Особенности эмпатии у педагогов детских дошкольных учреждений

С.Ю. Абакумова (Екатеринбург)

эмпатия является одним из важных компонентов профессиональных способностей педагога, она, подобно красной нити, проходит через все другие компоненты его деятельности.

Под эмпатией понимают такое духовное единение людей, когда один человек настольно входит в переживания другого, что может как бы стать им на время, соединиться с ним. Такая эмоциональная особенность личности имеет большое значение при взаимодействии людей, а также в понимании ими друг друга (Бойко, 2006).

Актуальность темы мы находим в необходимости исследования эмпатии как одного из важнейших качеств педагога в дошкольном учреждении, так как значимой потребностью общества в настоящее время является создание атмосферы человечности и гуманности в отношениях. Педагог является одним из первых взрослых, с которым сталкивается ребенок-дошкольник – будущий член общества. Именно поэтому психологи и ученые уделяют большое внимание исследованию такого феномена, как эмпатия (Митина, Митин, Анисимова, 2015).

При общении с педагогом ребенок учится устанавливать контакт, выстраивать отношения, чувствовать настроение другого человека. Взаимоотношения с воспитателем являются для него неким образцом общения с социумом. Поэтому, на наш взгляд, именно педагогам дошкольного образования важно иметь высокий уровень эмпатии (Хлебодарова, 2012).

Предметом исследования является эмпатия у педагогов детских дошкольных учреждений. Объектом исследования выступили 50 педагогов, работающих в дошкольных учреждениях г. Екатеринбурга (как частных, так и муниципальных) в возрасте 21–42 лет.

На основании теоретического анализа литературы по проблеме изучения эмпатии в деятельности педагога дошкольного учреждения была сформулирована гипотеза исследования, состоящая из двух положений.

  1. Вероятно, удовлетворенность жизнью у педагогов отражается на уровне эмпатии. Если педагоги не удовлетворены профессиональной жизнью, аспектами своей жизни, результатами своей жизнедеятельности, то они ограниченно будут проявлять эмпатию в воспитании и обучении детей.
  2. Возможно, профессиональное выгорание отрицательно коррелирует с эмпатией, в частности: педагоги, имеющие выраженные симптомы профессионального выгорания, неэмоциональны, безучастны и скупы в проявлении эмпатии, и наоборот.

Целью исследования стало изучение социально-психологических особенностей эмпатии у педагогов детских дошкольных учреждений с разным уровнем удовлетворенности жизни и степенью профессионального выгорания.

В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:

1) изученить особенности эмпатии у педагогов детских дошкольных учреждений;
2) рассмотреть взаимосвязь между удовлетворенностью жизнью педагога и уровнем его эмпатии;
3) рассмотреть взаимосвязь между уровнем профессионального выгорания педагога и уровнем его эмпатии.

При обработке результатов использовались количественные и качественные методы, дескриптивная статистика, расчет стандартного отклонения и нормального распределения, выборочный коэффициент корреляции Пирсона, T-критерий Стъюдента. Обработка произведена с помощью программной среды Microsoft Office Excel 2016 и SPSS 20.3 for Windows Release.

Первоначально нами было проведено анкетирование педагогов по разработанной ранее анкете.

Проведенное анкетирование выявило, что профессиональная деятельность является эмоционально затратной. Дети требуют значительного количества сил, эмоций и активности от педагога. Педагогам сложно управлять и организовывать деятельность в детском коллективе, поэтому могут возникать конфликты между детьми. В общении с коллегами они ценят понимание, отзывчивость и умение выслушать накопленные мысли и чувства, способность поддержать и дать правильный совет. Из анализа нашей анкеты мы выявили, что педагоги отмечают, что главными качествами при работе с детьми являются отзывчивость, терпение и открытость. Именно в этом случае педагогическая деятельность будет приносить удовольствие и будет найден индивидуальный подход к каждому ребенку. По данным анкетирования педагогов, удручает, что «их деятельность крайне насыщена не только разнообразными видами деятельности с детьми, но и большим объемом отчетной документации». Именно поэтому у педагогов накапливается эмоциональная усталость, физическое истощение и опустошенность. Это негативные предвестники в переживании профессионального выгорания или кризиса в педагогической деятельности.

Полученные показатели по тесту на оптимизм свидетельствуют, что развитие такого качества, как «оптимизм», у педагогов представлено очень неравномерно. Выражены крайние формы проявления качества в одинаковой степени: низкий (иначе называют «чрезмерный пессимизм») и высокий («чрезмерный оптимизм»). Возможно, такой разброс результатов может говорить о категоричности отношения педагогов к своей профессии – им свойственно либо слишком критично относиться к работе, либо ставить блоки и защиты.

Анализ результатов по методике В.В. Бойко установил, что у педагогов недостаточно развиты эмпатийные тенденции. Так, педагоги к проявлению эмпатии подходят рационально, они сознательно сопереживают и сочувствуют, проявляют ответную реакцию, когда это требуется. Серьезная сложность заключается в том, что у педагогов не развита проникающая способность к эмпатии, педагоги не стремятся развивать коммуникативный потенциал. Социальнопсихологическая траектория развития личности педагогов направлена на подведение итогов, поэтому для них неактуально развитие и формирование новых психологических образований.

Анализ результатов по опроснику на выгорание (MBI) К. Маслач и С. Джексон (в адаптации Н.Е. Водопьяновой) показал, что педагоги находятся на стадии «редукция личных достижений». В целом, педагоги удовлетворены своими профессиональными достижениями, у них выражена самореализация в профессиональной деятельности, они дорожат достигнутыми результатами и адекватно оценивают свой внутренний потенциал. Результаты, полученные по шкале удовлетворенности жизнью Э. Динера, свидетельствуют, что педагоги демонстрируют тенденцию к внутреннему гармоничному состоянию и высокому уровню психологической удовлетворенности, несмотря на противоречивые данные. Очевидно, это связано с тем, что они удовлетворены своим профессиональным развитием (Маслач, 1978).

Результаты, полученные по субъективной шкале счастья (С. Любомирски, Х. Леппер), показывают, что у педагогов выражено благоприятное субъективное переживание счастья. Они дают положительную оценку условиям своей жизни и достигнутым целям, свои результаты они могут соотнести с эталоном или идеалом.

Результаты математического анализа показали, что удовлетворенность жизнью положительно коррелирует с эмпатией, чувством счастья. Такое состояние благоприятно отражается на работе с детьми. Данные результаты подтверждают первое положение нашей гипотезы (Прядеин, 2013).

Также корреляционно-статистический анализ доказал, что нахождение в состоянии профессионального выгорания отрицательно связано с проявлением эмпатии (готовность развивать качество и эмоционально реагировать в необходимых ситуациях поддержки), субъективным ощущением счастья. В работе педагога это может негативно сказываться при работе с детьми. Данные результаты подтверждают второе положение нашей гипотезы.

Таким образом, в ходе проведенного эмпирического исследования, была достигнута поставленная нами цель – изучение особенностей эмпатии у педагогов детских дошкольных учреждений.

Получены данные, свидетельствующие о том, что переживание состояния профессионального выгорания негативно отражается на проявлении эмпатии и субъективным ощущением счастья у педагогов нашей выборки. Чем более выражено профессиональное выгорание у педагога, тем меньше он будет проявлять эмпатию при работе с детьми и чувствовать себя счастливым человеком. С другой стороны, удовлетворенность жизнью отражается на уровне проявления эмпатии. Так, чем выше удовлетворенность жизнью, тем чаще педагоги будут проявлять эмпатию, испытывать состояние счастья в своей жизни, что отразится на их работе с детьми.

Литература

  1. Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М.: Наука, 2006.
  2. Маслач К. Профессиональное выгорание: как люди справляются // Вопросы психологии. 1978. № 5. С. 112–117.
  3. Митина Л. М., Митин Г. В., Анисимова О. А. Профессиональная деятельность и здоровье педагога. М.: ИЦ «Академия», 2015.
  4. Прядеин В. П. психодиагностика личности: избранные психологические методики и тесты. Сургут: СурГПУ, 2013.
  5. Хлебодарова О. Б. эмпатия в структуре ценности личности // Вопросы психологии. 2010. № 6. С. 54–58.

Автор(ы): 

Дата публикации: 

7 ноя 2017

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Индекс: 

Метки: 

    Для цитирования: 

    Абакумова С.Ю. Особенности эмпатии у педагогов детских дошкольных учреждений // Психология - наука будущего: Материалы VII Междунар. конф. молодых ученых "Психология - наука будущего". Москва, 14-15 ноября 2017 г. – М.: Ип РАН, 2017. – С. 10-13. – 0,25 п.л.

    Комментарии

    Добавить комментарий

    CAPTCHA на основе изображений
    Введите код с картинки