Особенности когнитивного ресурса подростков с трудностями в обучении

М.М. Лобаскова Психологический институт РАО, Москва, Россия
Е.А. Погребовская МБДОУ детский сад № 186, Ижевск, Россия

Ключевые слова: подростки с задержкой психического развития; трудности в обучении; когнитивный ресурс.

В настоящее время существует проблема успешности обучения некоторых категорий детей и подростков, что приобретает особую актуальность в связи с высокими интеллектуальными нагрузками и требованиями к когнитивному ресурсу [1; 2].

Общая выборка исследования составила 142 чел. Из них подростки 6–9‑х классов г. Ижевска в количестве 74 чел., обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с задержкой психического развития (основная группа), и 68 подростков, обучающихся по основной образовательной программе (контрольная группа). В ходе исследования применялись методика Мюнстерберга, тест Готшальдта, тест Равена, таблицы Шульте.

По большинству показателей, за исключением шкалы «Степень врабатываемости», средний балл у подростков контрольной группы более высок по результативности, чем у подростков основной группы. Отсутствуют значимые различия восприятия фигур и когнитивного стиля подростков исследуемых групп (тест Готшальдта). Таким образом, у подростков с трудностями в обучении в целом уровень зрительного восприятия слов, концентрации и устойчивости внимания, эффективность выполняемой работы, невербальный интеллект ниже, чем у их сверстников из контрольной группы. Однако показатель по шкале степени врабатываемости в задание указывает на то, что подростки с трудностями в обучении быстрее включаются в поставленную перед ними задачу, им требуется меньше подготовки к включению в работу, чем их сверстникам. Мы предполагаем, что на начальных этапах умственной работы подростки с трудностями в обучении способны выполнять задания с большей продуктивностью и результативностью, которая в дальнейшем дает тенденцию к снижению. Последний показатель может являться ресурсным при организации учебной деятельности подростков с трудностями в обучении. Предполагаем, что более сложные учебные задания, требующие большей умственной активности, стоит давать в самом начале урока, а в дальнейшем, при снижении продуктивности, предоставлять подростку возможность отдохнуть какое-то время, предлагая задания более облегченного характера. В целом структуру урока рекомендуется строить так, чтобы задания более сложного характера были представлены на первоначальных его этапах, а далее снижать уровень нагрузки.

Помимо облегченного варианта образовательной программы, подросткам с трудностями в обучении требуется создание специальных условий с использованием дополнительных приемов подачи материала и его разъяснения. Наряду с этим, полученные показатели являются основанием для проведения развивающей работы, которую может осуществлять педагог-психолог в области развития свойств внимания и невербального интеллекта, мыслительных операций и аналитико-синтетической деятельности. Последнее является важным фактором в интеллектуальном развитии подростка, а также в возможности его успешного обучения, что предполагает снижение количества возникающих трудностей при усвоении образовательной программы.

Автор(ы): 

Дата публикации: 

28 янв 2020

Высшее учебное заведение: 

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Метки: 

    Для цитирования: 

    Лобаскова М.М., Погребовская Е.А. Особенности когнитивного ресурса подростков с трудностями в обучении // Cognitive Neuroscience — 2019: материалы международного форума. Екатеринбург, 6–7 ноября 2019 г. / отв. ред. А.А. Печеркина, С.В. Попов. – Екатеринбург: Урал. ун‑та, 2020. – С. 30-31.

    Комментарии

    Добавить комментарий

    CAPTCHA на основе изображений
    Введите код с картинки