Многомерность женственности в гендерных конструктах современного кинематографа

Разделы психологии: 

А.В. Гизуллина, В.В. Харитонов Уральский федеральный университет, Екатеринбург, Россия

Ключевые слова: женственность; гендерный конструкт; гендерные стереотипы поколений; поколение Х; миллениалы; современный кинематограф.

Введение. Чем определяются психологические особенности мужчин и женщин? Многие нейрофизиологи часто утверждают, что эти различия еще до рождения во многом предопределены нейронной организацией головного мозга (коннектомом), а гендерные психологи, напротив, убеждены в ведущей роли процессов социализации. Жесткая однозначная оппозиция «мужского» и «женского» в психологии была подвергнута сомнению и критике в середине 70‑х гг. прошлого века [1, с. 336], и для исследователей гендерной проблематики специфические структуры психики, именуемые «мужественностью» и «женственностью», являются проявлениями систем личностных черт и различных адаптивных стратегий, которые могут уживаться в одном и том же человеке. При этом важно учитывать, что значимым фактором «нормальности» и успешности социальной адаптации конкретного человека является соответствие его самопредъявления гендерным стереотипам его окружения, а границы нормы для представителей разных поколений могут различаться [2, с. 127]. Мы предположили, что существенные различия между поколениями в гендерном самопредъявлении могут проявиться визуально — в выборе предпочитаемых женских образов киногероинь.

Материалы и методы. Мы провели исследование гендерных установок, определяющих понятие «женственность» у разных поколений испытуемых. В нем приняли участие 97 чел. разных возрастных категорий: 69 чел. — девушки и юноши 1997–2001 гг. рождения (студенты УГИ), и 28 чел. — женщины и мужчины 1970–1992 гг. рождения (психологи — слушатели курсов повышения квалификации УрФУ). Для проведения исследования был создан опросник «Психологический портрет современной женщины», включающий две части. В первую его часть включены вопросы открытого типа:

  1. Как бы вы определили понятие «женственность»?
  2. Какие телесные характеристики, на ваш взгляд, наиболее соответствуют понятию «женственность»?
  3. Какие черты личности, на ваш взгляд, наиболее соответствуют понятию «женственность»? Ответы на второй и третий вопросы предлагалось проиллюстрировать примерами из кинематографа.

Вторая часть опросника включает шкалы феминности/маскулинности из адаптированного теста С. Бем с предложением определить (по шкале от 1 до 7) исходя из личного опыта, насколько приведенные личностные качества присущи современным реальным женщинам.

Результаты. При анализе полученных данных по шкалам был установлен рейтинг «женственности» личностных черт в связи с возрастом и полом опрошенных и были выявлены три различных модели женственности:

1) «как служение другим», характерная для женщин «поколения-Х» (20 чел.);
2) «как сила и власть привлекательности», характерная для девушек-миллениалок (53 чел.);
3) «как очарованье и забота», характерная и для юношей и для мужчин (24 чел.).

И в кинематографических примерах, приводимых девушками, прослеживается наибольшее разнообразие женских образов, достигающих своих целей при помощи самых разных средств. Калейдоскоп таких разных киногероинь, как Амели, Бриенна Тарт, Мулан, Малефисента, Гермиона Грейнджер, Эмма Морли, Кэри Брэдшоу, Бри Ван де Камп, Рейчел, Фериде, создает совершенно новую систему координат женственности. Образы, называемые мужчинами, традиционней (Русалочка, Лолита, «Блондинка из Беверли», Золушка), встречаются и персонажи «Игры престолов» — Санса Старк, Игритт, Маргери Тирелл, а также персонажи Мэрилин Монро и Одри Хепбёрн. Женщины из старшей выборки, наряду с современными фильмами («Секс в большом городе», «Отчаянные домохозяйки», «Клуб первых жен», «Клиника»), ссылаются и на отечественный кинематограф прошлых лет («Летят журавли», Ассоль, «Странная женщина», «Тихий Дон»).

Заключение. Полученные данные указывают на существенную динамику в моделях женственности между женщинами предыдущего поколения и девушками-миллениалками и на незначительную динамику гендерных стереотипов у мужчин разных поколений в изученных нами выборках, что требует подтверждения на большем объеме материала.


  1. Бем С.Л. Линзы гендера: Трансформация взглядов на проблему неравенства. М.: Рос. полит. энцикл., 2004. 336 с.
  2. Гизуллина А.В. Самоощущение представителей квир-сообщества внутри российского общества // Гендерное путешествие: сб. ст. СПб.: Мастерская «Гендерное путешествие», 2019. С. 124–139.

Автор(ы): 

Дата публикации: 

28 янв 2020

Высшее учебное заведение: 

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Индекс: 

Метки: 

    Для цитирования: 

    Гизуллина А.В., Харитонов В.В. Многомерность женственности в гендерных конструктах современного кинематографа // Cognitive Neuroscience — 2019: материалы международного форума. Екатеринбург, 6–7 ноября 2019 г. / отв. ред. А.А. Печеркина, С.В. Попов. – Екатеринбург: Урал. ун‑та, 2020. – С. 128-130.

    Комментарии

    Добавить комментарий

    CAPTCHA на основе изображений
    Введите код с картинки