Изучение индивидуальных различий адаптационных процессов у иностранных студентов вузов г. Ульяновска

Е.С. Кузнецова Ульяновский государственный университет, г. Ульяновск

В настоящее время все более острыми становятся исследования индивидуальных особенностей адаптации личности к новым социокультурным условиям. Адаптация личности в новых условиях подразумевает не только временное проживание в данной стране, данном регионе, населенном пункте, но и обучение и работу, которые способствуют вхождению в новую этническую и культурную среду. Но это понимание и «вживание» в жизнь новой социальной группы происходит не сразу.

Во многих случаях наблюдается так называемый «культурный шок». Данный термин предложил американский антрополог К. Оберг. Этот ученый считал, что вхождение в новую культуру всегда сопровождается негативными чувствами и переживаниями, связанными с потерей статуса, отверженностью, дискомфортом при осознании различий между культурами, а также с путаницей в ценностных ориентациях, социальной и личностной идентичности. Все это может привести к конфликту между ценностями, пропагандируемыми в новых социальных условиях, и энергией личности, которая все еще входит в структуру «родной» системы отношений, в которую каждый включен с рождения.

В условиях современного общества международные контакты становятся более интенсивными и разнообразными. В вузах обучаются студенты-иностранцы, приглашаются рабочие и научные сотрудники из-за рубежа, деятели культуры, туристы, политики – это далеко не полный перечень примеров. В связи с этим автор считает достаточно важной для рассмотрения проблему индивидуальных различий и особенностей адаптации к условиям включения в российскую социальную среду. Особенности протекания данного процесса можно рассматривать как один из ключевых факторов комфортности пребывания в России и эффективности осуществляемой деятельности.

В процессе изучения индивидуальных особенностей протекания адаптации были использованы следующие методики: Методика диагностики социальнопсихологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда (1954), Многоуровневый личностный опросник «адаптивность» А.Г. Маклакова и С.В. Чермянина (1993).

Выводы:

  1. по результатам исследования установлено, что многие испытуемые находятся в группе сниженной адаптации по показателю ЛАП (личностный адаптационный потенциал). Эта группа обладает признаками явных акцентуаций характера и некоторыми признаками психопатий, а психическое состояние можно охарактеризовать как пограничное. Процесс адаптации протекает тяжело. Возможны нервно-психические срывы, длительные нарушения функционального состояния. Лица этой группы обладают низкой нервно-психической устойчивостью, конфликтны, могут допускать делинквентные поступки. Эта информация заставляет задуматься о перспективах дальнейшей работы с этой группой испытуемых;
  2. не выявлено достоверной корреляции между адаптацией и ЛАП, в связи с чем можно предположить, что только отдельные компоненты ЛАП влияют на степень адаптации индивида;
  3. на степень адаптации индивида при дальнейшей работе можно влиять с помощью повышения самопринятия, принятия других, эмоционального комфорта, интернальности, коммуникативного потенциала, и снижения эскапизма;
  4. более высокий уровень адаптированности девушек, по сравнению с юношами, может указывать на наличие гендерных особенностей механизмов адаптации и адаптационных стратегий. Это могут быть, например, большая гибкость поведенческих реакций и большая выносливость, свойственная женщинам. Но здесь следует отметить, что по интегральному показателю ЛАП выявлены различия на уровне 2 стена, что говорит только о том, что у девушек немного ниже риск возникновения психосоматичеких заболеваний, а не выше уровень ЛАП в целом;
  5. также в ходе исследования было достоверно выявлено, что количество прожитых в России лет влияет на степень адаптированности к данной социокультурной среде.

Все эти данные можно использовать в качестве предпосылок для создания и модернизации уже существующих адаптационных технологий. Так, при построении новых технологий необходимо учитывать гендерные особенности и все те показатели, которые входят в понятие ЛАП или обозначены в методике Роджерса Даймонда. Адаптационные технологии также должны способствовать сокращению сроков адаптации к данной среде и минимизировать риски возникновения психосоматических заболеваний.

При учете всех полученных данных по индивидуальным различиям возможно будет также и преломление их в свете новых адаптационных технологий. Это позволит более индивидуально подходить к вопросам максимально бережного и эффективного использования личных ресурсов человека в процессе адаптации к новым социокуольтурным условиям. Минимизация стрессовых и соматических реакций в этом случае позволит гибко и оптимально использовать человеческий потенциал, что повысит эффективность труда и обучения иностранных граждан в России.

Автор(ы): 

Дата публикации: 

26 ноя 2011

Высшее учебное заведение: 

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Метки: 

Для цитирования: 

Кузнецова Е.С. Изучение индивидуальных различий адаптационных процессов у иностранных студентов вузов г. Ульяновска // Дифференциальная психология и дифференциальная психофизиология сегодня: Материалы конфер., посвященной 115-летию со дня рождения Б.М. Теплова, 10–11 ноября 2011 г. / Под ред. М.К. Кабардова. – М.: Смысл, 2011. – С. 196-198.

Комментарии

Добавить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки