Когнитивный стиль в структуре индивидуальности на разных возрастных этапах

И.В. Тихомирова Учреждение РАО «Психологический институт»; Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ), г. Москва

Научное наследие Б.М. Теплова и в настоящее время является источником для теоретических подходов и экспериментальных программ в дифференциальной психологии и психофизиологии. Обозначенные им принципы объединения димензионального и типологического подходов, интегрирование психологического и физиологического знания об источниках психической активности позволяют выделять и рассматривать целостные симптомокомплексы, которые выступают как ключевые в структуре способностей, темперамента, характера. В работах Б.М. Теплова «Психология музыкальных способностей» и «Ум полководца» содержится чрезвычайно важное для нашего исследования положение, касающееся целесообразности исследования особенностей познавательной активности человека во взаимосвязи с другими особенностями индивидуальности – характером, личностными качествами. В настоящее время единицей, объединяющей индивидуальные особенности, связанные с познавательной активностью на разных уровнях организации индивидуальности, часто рассматривается индивидуальный стиль.

В работах отечественных психологов исследованию стиля деятельности уделяется большое внимание (В.С. Мерлин, Е.А. Климов, Е.П. Ильин, В.И. Моросанова, В.А. Толочек и др.). Под стилем понимается определенное сочетание приемов и способов деятельности, которые обусловлены нейрофизиологическими особенностями. Формируясь как «интегральный эффект взаимодействия субъекта и объекта», стиль выполняет задачи обеспечения наиболее успешного взаимодействия с внешней средой. То есть, являясь индивидуально-устойчивым образованием, стиль в то же время обладает способностью изменяться в онтогенезе, «подстраиваться» под влиянием как внешних (например, обучающих, развивающих технологий, требований конкретной деятельности и др.), так и внутренних (формирование новых компенсаторных приемов, способов деятельности) факторов.

Следует заметить, что на примере стиля как нельзя лучше прослеживаются взаимосвязи возрастного и индивидуального развития – закономерности процессов «сложения – вычитания возрастного и индивидуально-типологического в онтогенезе» (Н.С. Лейтес, Е.П. Гусева, Г.В. Бурменская, М.С. Егорова и др.). В рамках этого направления особый интерес приобретают вопросы, связанные с изучением «индивидуальных траекторий» развития познавательных способностей в процессе прохождения индивидом через «кризисные» моменты развития: подростковый возраст, окончание школы и поступление в вуз. Именно этот аспект был главным для нас при анализе результатов серии исследований. В центре внимания были вопросы сохранения–изменения в онтогенезе взаимосвязей познавательного стиля (поленезависимости) с характеристиками разных уровней индивидуальности: скоростными параметрами двигательных реакций (теппинг-теста), свойствами темперамента, индексами интеллекта.

Для решения поставленных задач использовались методики: а) методика диагностики когнитивного стиля «полезависимость – поленезависимость» (фигуры Готтшальдта); б) тест интеллекта Векслера (в детской и взрослой модификациях), методика диагностики свойств темперамента А.И. Крупнова, теппинг-тест (Е.П. Ильин и др.). Исследования проводились на выборке младших подростков (12–13 лет, 19 человек), старших подростков (13–15 лет; 57 человек), студентах (20–24 года; 57 человек).

Результаты кластерного анализа, выполненного для каждой из возрастных групп на показателях стиля (баллы за поленезависимость), темперамента (эргичность, социальная эргичность, пластичность, социальная пластичность, темп, социальный темп, эмоциональность, социальная эмоциональность), уровневых характеристиках интеллекта (индексы Общего, Вербального, Невербального интеллекта и показателя разницы между индексами Невербального и Вербального интеллекта) и теппинг-теста (удобный, быстрый темп выполнение задания правой и левой рукой в удобном и быстром темпе), показали наличие сходства и отличий в картине взаимосвязей обозначенных показателей. Для каждой возрастной выборки была получена своя дендрограмма, показывающая порядок объединения показателей в кластеры. Интересно отметить, что, что кластерные структуры, полученные для каждой возрастной группы, имеют между собой больше сходства, чем различий. В первую очередь это касается количества выделяющихся основных кластеров и порядка их объединения между собой.

Основу одного из наиболее обширных кластеров составили показатели темперамента: все показатели темперамента наиболее близки и однородны по своему содержанию (что может быть связано отчасти с методикой их диагностики). Это наблюдается во всех возрастных группах. Далее, к этой группе показателей непосредственно примыкает показатель когнитивного стиля. Затем присоединяются показатели теппинг-теста (разница между показателями быстрого и удобного темпа для правой и левой руки). И на следующем уровне эту кластерную ветвь завершает показатель, характеризующий разницу межу невербальным и вербальным интеллектом. Отталкиваясь от состава характеристик, вошедших в этот кластер, его можно обозначить как «стилевой». Он иллюстрирует тяготение друг к другу показателей когнитивного стиля (поленезависимости) и темперамента, а также индикаторов типологического свойства лабильности нервной системы (М.К. Кабардов и др.) и преобладания невербального интеллекта над вербальным.

Второй кластер (может быть обозначен как «интеллектуальный») у всех возрастных групп образован показателями интеллекта: индекс вербального, невербального и индекс общего интеллекта. Следует заметить, что очередность объединения показателей в кластер зависит от возрастного состава групп. У младших подростков наиболее близки и однородны (составляют первую ветвь 2-го кластера) показатели невербального интеллекта и индекса общего интеллекта; в группе старших подростков и студентов, первичную ветвь образуют показатели вербального и общего интеллекта.

Третий кластер (обозначенный как «моторный») составили показатели теппинг-теста: удобный и быстрый темп для правой руки, удобный и быстрый темп для левой руки. Имеются сведения, что эти скоростные двигательные характеристики коррелируют с частотой альфа-ритма (В.В. Печенков и др.) и, следовательно, этот кластер в типологической интерпретации можно содержательно связать со свойством активированности нервной системы. Следует заметить, что характер образования этого кластера в разных возрастных группах имеет свои отличительные особенности. У младших подростков первичные ветви кластера образованы показателями удобного и быстрого темпа для каждой руки. И только затем происходит их объединение в общую ветвь. То есть у младших подростков наиболее близки и однородны показатели, касающиеся каждой руки. У старших подростков на первом уровне объединяются показатели левой руки (удобный и быстрый темп) затем к ним присоединяются показатель правой руки (удобный темп) и завершает объединение показатель быстрого темпа для правой руки. Таким образом, в старшем подростковом возрасте объединяющими являются показатели левой руки. У студентов первичное объединение показателей зависит в большей мере от характеристики выполняемой деятельности (быстрый или удобный темп): вначале объединяются показатели быстрого темпа для обеих рук, затем – удобного темпа для обеих рук, и затем уже они образуют один общий 3-й кластер.

Картина объединения трех выделенных кластеров в единую структуру у всех возрастных группах единая: показатели 1-го кластера (темперамент, когнитивный стиль, показатели лабильности нервной системы и показатель доминирования невербального интеллекта) объединяются с 3-м кластером (показатели теппинг-теста) и затем к ним присоединяется 2-й кластер, характеризующий показатели интеллекта.

Полученные нами данные мы рассматриваем как предварительные в связи с недостаточностью строгого (с привлечением референтных ЭЭГ-индикаторов свойств нервной системы) типологического анализа в отношении скоростных и темпераментальных показателей.

Таким образом, в структуре целостной индивидуальности когнитивный стиль (поленезависимость) занимает довольно устойчивое место в период наиболее интенсивного становления познавательных способностей (подростковый, студенческий возраст). Наиболее тесные связи он обнаружил с показателями темперамента, моторными характеристиками, которые можно интерпретировать в связи со свойством лабильности нервной системы, и показателем разницы между невербальным и вербальным интеллектом.

Автор(ы): 

Дата публикации: 

26 ноя 2011

Высшее учебное заведение: 

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Метки: 

    Для цитирования: 

    Тихомирова И.В. Когнитивный стиль в структуре индивидуальности на разных возрастных этапах // Дифференциальная психология и дифференциальная психофизиология сегодня: Материалы конфер., посвященной 115-летию со дня рождения Б.М. Теплова, 10–11 ноября 2011 г. / Под ред. М.К. Кабардова. – М.: Смысл, 2011. – С. 302-305.

    Комментарии

    Добавить комментарий

    CAPTCHA на основе изображений
    Введите код с картинки