Обучение и воспитание в развитии человека

Высшее учебное заведение: 

Обучение и воспитание в развитии человека // Обучение и развитие: современная теория и практика. Материалы XVI Международных чтений памяти Л.С. Выготского. - 2015.

Обучение и воспитание в развитии человека

В настоящее время ни у кого не вызывает сомнения, что обучение и воспитание лежат в основе развития человека. Согласно С.Л. Рубинштейну, «развитие не только обусловливает обучение и воспитание, но и само обусловлено ими» [6, с.151]. «Ребенок развивается, воспитываясь и обучаясь» [Там же]. «Всякое обучение, – писал Л.С. Выготский, – является источником развития» [2, с.334].

Но что значит «человек развивается»? Что развивается благодаря обучению, а что – благодаря воспитанию? Ответы на все эти вопросы имеют не только теоретическое, но и практическое значение. Как отмечал С.Л. Рубинштейн, «правильное решение вопроса о соотношении развития и обучения (А.К. – а также развития и воспитания) имеет центральное значение не только для психологии, но и для педагогики [6, с.153].

Линии развития человека.

Будучи представителем особого вида живых существ, человек характеризуется особой конституцией, особой структурой организма и обладает особыми функциональными возможностями. С этой, можно сказать, биологической точки зрения человек выступает как особый индивид. Соответственно можно говорить о развитии человека как индивида. Развитие индивида включает в себя развитие организма, которое в большей степени биологически обусловлено и потому может соотноситься с понятием «созревание». Однако в развитии организма и соответственно человека как индивида есть и социально обусловленные особенности, которые соотносятся с понятием физического развития человека. Для развития этих особенностей необходимы специальные физические упражнения и специальные занятия, организуемые и инициируемые членами общества, в котором происходит развитие человека. Физическое развитие человека выражается, в частности, в развитие силы, выносливости, гибкости; в достижение скорости, точности и координации движений; в укрепление здоровья и иммунитета к заболеваниям и т.д.

Второе, что отличает человека от других живых существ, это – особенности его психики, которые, как показал Л.С. Выготский, в значительной степени являются социально обусловленными. Высший уровень развития психики – сознание, а также вербальная форма мышления возникают у человека исключительно в процессе и благодаря его взаимодействию с другими людьми. Будучи носителем психики, человек выступает как субъект [3]. Соответственно, можно говорить о развитии человека как субъекта. Развитие субъекта – это особая линия в развитии человека, которая соотносится с понятием психического развития.

И, наконец, наиболее значимой отличительной особенностью челове‑ ка, составляющей его сущность, является наличие у него особого свойства (качества), обозначаемого понятием «личность». По определению А.В. Петровского, «личностью в психологии обозначается системное социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее уровень и качество представленности общественных отношений в индивиде» [5, с.337]. Аналогичное определение личности дается в одной из работ Л.И. Анцыферовой, согласно которому «личность – это индивидуальная форма существования и развития социальных связей и отношений» [1, с.4]. Вместе с тем, более распространенным является понимание личности не как особого социального качества человека или формы существования социальных отношений, а как самого человека, обладающего особым социальным качеством и демонстрирующего различные формы социальных отношений. Учитывая данное обстоятельство, можно говорить о развитии человека как личности. Данная линия в развитии человека соотносится с понятием социального развития.

Таким образом, говоря о развитии человека, следует рассматривать особенности его развития как индивида, субъекта и личности. Соответственно, следует учитывать наличие в развитии человека линий физического, психического и социального развития.

Не подлежит сомнению, что развитие человека по всем трем линиям детерминируется социальными условиями, организуется и осуществляется обществом. Человек с рождения начинает развиваться в обществе и во взаимодействии с другими людьми. И вот здесь возникает ряд вопросов. Какое взаимодействие между развивающимся человеком и людьми, занимающимися его развитием, представляет собой то, что мы называем обучением? Чем воспитание отличается от обучения? Что у человека развивается благодаря обучению, а что – благодаря воспитанию?

Обучение и развитие человека.

Очевидно, что в обучении есть тот, кто обучает и тот, кого обучают. Но в обучении есть и то, чему обучают, т.е. содержание обучения. При этом предполагается, что в результате обучения человек усвоит то, чему его обучают, и это будет особым новообразованием в его развитии. Как указывал С.Л. Рубинштейн, «обучают тому, чем еще не овладел обучающийся ребенок» [6, с.152].

Чему же могут обучать человека, и что человек может усвоить в результате обучения?

Наверное, можно согласиться с тем, что при взаимодействии человека с окружающей его природной и социальной средой он получает знания об особенностях своего окружения и приобретает умения и навыки адекватного поведения в этом окружении. При этом он может получать эти знания и приобретать соответствующие умения и навыки самостоятельно путем проб и ошибок, проявляя определенные формы познавательной и двигательной активности. Но ребенок, будучи изначально включенным в систему социальных отношений, начинает получать необходимые знания и у него начинают вырабатываться необходимые умения и навыки под руководством взрослых и, что немаловажно, в особых условиях – условиях учебной деятельности.

Воздействие других людей на человека с целью усвоения им определенных знаний, умений и навыков – это и есть то, что называется обучением. Обучение есть деятельность других людей (педагогическая деятельность), направленная на передачу человеку необходимых знаний, умений и навыков или, выражаясь современным языком, на выработку у человека необходимых компетенций. Собственная деятельность человека, направленная на получение знаний, умений и навыков и соответствующих компетенций, представляет собой то, что называется учебной деятельностью или просто учением. Таким образом, есть обучение человека, где человек выступает как объект педагогической деятельности, субъектом которой является педагог (учитель), и есть учение человека, где сам человек является субъектом своей учебной деятельности.

Следует отметить, что не всякое обучение может достигать своей цели. Во-первых, для эффективного обучения у педагога должна быть надлежащая мотивация педагогической деятельности и надлежащий уровень педагогического мастерства. Во-вторых, эффективность обучения зависит и от наличия соответствующей мотивации учения у обучаемого. Кроме того, обучаемый должен обладать уровнем умственного (психического) разви‑ тия, а также уровнями физического и социального развития, достаточными для усвоения того, чему его обучают. Как отмечал Л.С. Выготский, «что обучение так или иначе должно быть согласовано с уровнем развития ребенка – это эмпирически установленный и многократно проверенный факт, который невозможно оспаривать» [2, с.329]. Однако в обучении необходимо ориентироваться не на то, что человек уже усвоил, а на то, что он может усвоить, т.е. на зону его ближайшего развития. «Учение о зоне ближайшего развития, – писал Л.С. Выготский, – позволяет выдвинуть … формулу, гласящую, что только то обучение является хорошим, которое забегает вперед развития» [2, с.332].

Специфика обучения состоит в передаче человеку знаний, умений и навыков (или соответствующих компетенций) в тех или иных предметных и интеллектуальных видах деятельности. Но выполнению какой бы деятельности человек ни обучался, он непременно будет вступать в определенные межличностные отношения и с теми, кто его обучает, и с теми, кто так или иначе принимает участие либо в организации его обучения, либо в осуществлении им какой-либо деятельности. Будучи субъектом социальных отношений, человек выступает в качестве личности.

Как вести себя по отношению к другим людям в той или иной ситуации социального взаимодействия не дается человеку от рождения. Этому он должен научиться, и этому его можно обучить. Очевидно, что передача человеку знаний, умений и навыков в сфере социальных межличностных отношений тоже есть обучение. Но это особое обучение, благодаря которому достигается усвоение человеком моральных норм и правил поведения в обществе, и обычно оно называется воспитанием.

Воспитание и развитие человека.

Говоря об обучении, мы ставим вопрос о том, чему человек обучается и чему он может научиться. Но если говорится о воспитании, то вопрос ставится иначе – какие личностные качества у человека вырабатываются и кем (в смысле какой личностью) человек может стать. воспитание обеспечивает социальное развитие человека и развитие его как личности.

Исходя из приведенных выше определений понятия «личность», для того, чтобы ребенок стал личностью, необходимо наличие его взаимодействия с другими людьми. В процессе взаимодействия ребенка с людьми в психике ребенка возникают образы этих людей, образы доступных для наблюдения социальных отношений между ними и образы действий, ожидаемых от него взрослыми [4]. Отражение в психике ребенка социальных отношений, демонстрируемых взрослыми, является начальной стадией становления ребенка личностью. Но чтобы ребенок стал личностью, необходимо, чтобы эти социальные отношения были представлены в поведении самого ребенка, чтобы он сам мог их демонстрировать в отношениях с другими людьми. А это возможно при соблюдении двух условий:

  • во-первых, когда в психики ребенка благодаря процессам мышления из целостных образов восприятия взаимоотношений между конкретными взрослыми начинается выделение образов социальных отношений безотносительно к их конкретным носителям;
  • во-вторых, когда в психике ребенка образ социального отношения начинает связываться, с одной стороны, с образом ребенка и, с другой стороны, с образом человека, с которым ребенок вступает в социальные отношения.

В этом случае ребенок начинает пытаться во взаимодействии с другим человеком демонстрировать ту форму социального отношения, которую он имел возможность наблюдать среди людей своего социального окружения. Однако, очевидно, что, будучи ребенком, он не в состоянии в точности воспроизвести взрослую форму отношения. Поэтому у него получится воспроизведение своего индивидуального детского отношения, которое, тем не менее, будет соотноситься с отношением взрослым. Это и будет та самая «индивидуальная форма существования социальных отношений», которая, согласно определению Л.И. Анцыферовой, характеризует человека как личность. По мере взросления ребенка, развития его физических и интеллектуальных способностей индивидуальные формы реализации социальных отношений ребенка будут становиться все более совершенными. Соответственно, более высоким будет становиться и уровень развития личности ребенка.

Усвоение ребенком социальных отношений и выработка у него социальных форм поведения в процессе воспитания происходит также благодаря механизмам непосредственной трансляции в психику ребенка ожидаемых от него социально приемлемых действий и поступков. Когда взрослый выстраивает свои отношения с ребенком, он дает понять ребенку, чтó от него требуется, какие действия и какое поведение ребенок должен продемонстрировать. Взрослый ожидает от ребенка и фактически навязывает ему те формы социальных отношений, которые он считает необходимыми и приемлемыми в той или иной ситуации социального взаимодействия.

Большое значение в воспитании и выработке у человека необходимых социальных компетенций и соответствующих свойств личности, имеет социальный статус человека – то место или положение, которое он как личность занимает в структуре общества. В зависимости, например, от того, является ли ребенок мальчиком или девочкой, наследником престола или выходцем из простой семьи, у него будут формироваться разные свойства личности, и ему будут предлагаться для усвоения разные системы социальных отношений. Избирательность и регламентация социальных отношений выражается в системе ожидаемых от личности форм поведения, соответствующих ее социальному статусу. Эти ожидания распространяются не только на внешние формы поведения, но и на внутренние позиции личности – установки, ценностные ориентации, мотивы поведения и деятельности.

Таким образом, воспитание, определяющее особенности социального развития человека и развития его как личности, способствует усвоению человеком моральных норм и правил поведения, существующих в обществе, развитию его мотивационной сферы, системы жизненных ценностей и определенного мировоззрения.

Литература

  1. Анцыферова Л.И. О динамическом подходе к психологическому изучению личности // Психологический журнал. – 1981. – Т.2. – №2. – С.8-18. 
  2. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика-Пресс, 1996. – 536с.
  3. Корниенко А.Ф. Соотношение понятий «субъект», «субъективность», «субъектность» // Человек, субъект, личность в современной психологии. Материалы Международной конференции, посвященной 80-летию А.В. Брушлинского. Том 1 / Отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.А. Сергиенко. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2013. – С.208-210.
  4. Корниенко А.Ф. Сущность и соотношение понятий «личность» и «сознание» // Психология сознания: Истоки и перспективы изучения: Материалы XIV Международных чтений памяти Л.С. Выготского, 12-16 ноября 2013г. /Под ред. В.Т. Кудрявцева: В 2т. Т.1. – М.: РГГУ, 2013. – С.110-117.
  5. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия»; Высшая школа, 2000. – 512с.
  6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2001. – 720с.

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки