Некоторые особенности исследовательских методов в экологии

В.В. Бушуева, Н.Н. Бушуев Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана, Москва, Россия

Экологическая проблематика в современных условиях приобретает особую остроту в связи с тем, что накоплено значительное количество негативных изменений в природе [1]. Динамика изменений определяется не столько внутренними законами тех или иных экологических систем, сколько непродуманным антропогенным воздействием, что часто приводит к необратимым изменениям [2]. В этом плане альтернативные решения в экологии, их поиск должны быть объектом пристального внимания всех звеньев науки [3, 4].

Различные науки по-разному связаны с экологией, каждая из них имеет свои особенности, формы и методы познания экологических проблем. Следует отметить, что если раньше при решении экологических проблем уделялось большое внимание естественным и техническим наукам, то сегодня исследователи используют и гуманитарные дисциплины. Частные науки изучают отдельные стороны, характеристики природных явлений и антропогенного воздействия. Гуманитарные науки, в частности философия, главное внимание уделяют нахождению общих сторон, разработке методологии познания экологических процессов [5]. Более того, большое внимание уделяется анализу общественных процессов, оказывающих влияние на экологическую ситуацию, что имеет существенное значение в исследовательской деятельности [6].

В экологии в настоящее время выделено более 100 направлений, но здесь речь идет не на деление отдельных дисциплин, а на проблемы, которые имеют междисциплинарный характер [7]. Дело в том, что в экологии нельзя решать вначале одну проблему, потом другую, т.е. линейно и последовательно. И здесь необходим междисциплинарный подход, который тесным образом связан с комплексным. Комплексный подход в исследовательской деятельности экологических проблем предполагает одновременный анализ экологически значимых факторов методами различных наук [8], т.е. необходимо дублировать их истинность независимым образом, что позволяет предвидеть, следовательно, предотвратить те или иные экологические последствия.

Важное место в исследовательской деятельности экологических процессов занимает системный подход. Он позволяет формировать целостное представление органического единства различных научных данных [9, 10]. Но здесь образуется не простая суммарная совокупность знаний, а целостная система, которая представляет собой неразрывное единство составляющих ее компонентов. Свойства системы интегративны, они не сводятся к простой сумме всех свойств ее элементов. Но в экологии нередко отмечаются ситуации, когда то или иное новое открытие существенно меняет представление о взаимосвязи составляющих элементов, а значит, и меняется представление о системе в целом [11].

Системный подход связан со структурным подходом. Действительно, процесс исследования любой системы предполагает анализ ее структуры, внутренних связей всех ее структурных элементов и уровней системы.

Структурный подход связан с функциональным исследованием, отражающим функционирование системы. Связь между структурами и функциями системы находится, как правило, в непрерывной динамике, не является статичной и направлена на оптимизацию функционирования системы. Здесь определенное значение в исследовательской деятельности имеет вероятностный подход.

Особый интерес об исследовании природных процессов представляют рассуждения канадского ученого Ганса Селье. В своей работе «От мечты к открытию» [12] он отмечает, что процесс исследования, истинное открытие в естественных науках редко базируется на основе логических построений. Используется так называемая полуинтуитивная логика, которой пользуется каждый ученый-экспериментатор — это специфическая смесь жесткой формальной логики и психологии. В познании природы существенную роль играет интуиция. В системе мышления психология должна быть интегрирована с логикой. Вспышка интуиции, творческого воображения, происходящая в подсознании, составляет основу фундаментальных открытий. Но логика становится нужной в дальнейшей работе — при оценке и подтверждении наблюдаемых явлений [13, 14].

Итак, изучение, исследование экологических явлений необходимо проводить, используя не тот или иной отдельный метод, каким бы эффективным он не был, а на основе определенной совокупности исследовательских подходов [15, 16].

Литература

  1. Ивлев В.Ю., Ивлева М.Л., Фалько В.И. Экология внешней и внутренней среды социоприродной системы (обзор международной конференции) // Вопросы философии. 2019. № 5. С. 210–214.
  2. Губанов Н.И., Губанов Н.Н. Социокультурная гипотеза функционирования менталитета в социуме // Социум и власть. 2016. № 5 (61). С. 20–24.
  3. Ивлев В.Ю. Методологические принципы введения категорий модальности в современном научном познании // Гуманитарный вестник. 2016. № 12 (50). С. 4. DOI: 10.18698/2306-8477-2016-12-403
  4. Губанов Н.Н., Губанов Н.И. Философия и наука о природе вторичных качеств // Гуманитарный вестник. 2016. № 11 (49). С. 4. DOI: 10.18698/2306-8477-2016-11-400
  5. Волобуев А.В. Проблемы методологии исследования религиозного опыта // Методология в науке и образовании. Материалы Всероссийской конференции университетов и академических институтов РАН. 2017. С. 49–53.
  6. Лебедев С.А., Бушуев Н.Н., Бушуева В.В. Методологические аспекты экологической подготовки будущего инженера // Гуманитарный вестник. 2016. Вып. 7 (45). URL: http://hmbul.ru/catalog/edu/pedagog/376.html (дата обращения 06.05.2019).
  7. Легушс Э.Ф. Направления экологии. Texts.news. URL: http://texts.news/obschayaekologiya/2napravleniya-ekologii-24580.html (дата обращения 01.06.2017).
  8. Ивлев В.Ю., Ивлева М.Л., Иноземцев В.А. Кризис техногенной цивилизации и формирование новой экологической парадигмы общественного сознания // Известия Московского государственного технического университета МАМИ. 2013. Т. 2. № 4 (18). С. 50–57.
  9. Баркова Э.В. Информационная экология в структурировании пространственновременного континуума общества знаний // Человеческий капитал. 2014. № 12 (72). С. 96–100.
  10. Ивлева М.И., Яблочкина И.В. Гуманитарные науки в современной системе высшего образования // Современная экономика: концепции и модели инновационного развития. Материалы VIII Международной научно-практической конференции. 2016. С. 34–37.
  11. Молчан Э.М. Теоретико-методологические основания исследования духовно-нравствен- ных ценностей в социальных системах. М.: Изд-во «Содействие», 2019. C. 34.
  12. Селье Ганс. От мечты к открытию. Режим доступа: http://knigogid.ru/book/3586-ot-mechtyk-otkrytiyu/toread (дата обращения 06.05.2019).
  13. Миронов А.В. Роль проблемного метода в развитии самостоятельного обучения и групповой познавательной деятельности студентов. Методология в науке и образовании Материалы Всероссийской конференции университетов и академических институтов РАН. 2017. С. 207–210.
  14. Фалько В.И. О системно-синергийном подходе в науке и философии // Вестник Мос- ковского государственного университета леса — Лесной вестник. 2013. № 5 (97). С. 21–24.
  15. Губанов Н.Н., Губанов Н.И. О возможности универсальной концепции истины и ее критериях // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 7. Философия. Социология и социальные технологии. 2016. № 2 (32). С. 49–58.
  16. Ивлев В.Ю., Ивлева М.И., Ивлева М.Л. Экологическое регулирование экономики как понятие социальной философии // Вопросы философии. 2019. № 7. С. 111–121.

Автор(ы): 

Дата публикации: 

14 янв 2020

Высшее учебное заведение: 

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Индекс: 

Метки: 

    Для цитирования: 

    Бушуева В.В., Бушуев Н.Н. Некоторые особенности исследовательских методов в экологии // Экология человека и природы в информационно-технической среде. ЭкоМир-10: 10-я Международная научн. конф. Мытищи – Москва, 5–6 июня 2019 г. — М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2020. – С. 35-37.

    Комментарии

    Добавить комментарий

    CAPTCHA на основе изображений
    Введите код с картинки