науч.-практ. конф. Санкт-Петербург, 10-11 октября 2018 / Под общей редакцией Л.А. Цветковой, Е.Н. Волковой, А.В. Микляевой. В 2-х частях. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2018. – Ч. 2. – 283 с. – С. 215-221. – 0,45 п.л.

    Комментарии

    Добавить комментарий

    CAPTCHA на основе изображений
    Введите код с картинки