Лонгитюдное исследование развития скорости переработки информации в младшем школьном возрасте

С.Б. Малых, Т.Н. Тихомирова, Э.К. Хуснутдинова Московский государственный университет, Москва, Россия
Ю.В. Кузьмина Психологический институт РАО, Москва, Россия

Работа выполнена при финансовой поддержке Российского научного фонда, проект № 17‑78‑30028.

Ключевые слова: младший школьный возраст; скорость переработки информации; модели роста со смешанными эффектами; половые различия.

Введение. В исследованиях развития скорости переработки информации делаются выводы о нелинейном характере изменения этого когнитивного показателя на протяжении всей жизни[1]. Вместе с тем, паттерн изменений, наиболее подходящий для описания групповых данных, может оказаться непригодным для характеристики индивидуальных траекторий развития у отдельных респондентов в определенный возрастной период[2]. В данном исследовании ставится задача проанализировать среднюю траекторию развития скорости переработки информации в младшем школьном возрасте, оценить индивидуально‑специфические отклонения от средней траектории для каждого участника исследования, а также выявить половые различия в развитии скорости переработки информации.

Материалы и методы. Для построения средней траектории и описания индивидуальных траекторий развития скорости переработки информации использованы данные четырехлетнего лонгитюдного исследования с интервалом измерений в один год. Выборку исследования составили 309 школьников (51% мальчиков, 49% девочек), обучающихся на протяжении 1–4‑х классов в одной общеобразовательной организации. Средний возраст участников исследования составил 7.85 года в первом классе (стандартное отклонение = 0.34) и 10.77 года — в четвертом классе (стандартное отклонение = 0.36). На всем протяжении обучения на начальном уровне общего образования каждому ученику предлагалось выпол‑ нить задание «Время реакции выбора» [3] в конце каждого учебного года (четырежды на протяжении четырех лет).

Для оценки индивидуальных траекторий развития и половых различий в& траекториях развития использовался метод анализа роста со смешанными эффектами (Mixed effect growth models), в ходе которого оценивалось соответствие эмпирическим данным шести теоретических моделей, в том числе с включением переменной взаимодействия между предикторами «Год обучения» и «Пол». Сравнение моделей производилось с помощью теста отношения правдоподобия (Likelihood ratio test).

Результаты. Установлено, что на протяжении младшего школьного возраста Время реакции уменьшается, а скорость переработки информации, соответственно, возрастает. При этом траектория времени реакции изменяется нелинейным образом: наиболее интенсивное снижение наблюдается с первого по второй год обучения в начальной школе, далее до четвертого класса темп снижения замедляется. Мальчики опережают девочек по средним значениям скорости переработки информации на каждом году начального обучения. Однако темп и характер изменения скорости переработки информации статистически значимо не различаются у мальчиков и девочек на протяжении младшего школьного возраста. Заключение. Несмотря на статистически значимые различия между детьми младшего школьного возраста по показателю скорости переработки информации, обнаруженные на каждом году начального обучения в школе, индивидуальные траектории развития этого когнитивного показателя значимо не различаются, а траектория развития скорости переработки информации носит ярко выраженный характер возрастных изменений.  


  1. Тихомирова Т.Н., Малых С.Б. Когнитивные основы индивидуальных различий в успешности обучения. М. ; СПб. : Нестор — История, 2017. 312 c.
  2. Tikhomirova T., Kuzmina Y., Lysenkova I., Malykh S. Development of Approximate Number Sense across the Elementary School Years: a Cross‐cultural Longitudinal Study // Developmental Science. 2019. Vol. 22 (4). P. e12823.
  3. Tosto M.G., Tikhomirova T., Galajinsky E. et al. Development and Validation of a Mathematics‑number sense Web‑based Test Battery // Procedia — Social and Behavioral Sciences. 2013. Vol. 86. P. 423–428.

Автор(ы): 

Дата публикации: 

28 янв 2020

Высшее учебное заведение: 

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Метки: 

    Для цитирования: 

    Малых С.Б., Тихомирова Т.Н., Хуснутдинова Э.К., Кузьмина Ю.В. Лонгитюдное исследование развития скорости переработки информации в младшем школьном возрасте // Cognitive Neuroscience — 2019: материалы международного форума. Екатеринбург, 6–7 ноября 2019 г. / отв. ред. А.А. Печеркина, С.В. Попов. – Екатеринбург: Урал. ун‑та, 2020. – С. 3-5.

    Комментарии

    Добавить комментарий

    CAPTCHA на основе изображений
    Введите код с картинки