Особенности развития предвосхищения ситуации у детей в возрасте 5-6 лет

Особенности развития предвосхищения ситуации у детей в возрасте 5–6 лет // Мышление и речь: подходы, проблемы, решения: Материалы XV Международных чтений памяти Л.С. Выготского. - 2014. - Т2.

Особенности развития предвосхищения ситуации у детей в возрасте 5–6 лет

И.А. Гостева Институт психологии им. Л.С. Выготского РГГУ Россия, Москва

Современное общество предъявляет к человеку требования быстрой и качественной ориентировки в условиях различного рода задач, зачастую неопределенных, не имеющих одного способа решения.

Качество такой ориентировки и успешность деятельности зависят от целого ряда психологических факторов - эмоционально-личностных особенностей человека, развития его познавательной сферы, опыта действия в сходных ситуациях.

Цель работы: Исследовать детей 5–6 лет, для обнаружения разницы в предвосхищении будущего.
Предмет исследования: Изучение характера и особенностей предвосхищения дошкольников.

В исследовании мы выдвигаем предположение, что при построении предположения развития ситуации дети 5 и 6 лет отличаются друг от друга по параметрам соответствия ситуации и реалистичности.

Предвосхищение рассматривается как способность человека представить возможный результат действия до его осуществления. Таким образом, сущность предвосхищения можно определить через противоречие между категориями возможного и действительного.

В данном исследовании использовалась методика «конфеты» под авторством И.Б. Шияна.

Методика направлена на выявление у испытуемого видения и выстраивания противоположностей через историю в картинках. (приложение №1).

Диагностика была проведена на детях 5 и 6 лет старшей и подготовительной группы.

Гипотеза исследования подтвердилась. Параметр реалистичности оказался самым показательным для проведения разницы. Все дети подготовительной группы придумывали окончание истории исходя из реальной ситуации, в то время как дети старшей группы придумывали истории включая в них разнообразных персонажей.

В параметре соответствие ситуации оказалось, что не смотря на предложенную инструкцию, дети старшей группе не видели целостного ряда в картинках, не понимали, что это история. В подготовительной группе все иначе.

Посмотрев на результаты обеих групп по параметру вариатив‑ ности и противоположности можно сделать вывод, что для детей 5 и 6 лет отличным является то, что сказано разными словами, то есть где идея одна.

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки