Организация взаимодействия старших и младших дошкольников – условие социализации детей раннего возраста

Организация взаимодействия старших и младших дошкольников – условие социализации детей раннего возраста // Обучение и развитие: современная теория и практика. Материалы XVI Международных чтений памяти Л.С. Выготского. - 2015.

Организация взаимодействия старших и младших дошкольников – условие социализации детей раннего возраста

Социальное развитие не менее необходимо личности, чем развитие интеллектуальных, творческих, физических способностей. Современный мир таков, что одним из условий успеха является способность работать в команде, находить способы взаимодействия, взаимопонимания и бесконфликтного общения с людьми. Поэтому, на наш взгляд, организация педагогического процесса, направленного на вхождение ребёнка в мир социальных отношений, требует от педагога особого мастерства и новых технологий.

социализация детей раннего возраста обеспечивает безболезненную адаптацию к дошкольному образовательному учреждению благодаря постепенному отрыву ребенка из семьи, происходящая в том темпе, который необходим данному ребенку. Как и во многих других дошкольных учреждениях, в первые дни пребывания ребенка в группе адаптироваться к новой обстановке и чужим взрослым ему помогают родители.

Конечно, в группе все подчинено развитию личности ребенка, в том числе и его социальных качеств: организация внутреннего пространства, правила, которые наглядно демонстрируются взрослыми. Важно отметить, что соблюдение норм поведения обязательно для всех – и детей, и родителей, и сотрудников дошкольного образовательного учреждения. И именно эти правила обеспечивают детскую базовую безопасность.

Однако погружение детей в незнакомую среду, предъявление новых требований чужими взрослыми вызывают тревогу, и мы заметили, что случайные встречи со старшими братьями и сестрами в пределах сада значительно улучшают эмоциональное состояние малышей. Очень интересной оказалась практика привлечения старших братьев и сестер, воспитанников старших групп для более успешной социализации младших ребят.

Разрабатывая данную технологию, мы предположили, что привлечение старших дошкольников к адаптации и социализации малышей в различных видах деятельности будет эффективно. Для малышей старшие дети более безопасны, несут детскую игровую культуру и являются привлекательными объектами для подражания, а кроме этого, присутствие рядом старшего брата или сестры из старших групп детского сада оказывает положительное влияние на эмоциональное настроение малыша, снижает уровень тревожности.

При организации взаимодействия старших дошкольников с малышами мы учитывали следующие моменты:

  1. Посещение детьми старшего возраста младших и помощь им должна происходить исключительно на добровольной основе.
  2. Помощь старших дошкольников должна осуществляться вне времени отведенного на образовательную деятельность и режимные моменты.
  3. Важно формировать мобильные по составу группы детей старшего возраста с цельюдать возможность осуществить им свои запросы в разных видах деятельности.
  4. Обязательное включенное психолого-педагогическое сопровождение деятельности старших детей. Это и подготовка старших детей, и подбор совместных видов деятельности старших и младших детей, а также демонстрация и поддержка самостоятельной деятельности.

Взаимодействие старших дошкольников и детей раннего возраста было организовано по нескольким направлениям:

  1. Игровая деятельность, главная развивающая и тем самым привлекательная деятельность, создающая благоприятные условия для развития коммуникативных способностей ребенка раннего возраста, организаторами которой являются старшие ребята. Через разные виды игры мы стараемся донести до малышей информацию о безопасности и комфортности нашего садика, его правилах и традициях.
  2. Театрализованная деятельность является эмоционально яркой, способствует выражению чувств, переживаний, привлекает, удерживает и переключает внимание. Мы применяем и полное рассказывание сказок детьми старшего возраста малышам с элементами театрализации, и отдельные театральные этюды-образы.
  3. Формирование культурно-гигиенических навыков. Старшие дети становятся незаменимыми помощниками воспитателю при индивидуальной трансляции инструкций малышу, например, в каком порядке одеваться на улицу. Мы устраиваем для детей раннего возраста мини спектакль, к ним в гости приходят различные герои и в игровой форме обучают детишек навыкам гигиены.
  4. Экскурсии для малышей, проводимые детьми старшего дошкольного возраста по детскому саду. Этот вид деятельности способствует расширению границ нового мира, снижению тревожности малышей. В сопровождении взрослого дети посещают различные помещения и кабинеты нашего сада, а старшие ребята в ходе экскурсии демонстрируют младшим образец поведения.

Реализация технологии адаптации и социализации детей раннего возраста к ДОУ осуществлялась по следующему алгоритму:

1. Проведение подготовительной работы со старшими дошкольниками, в которую входило:

1а. Проведение беседы с детьми подготовительной группы с обращением к ним за помощью в организации периода адаптации и дальнейшей социализации малышей:

– просмотр слайд-шоу «Когда мы были маленькими» с целью актуализации воспоминаний детских переживаний.
– рассказ о группе детей раннего возраста и о трудностях и переживаниях, которые сопровождают этих детей в период привыкания к детскому саду, группе, воспитателю.

1б. Интервьюирование детей старшего дошкольного возраста с целью выявления их желания помочь малышам и предпочитаемой деятельности с детьми раннего возраста (ребята хотят играть с малышами, помогать им кушать, одеваться, мыть ручки, укладывать спать и т.п.)

1в. Формирование мобильных по составу групп «добровольцев» из детей старшего возраста в помощь малышам по вышеназванным направлениям.

Готовя старших детей, мы увидели, что больше инициативу в желании помочь малышам проявили девочки, что и не удивительно. Опираясь на трехлетний опыт работы в экспериментальной площадке «Девочки и мальчики» мы знаем, что девочки больше склонны к попечительской деятельности и более терпеливы, чем мальчики, поэтому мы не настаивали на помощи мальчиков, зная, что позже они обязательно присоединятся к девочкам, увидев значимость и результативность этой деятельности.

2. Вторым этапом стало введение детей старшего возраста в группу к малышам. Мы проводим «День Знакомства» – основная задача которого: ввести детей старшего возраста в коллектив малышей, создав при этом атмосферу праздника, радостного события. В течение этого дня воспитатель и педагог-психолог представляет старших детей младшим, проводят игру-знакомство « Волшебный клубочек», а далее игру на создание положительных эмоций с зонтиком, который старшие принесли малышам, также на этом этапе можно поиграть с мыльными пузырями. Затем мы отдыхаем и проводим релаксационную музыкальную паузу, а в завершении старшие прощаются с младшими и обещают прийти еще.

3. Далее виды деятельности с детьми раннего возраста проводят в следующем порядке:

3а. Игровая деятельность как основа межвозрастного общения проводится в несколько этапов:

– Знакомство старших детей с игровой средой группы раннего возраста, что позволяет актуализировать ранние воспоминания детей, а также малыши с помощью педагогов представляют свою группу.
– Включенные игры-демонстрации «Катя идет гулять», «Катя ждет гостей», «Сломалась машина», «Я – музыкант» и другие ситуации. Старшие дети показывают примеры игровых действий с игрушками.
– Старшие дети приносят малышам свои игрушки, знакомят с ними, показывают игровые действия с ними.
– Организованные педагогами игры на взаимодействие и помощь. Примером такой игры может служить адаптированная нами для раннего возраста игра «Ложки» для совместного взаимодействия группы детей старшего и раннего возраста.
– Сюда же можно отнести и совместные игры-забавы на улице.
– Свободная игровая деятельность, наблюдая за которой можно сделать выводы и о значимости авторитета старшего для младшего, и о том, насколько старшие дети готовы общаться, делиться чем-то, заботиться.

3б. Театрализованная деятельность. Когда малыши в процессе игры уже немного привыкнут к старшим ребятам, будут концентрировать на них внимание, можно привлекать старших детей к постановке небольших театрализованных представлений, с использованиемкостюмов и атрибутов.

Здесь мы включаем такие виды деятельности, как:

– Костюмированные танцы-развлечения «Веселые мышата», «Волшебные платочки»
– Проигрывание сказок с использованием кукол би-ба-бо, деревянных наборов, костюмов.
– Проигрывание элементов театральных действий с применением атрибутов под руководством сказочного героя (ребенок старшего возраста).

3в. После того, как у малышей уже возникла определенная степень доверия к старшим ребятам, педагоги начинают привлекать дошкольников к помощи к процессу формирования культурно-гигиенических навыков. Можно доверить старшим ребятам помощь при кормлении и одевании на прогулку, т.к. малыши в большинстве готовы слушать старших и следовать их инструкциям. Старшие дети дублируют индивидуально инструкции воспитателя и помогают их выполнять. На данном этапе возможно использование опыта двух предыдущих этапов – игрового и театрального.

С участием детей старшего возраста организуются дидактические игры на формирование культурно-гигиенических навыков. Мы используем адаптированные нами игры к раннему возрасту. Например, игра «Чистоплотные дети», позволяющая проверить знания детей опредметах гигиены и их назначении. Также на этом этапе осуществляется привлечение героев сказки (ребенок старшего возраста в костюме) для создания эмоционально привлекательного образа для подражания при выполнении режимных моментов.

Помимо этого старшие дети помогают младшим одеваться на прогулку, называя одежду и проговаривая порядок одевания.

3г. Экскурсионная деятельность. К этому этапу маленькие дети уже довольно хорошо привыкают к старшим детям, своему воспитателю и к группе, появляются привязанности, доверие сформировано, поэтому можно расширить представление малышей о дошкольном учреждении и вывести их за пределы группы, познакомив с основными, эмоционально значимыми помещениями ДОУ. Мы считаем, что экскурсии – один из важных моментов социализации детей раннего возраста, расширяющий представления об окружающем мире. Все экскурсии проводятся в мини-подгруппах по 3-4 ребенка.

Примерный план экскурсий: экскурсия в группу детей старшего возраста, в кафе, где старшие ребята завтракают, обедают и полдничают (если есть такое помещение), «Чистый дом» – экскурсия в прачечную, «Где живут книжки» – поход в библиотеку, в кабинет ИЗО, где творят будущие художники.

Заключением такой работы со старшими и младшими детьми в течение года служит поздравление малышей на балу выпускников детского сада, где они перенимают эстафету без страха и слез, видя знакомые лица и поддержку своих старших друзей.

Данную технологию мы апробировали в Центре развития ребенка №867 ЮВАО г. Москвы и опыт работы транслировали на городской научно-практической конференции «Проблемы социализации детей и подростков в современном обществе», и на конференции «Современные модели социализации детей», а также продолжили ее апробацию в детском саду №2003, а теперь и в школе №777 (дошкольное отделение №2).

Как показала практика, такой опыт взаимодействия ребенка раннего возраста со старшими детьми способствует не только его успешной социализации, но и помогает развитию речи, овладению культурно-гигиеническими навыками, эмоциональное состояние малышей становится более стабильным. В свою очередь, старшие дети понимают свою значимость, это способствует формированию у них позиции взрослого, вырабатывает произвольность, снимает тревожность, ребята становятся более внимательными и ответственными, что подкрепляет формирование школьной готовности.