Нейропсихология ≠ когнитивная нейронаука: аргументы и преимущества

Ж.М. Глозман Научно-исследовательский центр детской нейропсихологии, Москва, Россия

Исследование поддержано грантом РФФИ № 18‑013‑00721

Ключевые слова: нейропсихология; когнитивная нейронаука; нейрокогнитивные техники; нейропсихологические методы.

Нейронауки представляют в наше время целый комплекс дисциплин, включающий нейробиологию, нейрогенетику, нейрофизиологию, нейроанатомию, нейрохимию, нейропсихологию, нейропсихиатрию, когнитивные нейронауки и даже нейроэкономику. Развитие нейронаук идет по пути поиска системных принципов работы мозга, что повлекло за собой привлечение данных нейролингвистики о языках мозга, синергетики, бионики, кибернетики, данных об асимметрии мозга и знаковых систем на пути от нейрона к искусственному интеллекту. Этот путь привел к парадоксальному выводу, вынесенному в заголовок книги Дика Свааба, известного ученого, в течение 30 лет возглавлявшего Нидерландский институт мозга: «Мы — это наш мозг» [1]. Близко к этому и определение когнитивной нейронауки, приведенное в электронном словаре по психологии: «Когнитивная нейронаука (cognitive neuroscience) — междисциплинарный подход, объединяющий усилия когнитивной психологии и нейронауки для изучения того, как сенсорно-перцептивные и когнитивные процессы реализуются в мозге, в том числе на нейронном уровне» [2]. Существует и другое определение: «Нейропсихология — область медицинской психологии, изучающая мозговую организацию психической активности и возможности применения этих знаний для диагностики и реабилитации когнитивных функций человека» [3].

Анализ развития нейропсихологии позволил нам выделить три этапа в развитии ее приоритетов. На первом этапе, начавшемся с работ Поля Брока, в центре внимания исследователей была мозговая организация психических процессов, то есть путь анализа шел от мозга (локализации поражения) к состоянию психической функции. На этом этапе А.Р. Лурия был разработана концепция системной динамической локализации высших психических функций. Именно к этому этапу относится приведенное выше определение.

В 1970‑е г. акценты сместились от анализа психологической структуры высших психических функций к ее мозговой организации. На этом этапе развития науки были созданы нейропсихология памяти, нейролингвистика, нейрогерентопсихология, детская нейропсихология и нейропсихология индивидуальных различий.

На рубеже ХХ и XXI в. ведущим в мировой нейропсихологии стал анализ взаимосвязи между пациентом с мозговыми проблемами и обществом в рамках новых областей знаний, таких как поведенческая нейропсихология, нейропсихология общения и личности, нейропсихология семейных отношений и др.

В пользу такого подхода говорит социальная и культурная специфичность методов нейропсихологического обследования: показатели хорошо образованных больных с поражением мозга при нейропсихологическом обследовании характерны для необразованных испытуемых без поражений мозга; каждый нейропсихологический тест имеет культурологические ограничения и специфику анализа; описаны 62 культурно-специфические переменные в процедуре применения и интерпретации психометрических тестов; имеется связь результатов тестирования с особенностями латеральной организации психических функций испытуемых; язык, на котором проводится обследование, имеет первостепенное значение для билингвов. Выявлены также социальные характеристики морфогенеза, например, активация правой височной области при восприятии биологического движения.

Культурно-исторический подход в нейропсихологии означает в первую очередь перенос акцентов в изучении мозга с проблем локализации на вопросы социальной и культурной детерминации мозговых функций человека. Если нейрокогнитивные техники выявляют структурные мозговые изменения или повреждения, нейропсихологические методы объясняют функциональные изменения и связывают мозг и поведение.


  1. Swaab D. Wij zijn ons brein: van baarmoeder tot Alzheimer. Atlas Contact, 2010. 479 p.
  2. Когнитивная нейронаука // B17.ru: [интернет-портал]. URL: https://www.b17.ru/dic/kognitivnaya_neyronauka/ (дата обращения: 02.09.2019).
  3. НейроПсихологическая диагностика // Центр психологии и нейропсихологии: [сайт]. URL: https://psy-med.ru/services/nejropsixologicheskaya-diagnostika-i-korrekc... (дата обращения: 02.09.2019).

Автор(ы): 

Дата публикации: 

28 янв 2020

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Метки: 

    Для цитирования: 

    Глозман Ж.М. Нейропсихология ≠ когнитивная нейронаука: аргументы и преимущества // Cognitive Neuroscience — 2019: материалы международного форума. Екатеринбург, 6–7 ноября 2019 г. / отв. ред. А.А. Печеркина, С.В. Попов. – Екатеринбург: Урал. ун‑та, 2020. – С. 154-156.

    Комментарии

    Добавить комментарий

    CAPTCHA на основе изображений
    Введите код с картинки