Особенности проявления творческого мышления у подростков при условии создания благоприятной среды с помощью музыки

Гущина Дарья Александровна (Ярославль, Россия), Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова.

Аннотация. В статье затрагивается проблема риска снижения творческого мышления школьников в рамках современного образования. Представлены результаты исследования развития творческого мышления у подростков при условии организации благоприятной среды с помощью музыки.

Ключевые слова: творческое мышление, музыка, средовой фактор, подросток.

PECULIARITIES OF CREATIVE THINKING MANIFESTATION IN ADOLESCENTS UNDER THE CONDITION OF CREATING A FAVORABLE ENVIRONMENT WITH THE HELP OF MUSIC

Gushchina Daria Alexandrovna (Yaroslavl, Russia), Yaroslavl State University. P.G. Demidov.

Abstract. The article presents the risk of reducing the creative thinking of pupils in the framework of modern education. Presents the results of a study of the development of creative thinking in adolescents, provided the organization of a favorable environment with help of music.

Keywords: creative thinking, music, environmental factor, adolescent.

В современном мире все больше развивается сфера технологий, появляются новые системы, гаджеты, упрощающие жизнь человека. В связи с этим ребенок попадает в среду, в которой, с одной стороны, существует множество технологий, способных удовлетворить его потребности и облегчить достижение результата, с другой стороны, медленно меняющаяся система образования диктует ребенку консервативные порядки. В результате возрастает риск формирования личности с ригидным мышлением, не способной к творчеству, в то время как творчество является одним из двигателей прогресса.

Творческое мышление – это вид мышления, характеризующийся созданием субъективно нового продукта и новообразованиями самой познавательной деятельности по его созданию. Умение мыслить творчески является очень полезным. При таком обстоятельстве, когда стандартный подход не дает результата, только применив творческое мышление, человек способен справится с проблемой.

О.К. Тихомиров утверждает, что особую роль в развитии мышления ребенка играют целенаправленные воздействия взрослого в форме обучения, воспитания и создания благоприятной среды, способствующей этому развитию [6]. В частности, на творческое мышление большее влияние оказывает средовой фактор. По мнению Э. Боно, целенаправленное применение специальных методов дает возможность повысить общий уровень творческих возможностей [2]. М.М. Кашаповым показано, что для успешной работы с интеллектуально-одаренными учащимися необходима педагогическая креативность, которая связана с надситуативным мышлением [3, 4]. Надситуативность выражается в преобразовательном характере творческих решений как способность при решении проблемы самостоятельно создавать собственную альтернативу [5].

В подростковый период происходят сильнейшие скачки в формировании всех сторон познавательной деятельности, в становлении личности, в гармонизации индивидуальности, и все это в совокупности сказывается на творческом мышлении подростка, заставляет его существенно обогащаться. Для того, чтобы творческое мышление вошло в систему внутрипсихических связей учебно-познавательной деятельности ребенка и стало его личностной особенностью, необходимо создание благоприятной среды.

Для решения вопроса о создании благоприятной среды для развития творческого мышления мы решили обратиться к искусству, а в частности к музыке. Исследования В.В. Козлова, Ю.А. Бубеева [4] показали возможность музыки оказывать влияние на человеческий мозг, стимулировать интеллектуальную деятельность, поддержать вдохновение. Психологи Е.Н. Игнатьев, Б.М. Теплов и педагоги-музыканты Г.М. Цыпин, Р.Н. Гржибовская доказали влияние музыки на развитие творческого мышления. Дети, которые чаще соприкасаются с классической музыкой, отличаются от своих сверстников лучшим развитием психических познавательных процессов, более высокой эмоциональностью. Исследование В.И. Петрушина показывает, что инструментальная музыка стимулирует воображение слушателей и способствует их творческому развитию мышления [5].

Цель исследования – выявить особенности развития творческого мышления у подростков при условии создания благоприятной среды с помощью музыки. Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

  1. Провести психологический анализ теории влияния музыки на развитие творческого мышления.
  2. Выявить показатели вербальной креативности у подростков без создания благоприятной (музыкальной) среды и при ее наличии.
  3. Установить показатели образной креативности у подростков без создания благоприятной (музыкальной) среды и при ее наличии.

Гипотеза – музыка оказывает благоприятное воздействие на развитие творческого мышления у подростков. При создании благоприятной среды с помощью музыки показатели вербальной и невербальной креативности испытуемых будут выше, чем при отсутствии музыки.

Выборку составили 78 испытуемых подросткового возраста (12–14 лет).

Для определения уровня образной креативности использовался тест «Повторяющиеся линии» Е. Торренса; для определения уровня вербальной креативности – тест «Вербальная креативность» (RAT) С. Медника в адаптации Л.Г. Алексеевой, Т.В. Галкиной. Для обработки эмпирических данных применялся анализ достоверности различий с помощью t-критерия Стьюдента.

Все испытуемые проходили по две серии диагностики. Отличительной чертой второй серии являлось то, что на время выполнения заданий испытуемым включались классические музыкальные произведения С.С. Прокофьева, П.И. Чайковского, В.А. Моцарта, Шарля Камиля Сен-Санса. Перед этим испытуемым говорили о красоте, богатстве, силе и ценности классической музыки.

При использовании параметрического t-критерия Спирмена были выявлены значимые различия у 44,8% испытуемых по критерию невербальной креативности «Оригинальность». 32% испытуемых имеют значимые различия по этому критерию при воздействии музыки и без ее воздействия на уровне значимости p≤0,05, 12,8% испытуемых – на уровне значимости p≤0,01.

При помощи параметрического t-критерия Стьюдента также были выявлены значимые различия при воздействии музыки и без ее воздействия по показателю вербальной креативности «Оригинальность» на уровне значимости p≤0,05 – 5,7% от общей выборки, на уровне значимости p≤0,01 – 2,9%, на уровне значимости p≤0,001 – 91,4%. По показателю «Уникальность» значимые различия были выявлены у 60% испытуемых: 11,4% на уровне значимости p≤0,05, 8,6% на уровне значимости p≤0,01, 40% на уровне значимости p≤0,001.

Показатели невербальной креативности «Оригинальность» и вербальной креативности «Оригинальность», «Уникальность» имеют более высокое значение в случае воздействия музыки, что говорит о том, что с помощью музыки удалось создать благоприятную среду, которая способствовала пробуждению воображения, разнообразию ассоциаций, способности находить необычные связи между элементами. Во время второй серии заданий на вербальную креативность, по сравнению с первой серией, было больше необычных, нереалистичных ответов. Слушая музыку, человек понимает и частично принимает ее настроение, начинает в мыслях рисовать образы, рождающиеся в ответ на услышанную мелодию. Многообразие звуков классической музыки дает большую нестандартность, необычность, широту ассоциаций, что проявляется в росте показателя «Оригинальность» как в тесте на вербальную, так и невербальную креативность.

Также созданная нами среда способствовала большей концентрации на задании, погружение испытуемых в собственные мысли, фантазии, это выразилось в почти полном отсутствии разговоров между подростками, желания подглядеть идею у другого.

Повышение уровня вербальной и невербальной креативности подростков во время слушания музыки позволяет говорить о том, что с помощью правильно подобранной музыки можно создать положительное эмоциональное состояние, разбудить воображение, снизить значимость мнения окружающих, снизить страх и неуверенность в себе. Мажорная тональность музыкальных композиций формирует благоприятное эмоциональное состояние, располагающее к творчеству, многообразие звуков рождают богатый ассоциативный ряд и будят фантазию.

Риск снижения интереса к самоозадачиванию, гибкости мышления у современных школьников подталкивают к необходимости нахождения возможных вариантов организации специальной среды, способствующей развитию ребенка. В качестве варианта организации благоприятной среды для развития творческого мышления в рамках учебной деятельности человека можно использовать непосредственное взаимодействие детей с музыкой.

Данные, полученные в ходе этого исследования, подтверждают возможность создания благоприятной среды для развития творческого мышления при помощи музыки. Правильно подобранная музыка способна сформировать положительное эмоциональное состояние, расположение к предстоящей деятельности, подарить вдохновение, разбудить фантазию.

Выводы

  1. После теоретического анализа различных подходов к изучению влияния музыки на человека было отмечено благоприятное воздействие музыки на когнитивные и эмоциональные сферы личности, что дало возможность использовать музыку для создания среды, способствующей развитию творческого мышления.
  2. Статистический анализ полученных данных выявил значимые различия по показателям вербальной креативности у подростков до и во время слушания музыки. Создание специальной среды с помощью музыки способствовало росту уровня оригинальности и уникальности ответов у подростков.
  3. После проведения статистической обработки полученных данных были выявлены значимые различия по показателю «Оригинальность невербальная» у подростков до и во время слушания музыки, данный показатель имел более высокое значение при слушании музыки.

Литература

  1. Бахтизина Д.И. Влияние музыки на формирование мышления // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2013. № 29.
  2. Боно Э. Серьезное творческое мышление / Пер. с англ. Д.Я. Онацкая. – Мн.: ООО «Попурри», 2005. – 416 с.
  3. Кашапов М.М. Психология творческого мышления: учеб. пособие. – М.: «ИНФРА-М», 2017. – 436с.
  4. Кашапов М.М. Психолого-педагогический тренинг творческого мышления // Психология профессионального педагогического мышления. Монография – М.: Изд-во Института Психологии РАН, 2003. – С. 331–397.
  5. Кашапов М.М., Шаматонова Г.Л., Кашапов А.С., Отставнова И.В. Ресурсность мышления как средство реализации творческого потенциала личности // Интеграция образования. 2017. Т. 21, № 4. С. 683–694.
  6. Козлов В.В. Психология дыхания, музыки и движения. – Ярославль, МАПН, РПФ, «Титул», 2019 – С. 56–72.
  7. Петрушин В.И. Музыкальная психология. – М.: Академический проект, 2006. – 400 с.
  8. Тихомиров О.К. Психология мышления: учебное пособие для вузов. – М.: Изд-во Московского университета, 1984. – 270 с.

Автор(ы): 

Дата публикации: 

7 июн 2019

Высшее учебное заведение: 

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Индекс: 

Метки: 

    Для цитирования: 

    Гущина Д.А. Особенности проявления творческого мышления у подростков при условии создания благоприятной среды с помощью музыки // Наука – образование – профессия: системный личностно-развивающий подход. Сб. статей / Под общ. ред. Л.М. Митиной. – М.: Перо, 2019. – С. 144-147.

    Комментарии

    Добавить комментарий

    CAPTCHA на основе изображений
    Введите код с картинки