Нравственная регуляция экологической активности жителей города

Разделы психологии: 

Виноградов П.Н. ФГБОУ ВПО Российский государственный университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-013-00835 А «Психологические предпосылки этического выбора в решении задач социоприродного взаимодействия».

Аннотация. В статье обсуждаются результаты исследования, выявившие дифференциацию выборки городских жителей по степени выраженности этических позиций, умения формулировать задачи, принимать ответственность в социоприроном взаимодействии. Демонстрируются особенности нравственного компонента экологического сознания горожан, установленные посредством анализа экологического дискурса методами дистрибутивной семантики.

Ключевые слова: экологическое сознание, нравственный выбор, социальноэкологическое мышление, социоприродное взаимодействие.

MORAL REGULATION OF CITY RESIDENTS ENVIROMENTAL AKTIVITY

Vinogradov P.N. Saint Petersburg, Herzen State Pedagogical University of Russia

Abstract. The article discusses the results of the study, which revealed the differentiation of the urban residents sample according to the degree of ethical positions severity, the ability to formulate tasks, and take responsibility in social and natural interaction. The features of the citizens moral component of the ecological consciousness established by analyzing the ecological discourse with the methods of distributive semantics are demonstrated.

Keywords: environmental consciousness, moral choice, socio-ecological thinking, social and natural interaction.

Запрос на выяснение особенностей отношения человека и социума к природному окружению с особой актуальностью созрел в общественном сознании как задача по его научному исследованию. Особое значение в последние годы приобретает вопрос о том, что природный фактор осознан как ключевой в выстраивании отношений между людьми и социальными группами, насколько они встраиваются в систему ценностей устойчивого развития, которые координируют экологические, социальные и экономические связи в современном обществе. Названные проблемы нашли свое отражение в исследованиях известных отечественных исследователей С.Д. Дерябо, В.А. Ясвина [8], В.И. Панова и Э.В. Лидской [7] и др. Отношения между людьми регулируются этическими нормами поведения, среди которых потребительская позиция ее психологическое содержание и отношение к ней в связи с природными объектами приобретает высокую степень значимости. Следовательно, готовность человека и общества к пониманию социоприродного взаимодействия как нравственноэтической проблемы является актуальным.

Объектом нашего исследования выступили жители города. Т.В. Дробышева, А.Л. Журавлев и др., В.Н. Носуленко считают, что именно эта категория людей характеризуется особенностями сенсорно-перцептивной организации и снижением чувствительности к природному компоненту окружающей жизненной среды. Для них наиболее важен потребительский контекст социоприродных отношений. Эта группа включена в интенсивные социальные связи. В понимании экологических проблем, постановке и решении задач существования научное сообщество разделилось на сторонников различных позиций. Подобная неопределенность присутствует и в обществе. В настоящее время эксперты, к которым обращен социальный запрос, испытывают трудности в наличии аргументированных оснований и верифицированного научного инструментария в оценке заявленной проблемы. Регуляция экологической активности человека - комплексный процесс в котором задействован целый ряд личностных структур и психических процессов: социально-экологическое мышление, ценности, отношения, нравственные позиции и оценки. Они вошли в поле нашей работы.

В исследовании использовались следующие психодиагностические методики: «Натуралфил»; вербальная ассоциативная методика диагностики экологических установок личности «ЭЗОП»; методика диагностики мотивации взаимодействия с природой «Альтернатива»; проективные методики «Истории с завершением» и «Незаконченные предложения»; методика изучения ценностей личности Ш. Шварца. Математическая обработка данных проводилась посредством статистического пакета SPSS Statistics 20.0.

В поисковом процессе нами были выявлены важные факторы осознания человеком проблемы выбора средств во взаимодействии человека и природы как проблемы этической. Среди них выделены внутренние и внешние условия. Мы выяснили насколько важно то, как человек осознает объекты природы, действия и эмоции, включает ли в этот процесс нравственные оценки. Охарактеризовано психологическое содержание потребительской и сберегающей позиций человека и их роль во взаимодействии с природой. Насколько уровень развития мышления человека позволяет ему увидеть и оценить различные позиции. Как велика роль ответственности, которую человек готов взять на себя в отношениях с природой. Появилась возможность оценить роль представителя новой и перспективной профессии – экопроповедника в осуществлении человеком оптимального этического выбора. Его тактичный сопровождающий стиль в принятии человеком решений в процессе экологического просвещения. Важное место в организации нашего исследования отводится и поиску новых методов получения и обработки материала. Так, были созданы и верифицированы методики незаконченных предложений и незавершенных условий, методика исследования социальноэкологического мышления. Особая роль отводилась и снижению субъективности в позиции исследования. Для решения этой проблемы мы обратились к разработке метода исследования группового экологического сознания средствами дистрибутивной семантики через анализ группового экологического дискурса. Начало такой работы положено П.Н. Кирилловым и П.А. Яркиным [5]

Методы исследования носят междисциплинарный характер и идут не столько от психологии, сколько от более широкой области - когнитивной науки. Благодаря использованию информационных технологий появляется возможность быстро обрабатывать большие объемы текстов. А тексты, которые создают люди - это очень интересный и важный для исследования продукт. Благодаря анализу текстов мы можем охарактеризовать типичные особенности отношения людей к природе и в целом экологический дискурс. В нашей работе использовались тексты эссе на тему «Что может позволить себе человека отношении с природой.

Анализ текстов проводился в двух направлениях: 1) частотный анализ и 2) анализ значений. Частотный анализ основан на ранжированных таблицах использованных слов. Подсчитывалось общее количество слов и количество текстов, в которых это слово было использовано. Позволили оценить непродуктивность потребительской позиции респондентов и перспективность сберегающей позиции в выборе способов и средств взаимодействия человека с природой. Дали основания для понимания того, что в выборке участников нашего исследования оказалось малозначительна роль этического фактора в осознании отношений человека и природы. Посредством психолингвистического анализа эссе П.Н. Виноградовым и П.А. Яркиным [3], [4] было установлено, что у респондентов доминирует антропоцентрический компонент экологического сознания представленный противоречием природных категорий в группе существительных с одновременным преобладанием глаголов, выражающих ведущую активность человека. В дискурсе ограниченно представлены категории, выявляющие взаимодействие природных и социальных структур действительности. Также выявлено, что нравственно-оценочный компонент экологического сознания представлен фрагментарно (17% текстов), он характеризуется низкой частотой использования этических категорий и ограниченностью субъектов - носителей. Нравственно-экологический компонент сознания функционирует на синкретическом уровне. В исследовании П.Н. Виноградова и И.А. Ефимовой [2] показано, что в процессе решения ситуационных экологических задач респонденты продемонстрировали три группы установок на взаимодействие с природными объектами потребительские (26%), сберегающие (22%) и контекстно-ситуационные (52%). И если в первых двух группах можно однозначно оценить установки как негативные и оптимальные, то в третьей группе выбор декларируемой установки связан с неоднозначностью выбора вариантов поведения в зависимости от контекста и содержания ситуации и личностных особенностей. Первоначально мы провели факторный анализ данных, характеризующих респондентов, отнесенных к группам с потребительской и сберегающей позициями, осуществляемыми в нравственном выборе. Представленные характеристики обследуемых позволяют говорить о больших противоречиях, складывающихся в позиции потребителя между ценностями, декларируемыми на уровне нормативных убеждений, и реально действующими на уровне индивидуальных приоритетов. Скорее всего, это человек, некритически следующий требованиям ближайшего окружения. Отсюда и безразличие к среде жизнедеятельности как городской, так и природной, прагматическая доминанта в мотивации, отрицательное отношение к сберегающей деятельности и переживание недостатка власти в выстраивании отношений с Миром. В характеристике человека, проявляющего сберегающую направленность, соотношение между ценностями на уровне убеждений и индивидуальных приоритетов более сбалансированы. Выражена активность на уровне поступка, заинтересованность в наличии информации, позволяющей своевременно включить деятельность, направленную на сбережение окружающей природной среды.

Еще одним фактором осуществления этического выбора становится уровень интеллектуальной активности обучающихся. В исследовании П.Н. Виноградова [1] выявлена тенденция взаимосвязи между показателями, полученными при использовании проективной методики, направленной на изучение особенностей социально-экологического мышления, и показателями уровня знаний и эрудиции в области гуманитарных и естественных науки. Это позволяет предположить, что у учащихся уровень понимания причин возникновения экологических проблем, видения этих проблем и способов их решения связан с определенным уровнем показателей умственного развития. Результатами измерения показателей исследования по методике «Эрудит» и показателей исследования по «проективной методике, направленной на изучение особенностей социально-экологического мышления», установлено, что у детей с меньшим уровнем знаний и эрудиции отмечается меньшее количество сформулированных проблем и способов их решения. У учащихся со средними и высокими уровнями интеллектуального развития различий в наличии таких связей не обнаружено. Показано, что в нашей выборке более существенный вклад в экологическое образование привносят общественные и гуманитарные науки.

Исследование степени выраженности ответственности при осуществлении выбора типа взаимодействия взаимодействии с природными объектами изучалось в работе М.А. Мамбреян и П.Н. Виноградова [6]. Полученные данные демонстрируют, что повышение интенсивности отношения к природным объектам у подростков имеющих животных более интенсивно проявляются в характеристиках практического и поступочного компонентов, что говорит о готовности к осуществлению позитивного нравственного выбора и стремлении к практическому взаимодействию с животными школьников, которые имеют животных. Исследование уровня субъектификации природных объектов показало, что желание иметь животных у школьников не владеющими ими, является важным показателем желания, но не свидетельствует о готовности к практической деятельности по уходу за животными. Ответственность в понимании подростков, которые имеют животных, связана с конкретными поступками, а также проявлением более широкого перечня характеристик связанных с доверием, принятием обязанностей и готовностью совершенствовать свои навыки сопровождения жизни животных. У школьников, которые не имеют животных, ответственность, в первую очередь связана с характеристикой принципа подхода деятельности деловых людей.

Исследуя предпосылки становления нравственного выбора в процессе социоприродного взаимодействия, мы проясняли главные факторы, влияющие на его осуществление, среди которых весомая роль отводится источнику экологической информации. В настоящее время стало понятным, что Информация, которая поступает к человеку из отчужденных источников, порождает в нем страх, переживание опасности и неблагополучия и приводит к отчуждению, уходу от осознанного нравственно подкрепленного выбора. Совокупность перечисленных проблем создает характеристику определенного профессионального поля, в котором актуализируется такой современный тренд – рост требований к экологичности.

В настоящее время разработана перспективная группа новых профессий, которые актуальны для рынка труда, среди них профессия – экопроповедник. В работах целого ряда философов и психологов установлено, что одним из ведущих условий, побуждающих человека к сберегающему поведению природных ресурсов, является высокий уровень нравственности. Существует, по крайней мере, два проявления нравственно регулируемого поведения: принятие представителей природного мира, как наших «братьев меньших», что регулируется механизмами субъектификации, а также понимание того, что природный ресурс – общенародное достояние и его сокращение может привести к ухудшению качества жизни и гибели человечества. Важной задачей экопроповедника и является понимание психологических механизмов и овладение средствами влияния на поведение человека. Деятельность профессионала с группами людей, стремящихся осознать степень соблюдения этики в своем поведение в природе, основывается на принципах фасилитации. Работа экопроповедника является одной из предпосылок осуществления нравственного выбора человека в решении задач оптимизации социоприродного взаимодействия.

Список литературы

  1. Виноградов П.Н. Социально-экологическое мышление как условие осуществления выбора способа решения экологических проблем //Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. Психологическое и социальное благополучие детей, подростков и молодежи. СПб. 2019. С. 65-75.
  2. Виноградов П.Н., Ефимова И.А. Соотношение экологических установок и ценностей подростков. В сб.: Интегративный подход к психологии человека и социальному взаимодействию людей: векторы развития современной психологической науки. СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2017. С. 40-47.
  3. Виноградов П.Н., Яркин П.А. Исследование этических оснований отношения человека к природным объектам // Герценовский чтения: // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании: Материалы 2 Международной научно-практической конференции (10-11 октября 2019 г., Санкт-Петербург) / Под общей редакцией Л.А. Цветковой, Е.Н. Волковой, А.В. Микляевой. СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2019. С. 789-297
  4. Виноградов П.Н., Яркин П.А. Исследование коллективного экологического сознания посредством анализа композиционно свободных текстов Письма в Эмиссия. Оффлайн, №3, 2019 art. 2713 [Электронный ресурс] URL: http://emissia.org/offline/2019/2713.htm (дата обращения 11.09.2019).
  5. Кириллов П.Н., Яркин П.А. Детская экологическая сказка как отражение коллективного экологического сознания //Экопсихологические исследования–2: к 15-летию лаборатории экопсихологии развития. М.: Нестор-История, 2011. С. 126-139
  6. Мамбреян М.А., Виноградов П.Н. Представление об ответственности у подростков с разным уровнем отношения к природным объектам как предпосылка этического выбора в социоприродном взаимодействии // Актуальные воопросы психологии в исследованиях студентов и аспирантов. М.: СВИВТ, 2019. С. 38-45.
  7. Панов В.И., Лидская Э.В. Концепция устойчивого развития: экологическое мышление, сознание, ответственность// Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Социальноэкологические технологии. 2012.- № 1. - С 38-50.
  8. Ясвин В.А. Психология отношения к природе. М.: смысл, 2000. – 456 с.

Автор(ы): 

Дата публикации: 

20 фев 2020

Высшее учебное заведение: 

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Индекс: 

Метки: 

Для цитирования: 

Виноградов П.Н. Нравственная регуляция экологической активности жителей города // Экопсихологические исследования-6: экология детства и психология устойчивого развития: сб. научных статей / отв. ред. В.И. Панов. – М.: ПИРАО; Курск: Университетская книга, 2020. – С. 26-31.

Комментарии

Добавить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки