Особенности ценностных ориентаций личности женщин разных возрастных групп

Е.В. Бурмистрова НОУ ВПО Московский психолого-социальный институт, г. Москва,
М.С. Лукова Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина, г. Рязань

Ценностные ориентации являются важнейшими компонентами структуры личности. Наряду с другими социально-психологическими образованиями они выполняют функции регуляторов поведения и проявляются во всех областях человеческой деятельности. Ценностные ориентации личности, связывающие ее внутренний мир с окружающей действительностью, образуют сложную многоуровневую иерархическую систему и являются одним из важнейших компонентов структуры личности, занимая пограничное положение между ее мотивационно-потребностной сферой и системой личностных смыслов.

Ценностная сфера женщин как элемент структуры личности существует не изолировано, а в тесном взаимодействии с другими личностными феноменами, в частности с отношением к себе и окружающим, осмысленностью жизни. При этом взаимовлияние этих показателей носит взаимообратный характер: ценности влияют на отношение к себе и окружающим и осмысленность жизни, которые в свою очередь определяют иерархию ценностных ориентаций женщин.

Для реализации целей и задач исследования на базе войсковой части нами было сформировано три группы испытуемых из числа вольнонаемных работников общей численностью 42 человека. Первая группа (А) составила 14 женщин в возрасте от 20 до 27 лет. Вторая группа (Б) составила 14 женщин в возрасте от 29 до 37 лет. Группа (В) – третья, составила 14 женщин от 38 до 49 лет. В ходе проведенного нами исследования были выявлены положительные корреляции уровня доминирования с рангами ценностей «познание» (r=0,29), «счастье других» (r=0,43), «уверенность в себе» (r=0,37), «воспитанность» (r=0,35), а также отрицательные корреляции доминирования с рангами ценностей «материально обеспеченная жизнь» (r=–0,28), «развлечения» (r=–0,39), «высокие запросы» (r=–0,35), «твердая воля» (r=–0,30).

Таким образом, чем больше женщины ориентированы на материально обеспеченную жизнь, развлечения, высокие запросы, твердую волю и чем меньше они ориентированы на счастье других, уверенность в себе, аккуратность, воспитанность, тем выше у них уровень доминирования в отношении к другим. Представляется вполне закономерным, что выраженность у женщин доминирования связана с меньшим вниманием к другим и воспитанностью. Показательно, что низкая значимость для женщин уверенности в себе ведет к росту доминирования, то есть доминирование у женщин можно рассматривать как компенсацию неуверенности в себе. Обращает на себя внимание, что доминантность женщин связана с их высокими запросами и важностью материальной обеспеченности, то есть женщины, которые хотят добиться чего-то в карьере, имеют в характере выраженную доминантность. Установлены положительные корреляции уровня дружелюбия с рангами ценностей «продуктивная жизнь» (r=0,38), «терпимость» (r=0,41), а также отрицательные корреляции дружелюбия с рангами ценностей «аккуратность» (r=–0,31), «исполнительность» (r=–0,36), «ответственность» (r=–0,32). То есть чем в большей степени женщины ориентированы на аккуратность, исполнительность, ответственность и чем меньше они ориентированы на продуктивную жизнь и терпимость, тем в большей степени проявляют дружелюбие в отношениях с другими. Как видим, выраженность у женщин в отношениях с другими дружелюбия сочетается с важностью для них аккуратности, исполнительности, ответственности, что вполне закономерно, так как ориентация на эти ценности предполагает уважительное отношение к окружающим. Показательно, что ориентация на продуктивную жизнь у женщин плохо совместима с дружелюбием в отношениях, что, очевидно, связано с тем, что продуктивная жизнь – это всегда достижение результата, и для женщин это всегда некий конфликт или напряжение с окружением.

В ходе исследования также выявлены положительные корреляции уровня позитивного отношения к себе с рангами ценностей «счастье других» (r=0,52), «нетерпимость к недостаткам» (r=0,38), а также отрицательные корреляции уровня позитивного отношения к себе с рангами ценностей «активная деятельная жизнь» (r=–0,52), «интересная работа» (r=–0,28), «широта взглядов» (r=–0,28), «эффективность в делах» (r=–0,41).

Таким образом, позитивному отношению к себе у женщин способствует ориентация на такие ценности, как активная жизнь, интересная работа, широта взглядов, эффективность в делах. Препятствует позитивному отношению к себе у женщин ориентация на такие ценности, как счастье других и нетерпимость к недостаткам. Как видим, ценностными факторами позитивного отношения к себе у женщин являются не ценности семьи и отношений, как можно бы было предположить, а ценности социального самоутверждения: активная жизнь, работа, эффективность в делах. При этом традиционная женская добродетель – думать прежде всего о других, согласно нашим данным, препятствует укреплению у женщин позитивного отношения к себе.

В процессе исследования установлены положительные корреляции уровня осмысленности жизни с рангами ценностей «счастье других» (r=0,37), «уверенность в себе» (r=0,31), а также отрицательные корреляции уровня осмысленности жизни с рангами ценностей «активная деятельная жизнь» (r=–0,38), «творчество» (r=–0,29), «эффективность в делах» (r=–0,53).

Итак, способствует высокому уровню осмысленности жизни у женщин ориентация на такие ценности как активная жизнь, творчество, эффективность в делах. Препятствует высокому уровню осмысленности жизни у женщин ориентация на такие ценности как счастье других и уверенность в себе. Как и в случае отношения к себе, осмысленность жизни женщинам придают не ценности семьи, а внешняя активность: активная жизнь, творчество, эффективность в делах. Показательно, что альтруистическая позиция мешает женщинам ощущать осмысленность своей жизни. Таким образом, можно сделать вывод о том, что исторически сложившие стереотипы социума в отношении женщин на современном этапе изменяются.

Результаты проведенного нами эмпирического исследования показали, что существуют различия ценностных ориентаций женщин трех возрастных групп: 20–27 лет, 28–37 лет и 38–49 лет. Выявлены также различия в показателях отношениях к себе и окружающим, а также осмысленности жизни. Обобщающий анализ этих данных показал, что с точки зрения психологических характеристик личности наиболее благоприятная ситуация наблюдается у женщин второй возрастной группы: они позитивно относятся к себе, дружелюбны к окружающим и ощущают осмысленность своей жизни. У женщин 20–27 лет и 38–49 лет ситуация менее благоприятная: женщины первой возрастной группы еще не решили вопрос с замужеством, что привносит в их жизнь элемент напряженности, неопределенности; женщины третьей возрастной группы переживают кризис середины жизни, в связи с чем испытывают разочарование в своей жизни.

Возрастная динамика ценностных ориентаций женщин такова, что с возрастом у них растет значимость здоровья, материального достатка, семьи и признания, а снижается значимость работы и развития. Однако ориентация на материальный достаток у женщин ведет к росту доминирования (как показали результаты корреляционного анализа), что можно расценивать как неблагоприятный фактор личностного развития женщин. Кроме того, для женщин всех возрастов выявлено, что альтруистические ориентации негативно влияют на их отношение к себе и осмысленность жизни, позитивное же влияние оказывают ориентация на активную жизнь, эффективность в делах, интересную работу и творчество.

Таким образом, рекомендации женщинам по гармонизации собственной жизни делятся на общие (независимо от возраста) и частные – специфичные для каждого возраста.

  • Для женщин всех возрастов является благоприятным больше думать о себе и не приносить себя в жертву. Не замыкаться на семье и больше внимания уделять внешней активности, самореализации в интересной творческой работе.
  • Женщинам 20–27 лет необходимо укреплять уверенность в себе, которая является центральным элементом их психологического состояния. Именно решение этой проблемы позволит им стать более раскованными в вопросах поиска брачного партнера, не зацикливаться на этом, что косвенно будет способствовать благоприятному решению этой проблемы.
  • Для женщин 38–49 лет наиболее актуальной представляется проблема поиска новых смыслов в жизни, и в связи с этим им нужно переориентироваться с материальных интересов и интересов семьи на более широкий контекст: творчество, развитие, активность.

Автор(ы): 

Дата публикации: 

26 ноя 2011

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Метки: 

    Для цитирования: 

    Бурмистрова Е.В., Лукова М.С. Особенности ценностных ориентаций личности женщин разных возрастных групп // Дифференциальная психология и дифференциальная психофизиология сегодня: Материалы конфер., посвященной 115-летию со дня рождения Б.М. Теплова, 10–11 ноября 2011 г. / Под ред. М.К. Кабардова. – М.: Смысл, 2011. – С. 87-90.

    Комментарии

    Добавить комментарий

    CAPTCHA на основе изображений
    Введите код с картинки