К вопросу о формировании гражданской идентичности

М.К. Акимова Д.п.н.,профессор, зав.кафедры Российского государственного гуманитарного университета г. Москва, РФ
С.В. Персиянцева К.п.н., доцент Российского государственного гуманитарного университета, ученый секретарь Психологического института Российской академии образования г. Москва, РФ

Идентичность формируется у индивидов как представителей определённых культур и обществ. Она возникает как результат согласования между личностными смыслами и ценностями общества. Необходимость социального признания и объединения с окружающим миром и людьми, роль значимого Другого в формировании идентичности указывается многими авторами [6,7, 8].

Сходным для всех исследователей является представление об идентичности как об устойчивом продукте социализации [5]. В некоторых случаях гражданскую идентичность рассматривают как результат политической социализации, представляющей собой соотнесение и отождествление индивидом себя или других с базовыми и типическими для данного общества ценностно-нормативными, социально-ролевыми и статусными характеристиками, связанными с определением социального статуса, и последующим воспроизводством соответствующих социальных практик [9].

Гражданскую идентичность можно рассматривать как один из прогрессивных психологических механизмов объединения индивидов на основе гражданских ценностей. Возникновение гражданского общества зависит от числа индивидов, принимающих ценности гражданского общества. Какие ценности гражданского общества имеются в виду? По сути, это общеевропейские ценности, такие как права человека, принцип альтернативности выборов, идеи политической и нравственной свободы, достоинства личности, уважение к праву и законности, гарантия прав как большинства, так и меньшинства, признание множественности и разнонаправленности интересов, обеспечение стабильности и безопасности страны. Несомненно также, что понимание своей причастности к широкому сообществу граждан связано с участием в его жизни, что способствует интеграции общества путем включения в совместное дело, а также с необходимостью ориентации в динамичном социокультурном мире, предъявляющем новые требования базовым возможностям.

Опираясь на идеи Л.С. Выготского [4] об интериоризации как механизме социализации, т.е. присвоения фиксированных в культуре социальных норм и программ, мы рассматриваем гражданскую идентичность, как процесс усвоения и принятия гражданских ценностей, установок, определенных форм гражданского поведения. В ходе гражданской социализации развивается гражданская идентичность.

Гражданская Социализация, как мы полагаем, это процесс непрерывного социального развития индивида, усвоения и осознания человеком определенной системы знаний, гражданских ценностей и норм, опыта в экономической, политической, социокультурной, культурно-исторической, патриотической сфер; рефлексия человеком своего места в современной ситуации развития; проявления/непроявления гражданской активности.

Базовым основанием формирования гражданской идентичности являются гуманистические мировоззрения и смысловые установки: права и свободы людей; гражданский мир и согласие; равноправие и самоопределение народов; единство и суверенитет России.

Развитие гуманистических установок происходит в ходе онтогенеза. Так, вначале совместной деятельности детей, предполагающих кооперацию, возникают определенные гуманные отношения. Эти отношения в дальнейшем, интериоризуясь в ходе совместной деятельности, фиксируются в таких гуманных переживаниях, как сострадание, сочувствие к родным, близким, к сверстникам, сорадование к удачам других. В онтогенезе гуманные межличностные отношения преобразуются в гуманистические смысловые установки личности. Если у детей совместная деятельность непосредственно порождает и опосредует гуманные отношения, то у взрослых гуманные отношения, фиксируясь в установках личности, определяют выбор мотивов конкретной деятельности [3, с. 186], определяют структуру ценностей, мировосприятия, на формирование которых влияет среда и личностные предпочтения.

Актуальность проблемы исследования определяется необходимостью выявления влияния среды и гендерных особенностей на формирование гражданской идентичности, являющейся высшей формой групповой идентичности, понимаемой как представление о себе, формируемое на основе осознания человеком своей причастности к определенной социальной группе, скреплённой общностью современных ценностей и форм активности.

В большинстве отечественных исследований, посвящённых гражданской идентичности, речь идёт об оценке групповой государственно-гражданской идентичности. Иначе говоря, как правило, в разных регионах России, в разных социально-образовательных группах проводятся опросы с целью установления того, сколько их членов считают себя гражданами России. По существу выясняется уровень лояльности россиян государству. В основе так понимаемой гражданской идентичности лежит отождествление индивидом себя с государством, обществом, страной. Гражданская идентичность является одним из условий развития общества, страны, государства.

Государство является неким целостным образованием, которое, в первую очередь, отличается определённой территорией и часто единым этносом, а также едиными политическими институтами общества. Оно должно выполнять определённые функции – контролировать территорию, поддерживать образование и культуру, способствовать развитию национальной экономики, обеспечивать безопасность граждан, функционирование и развитие здравоохранения и решение ряда социальных проблем. Следует отметить, что государство и государственные институты имеют свои цели, а общество выполняет иные задачи по отношению к стране и народу. Взаимосвязь государства и общества (населения) должна строиться на основе общественного договора, характер которого зависит от политической системы.

Мы имеем в виду надгосударственную форму гражданской идентичности. Она связана с процессом формирования самосознания индивида, его самоопределением в социальной сфере — обретением своего общественного статуса. Поскольку гражданская идентичность подразумевает самоопределение индивида в системе правового, политического, социально- культурного поля, оно, на наш взгляд, не должно ограничиваться рамками государственной принадлежности.

Проведенные раннее исследования свидетельствуют [1, с.198-201; 2, с. 88-97], что уровень гражданской идентичности зависит от образования и возраста человека. Однако, следует проверить существуют ли гендерные и средовые различия в формировании гражданской идентично. Является ли принятие ценностей гражданского общества дифференцированным в зависимости от их содержания?

Для проверки данных предположений можно выделить следующие задачи: - изучить влияние региона проживания на формирование гражданской идентичности; - изучить особенности формирования гражданской идентичности в зависимости от гендерных различий.

Нужно отметить, что формирование гражданской идентичности в России в настоящее время происходит в смешанной среде, среди разных групп, отличающихся образовательно-возрастными характеристиками, обычаями, традициями, менталитетом и пр. Можно ли считать, что ценности людей, объединённых по принципу общей государственности, территориального и языкового единства, одинаковы или хотя бы в самых существенных чертах выстраиваются в единую, одинаковую иерархию? Представляется, что можно говорить о разных уровнях сформированности гражданской идентичности, зависящих от степени принятия и характера гражданских ценностей, определяемых среди прочего образовательно-возрастными, региональными и гендерными особенностями. Поэтому важно установить существенные факторы, влияющие на формирование гражданской идентичности.

Библиографический список

  1. Акимова М.К, Персиянцева С.В. Взаимосвязь гражданской идентичности с уровнем развития интеллекта // Актуальные направления научных исследований: от теории к практике: сб. трудов V Междунар. науч.-практ. конф. Чебоксары, 2015. С. 198-201.
  2. Акимова М.К, Персиянцева С.В., Иванова И.И. Образовательно- возрастные факторы формирования гражданской идентичности // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы: сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. М.: Ар-Консалт, 2014. С.88- 97.
  3. Асмолов А.Г. Психология личности. М.: смысл, 2001. С. 186.
  4. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: АСТ, 2005. 670 с.
  5. Кон И.С. Социология личности М.: Политиздат, 1967. 383 с.
  6. Олпорт Г. Становление личности / Под общ. ред. Д.А. Леонтьева. М.: смысл, 2002. 461 с.
  7. Фромм Э. Бегство от свободы; Человек для себя. М.: АСТ, 2004. 571 с.
  8. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. Спб.: Питер, 2002. 606 с.
  9. Hyman Н. Political Socialization: a study in the psychology of political behavior. Glencoe: The Free Press, 1959. 312 p.

Автор(ы): 

Дата публикации: 

1 сен 2017

Высшее учебное заведение: 

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Индекс: 

Метки: 

    Для цитирования: 

    Персиянцева, С.В. К вопросу о формировании гражданской идентичности [Электронный ресурс] / М.К. Акимова, С.В. Персиянцева // Общество знаний: стратегии, процессы, технологии, сб. статей Междунар. науч.-практ. конф., Москва, 30 августа 2017 г. – М.: ИМПУЛЬС, 2017. – C. 59-64. – 0.4 п.л.