Особенности структуры интеллекта юношей и девушек, обучающихся в профильных классах

Разделы психологии: 

Е.В. Логутова Оренбургский государственный университет, г. Оренбург

Современное общество характеризуется изменением ценностнонравственных ориентаций в сфере отношений. Происходит размывание границ между женскими и мужскими социальными ролями, отмечается влияние негативного информационного фона, провоцирующего агрессию у девочек и повышенную тревожность у мальчиков. Невнимание к проблеме гендерной идентификации и социализации в целом может обернуться многими проблемами для современного общества. Результаты «бесполой» педагогики можно наблюдать уже сейчас: мальчики оказываются недостаточно эмоционально устойчивыми, решительными, сильными, а у девочек обнаруживается нехватка нежности, скромности, мягкости, терпимости.

В современном мире обучение детей является стандартизированной процедурой, не учитывающей половых различий. Тогда как учет этого своеобразия мог бы позволить получать более эффективные результаты в процессе обучения и становления личности детей.

В настоящее время действительно назрела необходимость использования гендерного подхода в школьном образовании, предполагающем преодоление стереотипов, мешающих успешному развитию личности ребенка и формированию социально приемлемых моделей поведения, основанных на личных интересах, потребностях, ценностях и способностях ребенка.

Актуальность данной проблемы обусловлена установлением своеобразия полов в структуре интеллекта, для того чтобы можно было учитывать это своеобразие при обучении, воспитании, а также при взаимодействии со школьниками.

В исследовании по установлению своеобразия полов в структуре интеллекта приняли участие 76 учащихся 10–11 классов лицея № 1 г. Оренбурга (из них 43 девушки и 33 юноши) профильных технологического и филологического классов.

Изучение гендерной идентичности старшеклассников с помощью опросника Сандры Бем показало, что среди девушек 20,9% фемининны, 9,3% маскулинны, а 69,8% андрогинны. В выборке юношей распределение гендерной идентичности следующее: 9,1% юношей фемининны, 30% маскулинны, 60% юношей андрогинны. Интерпретация результатов исследования позволяет обнаружить интересную тенденцию. Большинство исследуемых юношей и девушек попало в категорию молодых людей с андрогинным типом (65,8%). И гораздо меньший процент выборки оказался в оставшихся двух категориях: молодых людей с фемининным и молодых людей с маскулинным типами (34,2%). Можно предположить, что это может быть связано с тем, что в современном мире размываются четкие границы между традиционно фемининными и маскулинными чертами, а люди с андрогинными чертами оказываются наиболее приспособленными к жизни.

Для выявления особенностей в структуре интеллекта юношей и девушек использовались методики Амтхауэра и Равена. Результаты проведенного исследования показывают, что общий интеллектуальный уровень старшеклассников не показывает существенных различий между юношами и девушками. Абсолютное большинство испытуемых (96,4%) имеют высокий показатель коэффициента интеллекта. Различия наблюдаются в структуре интеллекта. Юноши с маскулинным типом лучше справлялись с субтестами на математические способности и пространственное воображение, чего нельзя сказать о девушках с фемининным типом, они успешнее всего справлялись с заданиями на вербальные способности и с заданиями, характеризующими способности к абстрагированию.

В ходе исследования различий в структуре интеллекта юношей и девушек выявлено, что уровень вербальных способностей и способностей к абстрагированию у фемининных девушек выше, чем у маскулинных юношей, а уровень математических способностей и пространственного воображения выше у маскулинных юношей, чем у фемининных девушек. Уровень вербальных способностей и способностей к абстрагированию у маскулинных девушек несколько ниже, чем у фемининных юношей, а уровень математических способностей и пространственного воображения ниже у фемининных юношей, чем у маскулинных девушек.

В самой представленной группе выборки, андрогинных юношей и девушек, существенных различий по вербальным способностям, способностям к абстрагированию, математическим способностям и пространственному воображению не обнаружено, поэтому можно говорить о том, что данные способности присущи им в равной степени.

Наиболее интересной, информативной и значительной частью проведенного исследования является изучение структуры интеллекта внутри профиля обучения путем сравнения результатов юношей и девушек, а также средних значений по составляющим интеллекта по двум профилям (технологическому и филологическому) без разбивки выборки на юношей и девушек. Сравнение результатов интеллектуального развития между маскулинными юношами и маскулинными девушками технологического профиля обучения показало, что существенных различий в структуре их интеллекта не существует, все четыре вида способностей (вербальные способности, способности к абстрагированию, математические способности и пространственное воображение) присущи им приблизительно в равной степени. Математические способности и пространственное воображение юношей и девушек маскулинного типа технологического профиля обучения имеют более высокие показатели, чем вербальные способности и способности к абстрагированию. Анализ данных, полученных в ходе исследования различий в структуре интеллекта юношей и девушек фемининного типа, обучающихся на филологическом профиле показал, что существенных различий между ними также не существует.

Проведенное сравнение составляющих интеллекта по технологическому и филологическому профилям обучения без разделения выборки на юношей и девушек, показало, что между старшеклассниками маскулинного типа технологического профиля и старшеклассниками фемининного типа филологического профиля наблюдаются существенные различия в структуре интеллекта по изучаемым способностям. В частности, вербальные способности и способности к абстрагированию в большей степени присущи старшеклассникам филологического профиля с фемининным типом, а математические способности и пространственное воображение в большей степени присущи старшеклассникам технологического профиля с маскулинным типом. Наряду с этим, у старшеклассников филологического профиля с фемининным типом уровень математических способностей и пространственного воображения значительно ниже, чем у старшеклассников технологического профиля с маскулинным типом, у которых значительно ниже уровень вербальных способностей и способностей к абстрагированию.

В ходе исследования отмечено, что старшеклассники технологического профиля с маскулинным типом имеют более высокий уровень интеллектуальных способностей по сравнению со старшеклассниками филологического профиля с фемининным типом по вербальным способностям и способностям к абстрагированию. Существенные различия в структуре интеллекта наиболее ярко выражены при сравнении маскулинных старшеклассников технологического профиля и фемининных старшеклассников филологического профиля (по критерию Манна–Уитни, p<0,05).

В настоящее время в условиях серьезных изменений социокультурной жизни общества в сфере гендерной идентификации наблюдается тенденция преобразования культурных стереотипов мужественности и женственности. В связи с этим должны закономерно происходить кардинальные изменения и в содержании теоретико-методологических подходов в образовании, должны пересматриваться цели обучения и воспитания мальчиков и девочек. Ведь в наше время происходит развитие андрогинной личности обучающихся, которая обеспечивает широкие возможности раскрытия индивидуального опыта, самоопределения, самоорганизации жизнедеятельности и самоактуализации.

Автор(ы): 

Дата публикации: 

26 ноя 2011

Высшее учебное заведение: 

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Метки: 

    Для цитирования: 

    Логутова Е.В. Особенности структуры интеллекта юношей и девушек, обучающихся в профильных классах // Дифференциальная психология и дифференциальная психофизиология сегодня: Материалы конфер., посвященной 115-летию со дня рождения Б.М. Теплова, 10–11 ноября 2011 г. / Под ред. М.К. Кабардова. – М.: Смысл, 2011. – С. 212-214.

    Комментарии

    Добавить комментарий

    CAPTCHA на основе изображений
    Введите код с картинки