Обучение творчеству: чья зона ближайшего развития?

В данном сообщении хотелось бы коснуться темы творчества и зоны ближайшего развития в процессе обучения и рассмотреть этот процесс с двух сторон: и со стороны ребенка и со стороны педагога.

Л.С. Выготский рассматривал зону ближайшего развития как индивидуальный показатель развития ребенка. Данные наблюдения также исходили из индивидуальных различий детей при возможности наблюдения за ними на протяжении восьми лет в домашней обстановке. Выготский рассматривал повторение за взрослым как формирование зоны ближайшего развития ребёнка, но важно обратить внимание на еще один аспект, который связан с вопросом зоны ближайшего развития взрослых. Зона ближайшего развития взрослых – проблема нерешенная, рассмотрим некоторые условия, способствующие её реализации у взрослых.

Д.Н. Узнадзе писал, что «воспитатель стремится к своим целям в воспитании, а воспитуемый – к своим, и часто оба не признают друг друга. Воспитатель – носитель своих целей, и процесс воспитания для него представляет собой средство претворения их в жизнь». Подобная ситуация часто складывается и при обучении творчеству (на занятиях по рисованию, лепке): цели педагога и цели детей часто не совпадают.

В данной работе была обнаружена и проанализирована взаимосвязь зоны ближайшего развития ребенка и зоны ближайшего развития работающего с ним взрослого при обучении творчеству. Исследование было направлено на получение информации по вопросам:

  1. обнаружение и помощь в формировании у детей стратегий творческого «включения» в работу;
  2. Формирование подобных стратегий у педагогов через преодоление противоречий при обучении творчеству.

Было предположено, что собственное развитие педагога очень сильно влияет на расширение зоны ближайшего развития у детей.

Наблюдения проводились за 32 детьми (16 мальчиков, 16 девочек возраста от 3 до 13лет) на протяжении от года до восьми лет. Наблюдения за детьми проводились во время занятий творчеством (изобразительной деятельностью, лепкой, конструированием, аппликацией, дизайном). Занятия проводились в естественной домашней обстановке в маленьких группах и индивидуально, что позволяло увидеть индивидуальные различия детей при формировании у них творческих стратегий. Помимо наблюдения за детьми производилось наблюдение за собственными педагогическими стратегиями при решении сложных ситуаций и за реакцией детей на них. Велись записи наблюдений.

В ходе наблюдения обнаружены закономерности расширения зоны ближайшего развития детей при решении педагогом противоречий в образовательном процессе обучения творчеству. Закономерности могут быть представлены на схеме в виде лестницы, где вертикальная часть ступени обозначает противоречие, с которым сталкивается педагог, обучающий ре‑ бенка творчеству, а горизонтальная часть ступени – снятие педагогом проти‑ воречия путем перехода к новым, более высоким формам развития мастер‑ ства. Линия развития ребенка идёт по касательной с внутренней стороны лестницы таким образом, что проходя ступень (т. е. решая очередное противоречие) педагог как бы автоматически «подтягивает» зону ближайшего развития ребёнка за собой, расширяя и делая её возможной для ребёнка.

Каждая ступень этого процесса выглядит так:

ПРОТИВОРЕЧИЕ – РЕШЕНИЕ ЕГО ПЕДАГОГОМ – РАСШИРЕНИЕ
ВОЗМОЖНОЙ ДЛЯ РЕБЁНКА ЗБР

Выделено пять ступеней роста педагога:
 1 При вложении огромных сил педагога - нулевой результат Педагог должен научиться больше ценить процесс чем результат У ребёнка формируется осознание важности собственных идей
 2 Педагог должен дать информацию в той форме, в которой ребёнок может её принять Спонтанность педагога (его способность дать материал на идее ребёнка) Спонтанность ребёнка
 3 Методы, время, усилия не всегда поддаются контролю педагога Формирование способности педагога к погружению в к любой ситуации Нахождение ребёнком своего пути в страну творчества
 4 Принятие пути ребёнка и позволение ему идти своим путём Педагог «видит» мир глазами ребёнка и ценит его в творчестве У ребёнка формируется ощущение важности и уникальности своего виденья
 5 При сохранении богатства внут реннего мира ребёнка обогатить его искусством и опытом других людей Педагог раскрывает взаимо связи в искусстве и мире У ребёнка формируется целостное восприятие мира

Таким образом, уроки обучения творчеству можно рассматривать не только как зону ближайшего развития для детей, но и как зону ближайшего развития работающего с ними взрослого педагога при условии понимания им той ответственности, которая на него возложена. При отсутствии данного понимания, при игнорировании педагогом противоречий образовательного процесса, решение которых является необходимым условием реализации его зоны ближайшего развития, педагог не просто не расширяет возможную для ребёнка зону ближайшего развития, но даже сужает эту зону, являясь преградой (порой непреодолимой) на пути развития ребёнка.

Поэтому тема зоны ближайшего развития детей видится в неотрывной связи с темой непрерывного развития работающих с ними взрослых.

Автор(ы): 

Дата публикации: 

1 янв 2015

Высшее учебное заведение: 

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Метки: 

    Для цитирования: 

    Тимошенко Н.В. Обучение творчеству: чья зона ближайшего развития? // Обучение и развитие: современная теория и практика. Материалы XVI Международных чтений памяти Л.С. Выготского. - 2015.

    Комментарии

    Добавить комментарий

    CAPTCHA на основе изображений
    Введите код с картинки