Оценка сиблинговых отношений в дошкольном и подростковом возрасте

Ключевые слова: дошкольный возраст, сиблинги, сиблинговые отношения, семья, порядок рождения

Введение. Сиблинговые отношения являются моделью и ориентиром для построения в будущем отношений с друзьями, супругом и коллегами по работе. Конфликтные и враждебные сиблинговые отношения устойчивы не только в течение детства и юности, но и сохраняются во взрослой жизни (Brody, 1998; Daniels, Plomin, 1985) и могут приводить к разрушению социальных связей во взрослой жизни (McHale et al., 1999). Целью исследования было проанализировать представления детей о сиблинговые отношениях.

Материалы и методы. В выборку были включены дети дошкольного и подросткового возраста.
Метод исследования: структурированное интервью.

интервью с дошкольниками 6-7 лет проводилось в 2009 и 2015 годах. выборка 2009 года составила 146 детей: 68 девочек и 78 мальчиков. В 2015 году в исследовании участвовало 56 детей (25 девочек и 31 мальчик). интервью с подростками проводились с 2005 по 2008 год в рамках Московского исследования сиблингов. Всего было опрошено 50 пар сиблингов. Средний возраст старшего сиблинга 17,9; младшего – 14,5.

Результаты. В целом можно сказать, что дети готовы с удовольствием проводить время с братьями и сестрами за исключением нескольких случаев, когда между детьми существует явный конфликт.

И в 2009, и в 2015 гг. большинство детей отвечали, что хотели бы иметь брата или сестру. В 2009 г. дети, не желающие иметь сиблинга, – это, в основном, единственные дети в семье. В 2015 году дети, которые говорили, что не хотят еще иметь братьев и сестер, уже имели старших или младших сиблингов. Большая часть единственных детей, наоборот, мечтает о сиблингах.

Чаще дети выбирают сиблинга своего пола. Иногда пол желаемого сиблинга зависел от того, есть и ли уже брат или сестра. В некоторых случая дети выбирали пол сиблинга, ориентируясь на гендерные различия: девочки более аккуратные, тихие и спокойные; мальчики могут защитить. Интересно, что конфликтные отношения с родным братом или сестрой не отразились на желании иметь сиблингов вообще.

Больше половины детей дошкольного возраста, опрошенных в 2015 г., сказали, что хотят быть старшими детьми, треть - что хотят быть младшими (вне зависимости от их порядка рождения). Средними предпочитают быть дети, которые уже занимают такую сиблинговую позицию.

Если посмотреть на распределение ответов в зависимости от порядка рождения, то среди старших детей никто не захотел поменять свою позицию. Среди младших и единственных детей ответы разделились примерно поровну – половина хотела быть старшими, половина хотела быть младшими.

Дошкольники связывают порядок рождения с взрослением. Им хочется быть старшими детьми, потому что хочется побыстрее пойти в школу, стать умным, получать зарплату и так далее. И хочется быть младшими, чтобы спать в садике, чтобы «папа мог поднять на руки».

У подростков, как и у дошкольников, желание быть старшим преобладало над желанием быть младшим. По мнению подростков, старший в глазах родителей выглядит как более зрелый, больше заслуживающий доверия. Старшему позволено то, что не позволено младшему, и к тому же он наделен властью над младшим. Те же, кто хотел бы быть младшим в семье, говорили, что младший ребенок более любим родителями, его чаще прощают, на нем висит меньше ответственности.

В исследованиях дошкольников в целом было получено, что большинство детей хотели бы иметь в будущем своих детей - чаще всего, двоих (мальчика и девочку). Желающие иметь троих детей, объясняли это тем, что чем больше детей, тем веселее и лучше. Дети, которые хотели только одного ребенка, чаще всего связывали свое желание с возможными трудностями, которые возникают при воспитании детей. Те, кто не хотел иметь детей, либо никак не аргументировали свою позицию, либо говорили, что не хотят заниматься детьми. Обычно эти же дети утверждали, что никогда не выйдут замуж или не женятся.

Большинство дошкольников, у которых нет сиблинга, мечтают иметь в будущем двоих детей. Дети, имеющие одного брата или сестру, разделились на две равные группы, одна из которых желает иметь в будущем двоих детей, другая – троих и больше. Ответ "один ребенок" дети из двухдетных семей выбирали редко. Дети из многодетных семей в большинстве мечтают иметь двоих детей, но не больше. Следовательно, нельзя однозначно утверждать, что в будущем дети планируют копировать модель своей родительской семьи.

Подростки, как и дошкольники, чаще всего отвечали, что хотят иметь двоих детей. Скорее всего, популярность этого ответа связана с общественными установками – иметь двоих детей достаточно. О том, что хотят много детей, сообщили всего несколько сиблингов. Обычно их ответ сопровождался оговоркой – если позволит материальное положение. Желание подростков не иметь детей вообще или ограничиться только одним ребенком чаще всего было связано с неблагополучными отношениями с сиблингом.

Иногда, наоборот, подростки, не ладящие с братом или сестрой, говорили, что хотят иметь много детей. Но, отвечая на этот вопрос, они, скорее всего, выдавали социально желательные ответы – ребенок необходим, но, как позже выяснялось, ребенок в представлении этих подростков – помеха, и поэтому надо иметь побольше детей, чтобы они следили друг за другом, играли друг с другом, при этом, никак не касаясь родителей. Скорее всего, такая картина будущей жизни у этих подростков, как и у тех, кто отвечал, что не хочет иметь детей, сформировалась именно из-за негативного опыта, приобретенного в родительской семье. Похожие примеры ответов можно найти и в ответах дошкольников, у которых сложились крайне конфликтные отношения с сиблингами.

Выводы. Таким образом, можно сделать вывод, что в основном у детей складываются хорошие отношения со своими сиблингами, и что они хотели бы иметь еще братьев или сестер. Позиция старшего ребенка в семье является для детей более привлекательной.

Конфликт между сиблингами накладывает отпечаток на аттитюды детей в отношении своей будущей семьи. В этом случае они хотят в будущем иметь только одного ребенка или же не иметь детей вообще.

Список литературы:

  1. Brody G.H. 1998. Sibling relationship quality: its causes and consequences // Annual Review of Psychology. Vol. 49. pp. 1-24.
  2. Daniels D., Plomin R. 1985. Differential experience of siblings in the same family // Developmental Psychology. Vol. 21.P. 747–760.
  3. McHale S.M., Crouter A.C., McGuire S.A. 1995. Congruence between mothers’ and fathers’

Автор(ы): 

Дата публикации: 

1 янв 2016

Высшее учебное заведение: 

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Индекс: 

Метки: 

    Для цитирования: 

    Алексеева, О.С. Оценка сиблинговых отношений в дошкольном и подростковом возрасте [Текст] / И.Е. Ржанова, О.С. Алексеева // Воспитание и обучение детей младшего возраста: сборник материалов V межд. науч.-прак. конф. – М.: МГУ, 2016. – С. 378-379. – 0,2 п.л. – ISSN 2308-6408.