Исследование когнитивного компонента социального самочувствия студентов

Разделы психологии: 

Исследование когнитивного компонента социального самочувствия студентов // Мышление и речь: подходы, проблемы, решения: Материалы XV Международных чтений памяти Л.С. Выготского. - 2014. - Т.1.

Исследование когнитивного компонента социального самочувствия студентов

О.В. Коломиец Институт психологии им. Л.С. Выготского РГГУ Россия, Москва

Социальное самочувствие может анализироваться, исходя из разных логических оснований. Наиболее важным из них являются его носители. С одной стороны, это личность (отдельный человек, индивид), с другой - группа людей или в целом общество [5].

Следовательно, интерпретировать сущность и содержание социального самочувствия у личности или группы, общества важно в соответствии с закономерностями, которые им свойственны. У личности социальное самочувствие может описываться через психофизические процессы: состояние здоровья, ощущения, эмоции, чувства, специфику индивидуального восприятия. Социальное самочувствие группы (общества) целесообразно интерпретировать через более сложные феномены: социальное отношение к действительности, ожидания мнимые и реальные, состояния удовлетворенности или неудовлетворенности образом жизни и деятельности [5].

Двойственная природа социального самочувствия как целостного субъективно–объективного образования определяет необходимость рассмотрения базовых элементов его структуры.

Представляет интерес рассмотрение социального самочувствия личности в связи с уровнем ее удовлетворенности своей жизнью, «психологическим комфортом».

В ряде работ выделяется не одна, а две базовые характеристики социального самочувствия.

О.Л. Барская связывает социальное самочувствие с эмотивной и когнитивной сферами, определяя ее как характеристику «состояния сознания людей с точки зрения их эмоционально–оценочного отношения к действительности» [3].

А.А. Русалинова рассматривает социальное самочувствие в своих работах и определяет его как «композиционную характеристику», включающую два основных компонента психики — когнитивный эмоциональный (переживания и чувства человека, связанные с его взаимодействием с социальной действительностью). В качестве главного индикатора социального самочувствия выступает удовлетворенность человека жизнью, включающая совокупность оценок социальной ситуации, удовлетворенность человека отдельными сферами жизни общества, своим положением, перспективами, уверенность в завтрашнем дне [6].

Характеристика структуры социального самочувствия предполагает вычленение основных его компонентов по какому–то основанию, в частности, по формам проявления. С этой точки зрения в структуре социального самочувствия выделяются три компонента (соответственно, аспектов анализа): эмоциональный, когнитивный и поведенческий [6].

Анализируя, когнитивный компонент социального самочувствия, Барская О.Л. отмечает, что когнитивный компонент социального самочувствия — это оценка и понимание субъектом социальных процессов и своего места в системе социальных отношений [3]. Когнитивный компонент социального самочувствия включает в себя удовлетворённость жизнью и самоэффективность личности Удовлетворённость жизнью возникает при целостной, относительно непротиворечивой картине мира у субъекта , понимании текущей жизненной ситуации [1].

Автор концепции самоэффективности американский психолог А. Бандура утверждает, что для достижения успеха в деятельности человеку, помимо всего прочего, требуется самоэффективность как оптимистическое представление о собственной успешности. А. Бандура определяет самоэффективность как «убеждения человека относительно его способности управлять событиями, воздействующими на его жизнь» [2].

Когнитивный компонент социального самочувствия может проявляться в самоэффективности личности, которую понимают как представления человека о своих возможностях, потенциях и способностях быть продуктивным при осуществлении предстоящих деятельности, общения, поведения в сочетании с уверенностью в том, что он сумеет реализовать себя в них и достичь ожидаемого объективного и субъективного эффекта.

По мнению, Гайдар К.М. самоэффективность - это сочетание представлений человека о своих возможностях и способностях быть продуктивным при осуществлении предстоящих деятельности, общении и его уверенность в том, что он сумеет реализовать себя в них и достичь ожидаемого объективного и субъективного эффекта [4]. Симонович Н.Е. анализируя структуру социального самочувствия, выделяет следующие компоненты: перцептивно–оценочный (когнитивный), эмоциональный компонент и поведенческо–мотивационный [7].

Перцептивно–оценочный компонент социального самочувствия, по мнению Симонович Н.Е. предназначен для восприятия и осмысления людьми происходящих в окружающей их действительности социальных процессов, своих социальных ожиданий и своего места в системе общественных отношений, а также реальной оценки представлений о себе как субъектах социальной деятельности (Симонович Н.Е., 2000).

Его основным назначением является Восприятие людьми происшедших событий с предыдущими ожиданиями, а затем на этой основе оценка реального положения вещей и места в социальной действительности.

Поскольку когнитивный опыт каждого человека уникален, мы все, по мнению Н.Е. Симонович должны располагать уникальными когнитивными структурами, и, по мере того как мы становимся старше и все более отличными друг от друга, эти различия должны только усиливаться.

В случае с социальным самочувствием все обстоит намного сложнее. Здесь Восприятие и оценка происшедшего накладываются на предыдущие социальные ожидания, в которых отражен старый опыт социального восприятия и возможные реакции на те или иные объективные ситуации. В любом случае, даже, если их сравнение совпадает или не совпадает, это вызывает определенное проявление положительных или отрицательных состояний людей, удовлетворенности или неудовлетворенность ими своим положением или положением вещей. В результате на передний план выходит не накопление опыта и преобразование его в новые схемы возможного будущего поведения, а переживание людьми своего отношения к тому, что имеет место в настоящий момент. Хотя в последующем использование теперешнего опыта, возможно, вызовет совершенно иные переживание.

Таким образом, перцептивно–оценочный (когнитивный) компонент социального самочувствия предназначен для восприятия того, что произошло, и оценки посредством переживаний отношения людей к этому, т.е. когнитивные аспекты социального самочувствия взаимосвязаны с эмоциональными переживаниями и состояниями личности.

С целью изучения когнитивного компонента социального самочувствия студентов мы провели исследование.

Шаги по направлению к достижению цели исследования конкретизированы в следующих задачах:

  • Выявить уровень развития самоэффективности студентов;
  • Выявить индекс жизненной удовлетворенности студентов;
  • Изучить самочувствие, активность , настроение студентов.

Базой исследования явился Приднестровский Государственный университет. В исследовании приняли участие 90 студентов факультета педагогики и психологии 2, 3, 4 курсов специальности «ПП», «ПМНО», «ДПП» профиль ПО, НО, ДО.

Используемые методики:

  1. Методика Маддукса и Шеера «Диагностика самоэффективности»
  2. «Тест индекс жизненной удовлетворенности (ИЖУ)», адаптация Н.В. Паниной.
  3. Опросник «Самочувствие, активность, настроение» (САН).

После проведения данной методики Маддукса и Шеера «Диагностика самоэффективности» мы проинтерпретировали и провели аналитическое сопоставление полученных результатов у студентов 2, 3 и 4 курса. При обработке результатов было выявлено, что у студентов на всех трех курсах были выявлены одинаковые результаты: 2 курсе 100% испытуемых имеют средний уровень самоэффективности в сфере предметной деятельности и средний уровень в сфере межличностного общения. У студентов 3 курса 100% испытуемых имеют средний уровень самоэффективности в сфере предметной деятельности и средний уровень в сфере межличностного общения. На 4 курсе 100% испытуемых имеют средний уровень самоэффективности в сфере предметной деятельности и средний уровень в сфере межличностного общения.

Проведение теста «Индекс общей жизненной удовлетворенности» показало следующие результаты на 2 курсе : 56,6%студентов имеют высокий уровень жизненной удовлетворённости , что говорит о том, что для студентов характерен низкий уровень эмоциональной напряженности, высокая эмоциональная устойчивость, низкий уровень тревожности, психологический комфорт.43,4% человек имеют средний уровень жизненной удовлетворённости, что говорит о том, что студентам характерна редкая эмоциональная напряжённость, средняя эмоциональная устойчивость и средний уровень тревожности.

У студентов 3 курса 63,3% имеют высокий уровень жизненной удовлетворённости, что говорит о том, что для студентов характерен низкий уровень эмоциональной напряженности, высокая эмоциональная устойчивость, низкий уровень тревожности, психологический комфорт; 36,7% имеют средний уровень жизненной удовлетворённости, что говорит о том, что студентам характерна редкая эмоциональная напряжённость, средняя эмоциональная устойчивость и средний уровень тревожности.

У студентов 4 курса человек 63,3% имеют высокий уровень жизненной удовлетворённости, что говорит о том, что для студентов характерен низкий уровень эмоциональной напряженности, высокая эмоциональная устойчивость, низкий уровень тревожности, психологический комфорт, 36,6% имеют средний уровень жизненной удовлетворённости , что говорит о том, что студентам характерна редкая эмоциональная напряжённость, средняя эмоциональная устойчивость и средний уровень тревожности.

После проведения опросника «Самочувствие, активность, настроение» (САН), мы проинтерпретировали и провели аналитическое сопоставление полученных результатов у студентов 2, 3 и 4 курса. При обработке результатов было выявлено, что у испыту‑ емых 2 курса 63,3% свидетельствуют о благоприятном состоянии настроения, а 36,7% имеют неблагоприятное настроение.53.3% испытуемых свидетельствуют о хорошей активности, а 46,6% не очень активны. 90% испытуемых имеют хорошее настроение и 10% имеют плохое настроение.

Проведенное исследование показало, что у студентов на различных этапах обучения существуют различия в уровне развития составляющих когнитивного компонента социального самочувствия, а именно в удовлетворённости жизнью, самочувствии, активности и самоэффективности личности.

Используемая нами Методика Маддукса и Шеера «Диагностика самоэффективности», показала что на всех трёх курсах были выявлены одинаковые результаты. Студенты имеют средний уровень самоэффективности в сфере предметной деятельности и средний уровень в сфере межличностного общения.

При исследовании теста «Индекс общей жизненной удовлетворённости» мы выявили, что на всех трёх курсах больший процент студентов имеют высокий уровень жизненной удовлетворённости, что говорит о том , что для студентов характерен низкий уровень эмоциональной напряженности, высокая эмоциональная устойчивость, низкий уровень тревожности, психологический комфорт.

При проведении методики САН (самочувствие, активность, настроение) на всех трёх курсах мы выявили, что большее количество испытуемых студентов пребывают в благоприятном эмоциональном состоянии, имеют хорошую активность и хорошее настроение. Преимущественно средние показатели могут говорить о том, что когнитивный компонент социального самочувствия студентов находятся на стадии формирования.

Процентные показатели говорят о необходимости проведения корреляционного анализа полученных данных, выявления корреляционной связи.

Литература

  1. Аргайл, М. Состояния эйфории, радости, удовлетворения / М. Аргайл // Психология состояний. Хрестоматия / составители Т.Н. Васильева, Г.Ш. Габдреева, А.О. Прохоров / под ред. проф. А.О. Прохорова. — М.: ПЕР СЭ; СПб.: Речь, 2004. - С.197-208
  2. Бандура А. Теория социального научения / Альберт Бандура. СПб: Евразия, 2000. 320с.
  3. Барская О.Л. Социальное самочувствие: методологические и методические проблемы исследования: Авторефдис. … кан. филос. наук. — М., 1989.
  4. Гайдар М.И. Личностная самоэффективность психолога / М.И. Гайдар // Психолог в современном обществе: от образования к профессиональной деятельности / под ред. К.М. Гайдар. Воронеж: ВГУ, 2007. - С.52–63.
  5. Петрова Л.Е. Социальное самочувствие молодежи // Социологические исследования. — 2000. — №12. - С.50–55
  6. Русалинова А.А. Социальное самочувствие человека в современном мире как научная проблема // Вестник СПбГУ. — 1994. — Сер. 6. — №1. - С.49-60
  7. Симонович Н.Е. «Социальное самочувствие и технологии его исследования в современной России» Диссерт. докт. психол. наук. Москва 2003г.

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки