Общая эмоциональная направленность студентов инженерных специальностей

Разделы психологии: 

Толкач И.Ф. УО «Белорусский государственный аграрный технический университет» (Беларусь, Минск)

Аннотация Статья посвящена изучению общей эмоциональной направленности студентов инженерных специальностей. В соответствии со средними значениями выявлено преобладание праксической, романтической, пугнической и коммуникативной направленностей студентов. Недостаточно высокие результаты показаны по гедонистической, гностической, альтруистической, глорической, эстетической и акизитивной шкалам. В качестве ведущей студентами обозначены праксическая, коммуникативная, гедонистическая и романтическая эмоциональные направленности.

Ключевые слова: эмоциональная направленность, студенты.

Abstract The article is devoted to the study of the general emotional orientation of engineering students. In accordance with the average values, the predominance of the students’ praxic, romantic, pugnistic and communicative orientations are revealed. Insufficient results are shown on the hedonistic, gnostic, altruistic, gloric, aesthetic, and akisitive scales. The students identified praxic, communicative, hedonistic and romantic emotional orientations as the leading ones.

Keywords: emotional orientation, students.

В течение жизни каждый человек стремится максимально полно удовлетворить свои потребности. Важным условием при этом являются те положительные эмоции, которые испытываются при удовлетворении потребностей. стремление к многократному повторению позитивного опыта и является основой формирования общей эмоциональной направленности личности. Наиболее благоприятным периодом для осознания и изучения эмоциональной направленности является юношеский возраст. Этим обоснован наш интерес и актуальность заявленной темы.

В исследовании приняли участие 41 студент инженерных специальностей Белорусского государственного аграрного технического университета. С целью изучения особенностей эмоциональной направленности студентов была использована методика Б. И. Додонова [2]. Данная методика выявляет склонности к определенным типам переживаний, которые являются следствием удовлетворения различных потребностей личности. Методика содержит 50 утверждений с четырьмя вариантами ответов. Результаты располагаются в пределах от +10 (эмоция выражена) до -10 (эмоция не выражена). При этом значения выше 5 и ниже -5 свидетельствуют о ярко выраженном проявлении эмоций.

Б.И. Додонов выделяет десять видов эмоциональных направленностей: альтруистическую, коммуникативную, глорическую, праксическую, пугническую, романтическую, гностическую, эстетическую, гедонистическую, акизитивную [1, с. 114-130]. Каждая из направленностей характеризуется конкретным поведением и удовлетворяет какую-либо потребность личности.

Так, по мнению автора, альтруистическая направленность характеризуется беспокойством о близких и друзьях, желанием приносить людям радость и счастье, жалостью к неудачникам, радостью к успехам других. Альтруизм удовлетворяет потребность в содействии, сочувствии, помощи другим людям.

Необходимость делиться своими мыслями и переживаниями, надобность в друзьях, одобрение окружающих, почитание людей, благодарность людям характеризует коммуникативную эмоциональную направленность и относится к реализации потребности в общении.

Для глорической направленности характерно следующее поведение: приятные ощущения при внимании других людей, чувство превосходства над противником, желание завоевать почет и уважение окружающих, самолюбие и готовность исправить неудачные ситуации. Глорические эмоции отражают потребность в славе, самоутверждении. Праксическая направленность говорит о желании добиваться успехов в работе, увлечении выполняемой работой, постоянной нужде в действиях, о возбуждении и подъеме при успешности результатов работы, ее добросовестном выполнении. Развивается праксическая направленность при удовлетворении потребности в деятельности. Пугническую направленность представляют любовь к острым ощущениям, преодолению препятствий, стремление к риску, решительность, азарт, спортивная злость. Потребность в острых ощущениях, борьбе является основой для формирования данной направленности.

Романтическая направленность состоит из стремления помечтать, тяге к таинственности, ожидании чего-либо необыкновенного, особенного, желании побывать в незнакомых местах, странствовать. Выявляется при реализации потребности в неизведанном, загадочном.

Гностическая направленность удовлетворяет потребность в познании посредством проблемной ситуации. Личность, испытывающая гностические эмоции, ощущает радость от самостоятельно решенной трудной проблемы, любит разбираться в причинно-следственных связях, стремится к системным знаниям, интересуется научными открытиями, поисками, находками, переживает радость открытия истины.

Потребность в гармонии и красоте характеризует эстетическую направленность. Эстетические эмоции связаны с переживанием возвышенных чувств от восприятия музыки, стихотворений, красоты природы. Наслаждение и трогательность при соприкосновении с прекрасным является неотъемлемой частью вышеназванных эмоций. Гедонистическая направленность отражается в потребности телесного и душевного комфорта. Гедонизм предполагает предпочтение простых радостей, свободу от обязанностей, приятное, бездумное времяпрепровождение, склонность к лени, чувство расслабленности, беззаботности и безмятежности.

Акизитивная направленность выражается в интересе к накоплению. Акизитивные эмоции связаны с коллекционированием, страстью к покупкам, нежеланием расставаться со своими вещами.

При изучении ведущей эмоциональной направленности студентов технических специальностей были выявлены следующие особенности, отраженные в таблице 1.

Таблица 1. Эмоциональная направленность студентов
  Выраженность эмоции
эмоция выражена эмоция не выражена
количество
студентов
среднее значение
(в баллах)
количество
студентов
среднее значение
(в баллах)
Альтруистическая 38 4,5 3 -2,7
Коммуникативная 39 5,1 3 -2,3
Глорическая 35 4,3 6 -2,3
Праксическая 40 6,1 1 -1
Пугническая 35 5,2 6 -2,5
Романтическая 40 5,9 1 -1
Романтическая 40 4,5 1 -4
Эстетическая 41 4,2 0 0
Гедонистическая 40 4,8 2 -1,5
Акизитивная 31 4,0 10 -2,6

Как видим, наибольшие средние результаты проявлены студентами по шкале праксической направленности (6,1 балла). Достаточно высокие средние результаты выявлены по романтической, пугнической и коммуникативной шкалам (5,9, 5,2, 5,1 баллов соответственно). Гедонистическая (4,8 балла), гностическая (4,5 балла), альтруистическая (4,5 балла), глорическая (4,3 балла) и эстетическая (4,2 балла) направленности выражены в средней степени. Наименьшее среднее значение показано по шкале акизитивной направленности (4,0 балла). При этом у 24,4% студентов по шкале акизитивной направленности и у 14,6% студентов по пугнической и глорической шкалам установлены отрицательные результаты, что свидетельствует об отсутствии выраженности данной эмоции.

Рассматривая индивидуальные результаты студентов, следует отметить, что только у 51,2% студентов выявлена одна ведущая эмоциональная направленность. Среди них 12,2% студентов обозначили ведущей коммуникативную направленность, 9,8% – романтическую, по 7,3% опрашиваемых – праксическую и эстетическую, по 4,9% – глорическую и гедонистическую, по 2,4% – пугническую и гностическую. Альтруистическая и акизитивная направленности в качестве ведущих выявлены не были. Остальные 48,8% студентов в качестве ведущих обозначили несколько видов эмоциональных направленностей. Чаще всего среди них студенты отметили праксическую (19,5% от общего числа респондентов), гедонистическую (17,0% студентов) и коммуникативную (12,2%) направленности. Реже встречаются пугническая и романтическая направленности (по 9,8% опрашиваемых), а также эстетическая и глорическая направленности (по 7,3% опрашиваемых). Единичные упоминания зафиксированы об альтруистической, глорической и акизитивной направленностях.

Обобщая вышеизложенное, отметим, что согласно результатам проведенного исследования в качестве ведущей направленности студенты технических специальностей чаще всего называют праксическую, коммуникативную, гедонистическую и романтическую эмоциональную направленности. Реже обозначаются эстетическая, глорическая и пугническая направленности. О гностической, альтруистической и акизитивной направленности зафиксированы лишь единичные упоминания.

***

  1. Додонов Б.И. Эмоция как ценность / Б.И. Додонов. – М.: Политиздат, 1978. – 272 с.
  2. Общая эмоциональная направленность (Додонов) [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://psytests.org/emotional/dodemo-run.html – Дата доступа: 02.03.2021.

Автор(ы): 

Дата публикации: 

23 мая 2021

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Индекс: 

Метки: 

Для цитирования: 

Толкач И.Ф. Общая эмоциональная направленность студентов инженерных специальностей // Тенденции развития науки и образования. – 2021. – № 73-8. – С. 41-44.

Комментарии

Добавить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки