Исследовательская деятельность в контексте становления личности учащегося

Разделы психологии: 

Васюкович Людмила Сергеевна (Витебск, Республика Беларусь), кандидат филологических наук, доцент кафедры правоведения и социально-гуманитарных дисциплин, Витебский филиал Международного университета «МИТСО».

Аннотация. В статье раскрывается понятие исследовательской деятельности как познавательной активности учащихся. Анализируются основные принципы организации исследовательской работы: построение содержания образования на основе учебной исследовательской деятельности; планирование познавательной деятельности как развитие и преобразование личности; осмысление учебного исследования как межличностного общения учащегося и учителя.

Ключевые слова: учебно-исследовательская деятельность, принципы организации исследовательской деятельности, исследовательские действия, критерии оценки учебно-исследовательских работ, рефлексивная функция, анализ результатов собственной деятельности, учащийся и педагог как субъекты учебно-исследовательской деятельности.

RESEARCH ACTIVITIES IN THE CONTEXT OF FORMING A PERSON'S PERSONALITY

Vasyukovich Lyudmila Sergeevna (Vitebsk, Republic of Belarus), Candidate of Philology, Associate Professor of the Department of Law and Social Sciences and Humanities,Vitebsk branch of the International University “MITSO”.

Abstract. The article reveals the concept of research activity as a cognitive activity of pupils. The main principles of research organization are analyzed: building educational content based on educational research activities; planning of cognitive activity as the development and transformation of the personality; comprehension of educational research as pupil and teacher interpersonal communication.

Keywords: teaching and research activities, principles of research organization, research activities, evaluation criteria for educational research, reflexive function, analysis of the results of own activities, pupil and teacher as subjects of educational and research activities.

Обществу нужны выпускники, способные творчески мыслить, анализировать и решать возникающие проблемы, применять знания для решения практических задач в сегодняшних динамичных условиях. Важное место в реализации приоритетных направлений образования в современном обществе занимает исследовательская деятельность учащихся, цель которой – творческое развитие личности, формирование инициативы, стремления к самостоятельному поиску, Воспитание лидерских качеств. Классическая педагогика утвердилась в мысли, что «подлинное Воспитание и обучение – это всегда созидание нового… через пробуждение внутренних сущностных сил, ибо только творчество становится механизмом преобразования личности» [1, с. 12].

Анализ работ по проблеме учебно-исследовательской деятельности (В.И. Андреев, И.А. Букреева, А.С. Бычкова, А.В. Леонтович, А.С. Обухов, А.Н. Поддьяков и др.) позволяет утверждать, что под исследовательской деятельностью понимается познавательная активность учащихся, в процессе которой изменяются субъекты взаимодействия и приобретается когнитивный, практический, творческий и коммуникативный опыт. «Исследовательская деятельность, – по мнению А.И. Савенкова, – представляет собой особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения» [5, с. 27]. Учебно-исследовательская деятельность увеличивает удельный вес и степень самостоятельности обучающихся, реализует индивидуальный подход, развивает аналитические и творческие способности каждого. Учебно-исследовательская деятельность стимулирует интеллектуальную работу, воспитывает волю, развивает наблюдательность, полноту восприятия, мышление и речь, «формирует самостоятельность как личностное качество субъекта» [4, с. 170].

При организации учебно-исследовательской деятельности учащихся следует помнить: ее главная задача – привить навыки самостоятельной работы, потребность в творческой деятельности, требующей знаний, старательности, системности в работе.

Основными принципами организации исследовательской деятельности как творчества учащихся являются:

  • Принцип построения содержания образования на основе учебной исследовательской деятельности. Этот принцип требует введения в школьную программу ряда специальных курсов и дисциплин, в рамках которых осваивается методология и методика проведения учебного исследования. На таких занятиях школьники осваивают темы «методологического минимума»: роль и ценность научного познания мира; общие принципы организации и проведения исследования; этапы, структура, содержание исследовательской работы; составление терминологического тезауруса по теме; методы проведения учебного исследования; особенности работы с различными источниками информации; составление индивидуального плана учебно-исследовательской работы; оформление теоретических и экспериментальных результатов и т.д.

В процессе подобной работы формируются исследовательские действия, приобретаются специфические умения: анализ, синтез, сравнение, абстракция, конкретизация, обобщение, систематизация, классификация; проектирование работы, постановка целей, задач, определение объекта, предмета исследования; выдвижение гипотезы; выбор методов исследования; осмысление и интерпретация информации по теме; количественный и качественный анализ данных; интерпретация результатов и т.д. Как считает А.Н. Поддьяков, исследовательская работа характеризуется системностью, «творческой направленностью на разнообразие всех компонентов познавательной деятельности – целей, способов действий, исследовательских средств, получаемых результатов, выдвигаемых гипотез и объяснений. Эта направленность на разнообразие каждого из компонентов деятельности обеспечивает выявление новых направлений дальнейшего развития» [3, с. 27].

Учебное исследование повторяет логику и структуру научного исследования, но в целом не открывает новых для человечества знаний в рассматриваемой области. Вместе с тем ученические исследования несут в себе определенную новизну благодаря используемым экспериментам, сравнительно-сопоставительному и статистическому анализу, поисковым методам, позволяющим углубить и расширить представление об исследуемой проблеме. Однако попытка строгого следования научным позициям при оценке ученических работ не столько помогает, сколько затрудняет выявление лучших исследований. Сошлемся на такой критерий оценки учебно-исследовательских работ, как актуальность темы / проблемы. Жесткая оценка исследований с точки зрения актуальности несколько противоречит целям, которые преследуют, например, научно-практические конференции школьников: создание условий для развития творческих способностей и самореализации личности, вовлечение школьников в исследовательскую и проектную деятельность, выявление одаренных учащихся.

Во-первых, школьнику и даже учителю (научному руководителю) зачастую трудно оценить актуальность избранной для исследования темы. Определение актуальности – прежде всего выявление степени разработанности темы, определение места исследования среди проведенных в данной области.

Во-вторых, успешное вовлечение школьников в творческую деятельность возможно в том случае, если тема исследования небезразлична ученику, вызывает у него подлинный интерес и желание найти ответ на научный вопрос. Поэтому, на наш взгляд, самостоятельный поиск ответа на поставленный вопрос 14–17-летним подростком, подкрепленный яркими примерами, статистическими данными и убедительными выводами, не менее ценен. Эти результаты также можно считать содержащими элемент новизны – как для самого автора исследования, так и для остальных учащихся, присутствующих на научно-практической конференции. Соответственно, более уместным и отвечающим задачам научно-практических конференций будет введение такого критерия, как самостоятельность исследования.

Не стоит также переносить требования, предъявляемые к диссертационным исследованиям, на работы исследовательского характера школьников. Некорректным, например, представляется требование обозначить методы в работах младших школьников, хотя указание методов исследования в работах старшеклассников видится логичным. Для младших школьников достаточно, если учение описывает ход исследования и его этапы. На всех этапах учебно-исследовательской деятельности крайне важным являются «обогащенная развивающая среда, отвечающая познавательным потребностям и возможностям одаренных детей, их личностным особенностям, а также признание ценности творчества ребенка значимыми взрослыми (учителя, родители)» [6, с. 4].

  • Принцип организации познавательной деятельности как развитие и преобразование личности. В этом контексте очень важно развитие рефлексивной функции, осмысление приобретенного опыта – когнитивного, творческого. В исследовательской деятельности рефлексия является основным механизмом осмысления успехов и неудач, личностных достижений. Рефлексивная функция способствует реализации развивающего потенциала исследовательской деятельности – ее направленности на самореализацию, Самовоспитание, самообразование, способность самостоятельно корректировать свою деятельность с учетом сформулированной цели.
  • Принцип организации учебного исследования как «содеятельности», межличностного общения учащегося и учителя. В контексте активной познавательной деятельности развивается самопознание учащегося в роли исследователя – нацеленность ученика на познание своих духовных возможностей, своего места в коллективе. В этом контексте происходит анализ результатов собственной деятельности, осмысление себя в роли ученого. В этом контексте современная педагогическая психология как наиболее ценный выделяет аспект «саморегуляции умственной деятельности, самостоятельные поисковые действия ученика, самоуправление умственными действиями при решении предметных задач, самоконтроль, самодиагностику, самооценку» [7, с. 337].

Исходя из этого принципа, роль педагога в организации исследовательской деятельности учащегося заключается не в том, чтобы осуществлять контроль и корректировать собранные материалы. Учитель, который руководит научно-исследовательской работой, – прежде всего консультант, советчик, помощник в самостоятельной деятельности учащегося. Как справедливо утверждает Л. М. Митина, «приоритетные задачи современного образования, важнейшие как для развития общества в целом, так и конкретной личности, – Воспитание творческого отношения к миру, предъявляют особые требования к личностным и профессиональным качествам учителя. Только педагог с развитыми интеллектуальными и личностными качествами готов к воспитанию личности, способной к саморазвитию, самостоятельному нравственному выбору, конкуренции» [2, с. 3].

Таким образом, исследовательская деятельность учащихся является одним из важнейших факторов успешной познавательной деятельности, средством реализации индивидуальной образовательной траектории как «персонального пути формирования личностного потенциала ученика в образовании» (А.В. Хуторской). Учебные действия проходят в своем развитии методологический путь развития от действий по образцу до принятия творческих решений.

Включение учащегося в исследовательскую деятельность способствует формированию его как творческой личности, базовыми параметрами которой являются активность, открытость, диалогичность, удовлетворенность деятельностью, самореализация, креативность. Включать учащихся в исследовательскую деятельность следует с позиции деятельностного подхода, в соответствии с которым в центре обучения находится ученик как личность, его мотивы, цели, психологический склад характера. Участие в исследовании развивает творческие способности личности, умение самостоятельно конструировать свои знания, коммуникативные умения и навыки (в том числе и участие в групповой работе), навыки анализа и рефлексии, умение представлять результаты. Педагог как участник, субъект образовательного процесса стимулирует личностную, интеллектуальную активность учащегося, поддерживает и направляет учебно-исследовательскую деятельность.

Литература

  1. Загвязинский В.И. Исследовательская деятельность педагога. – М.: Academia, 2012.
  2. Митина Л.М., Ефимова Н.С. Интеллектуальная гибкость учителя: психологическое содержание, диагно стика, коррекция. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003.
  3. Поддьяков А.Н. Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. – М., 2000.
  4. Протчанка В.У. Актуальныя праблемы тэорыі і практыкі навучання беларускай мове. – Мінск: Нац. ін-т адукацыі, 2001.
  5. Савенков А.И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании // Исследовательская работа школьников. 2004. № 7 (1).
  6. Шумакова Н.Б. Развитие общей одаренности детей в условиях школьного обучения: автореф. дис. д-ра психол. наук. – М.: ПИ РАО. – 2007.
  7. Юдина О.Н. Теоретические и практические аспекты интеграции изучения русского языка с личностным развитием школьников // Исследования чтения и грамотности в Психологическом институте за 100 лет: Хрестоматия / Под ред. Н.Л. Карповой, Г.Г. Граник, М.К. Кабардова (ПИ РАО). – М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2013.

Автор(ы): 

Дата публикации: 

7 июн 2019

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Индекс: 

Метки: 

Для цитирования: 

Васюкович Л.С. Исследовательская деятельность в контексте становления личности учащегося // Наука – образование – профессия: системный личностно-развивающий подход. Сб. статей / Под общ. ред. Л.М. Митиной. – М.: Перо, 2019. – С. 119-122.

Комментарии

Добавить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки