Индивидуальные различия в динамике отношений участников танцевально-экспрессивного тренинга

Разделы психологии: 

Т.А. Шкурко Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону

Проблема динамики отношений личности – одна из ключевых, фундаментальных проблем социальной психологии. Анализируя работы по различным видам отношений личности и их динамики, можно выделить два взаимосвязанных вектора современных исследований. Во-первых, это изучение самой динамики отношений, понимаемой как изменение во времени их основных параметров. Вовторых, это изучение влияния различных факторов на динамику отношений личности. На пути решения данного вопроса в психологии накоплено значительное количество фактов. Ученые выделяют четыре группы факторов, опосредующих возникновение и динамику отношений личности (к себе, к другому, к миру): факторы, детерминирующие становление и развитие системы отношений человека в онтогенезе; «личностные» факторы, к которым относятся различные свойства субъекта отношений; «ситуативные» факторы, которые включают в себя фактор времени, экологический фактор, фактор пространственной близости, культурноисторический и иные факторы. Данная группа факторов в психологии называется также «внешней детерминацией», что подчеркивает обусловленность динамики отношений рядом независящих от субъекта переменных. К четвертой группе факторов формирования и динамики отношений относятся процессы групповой динамики.

Отдельным направлением исследований в социальной психологии является изучение динамики отношений в процессе социально-психологического тренинга. Эти исследования имеют не только прикладное значение, но и большую теоретическую ценность. Они позволяют расширить существующие представления о динамике различных видов отношений, глубже понять особенности функционирования отношений как целостной динамической системы связей личности в ограниченном времени и в ситуации, приближенной к лабораторному эксперименту. В рамках подобных исследований круг действующих на динамику отношений факторов четко ограничен – это социально-психологический тренинг, с одной стороны, и личностные особенности его участников – с другой. Исходя из приведенной выше классификации факторов динамики отношений это групповой и личностный факторы.

На наш взгляд, теоретическая значимость таких исследований на сегодняшний день недостаточно оценена в силу переноса акцента в данных исследованиях на изучение в первую очередь «позитивного» вектора динамики отношений, то есть изменения отношений в сторону большей позитивности, осознанности, глубины и т.п. Эта тенденция оправдана тем, что многие авторы апробируют разработанные ими программы тренингов, и выяснение эффектов данной программы (как «ядерных», так и «сопутствующих» – термины Л.А. Петровской (1985)) является одной из задач исследования. Тем не менее еще в работах Б.Г. Ананьева (2002) и П.К. Анохина (1975) показано, что одной их основных характеристик психического развития человека является гетерохронность.

В одной из наших работ (Шкурко, 2006) мы рассмотрели динамику различных параметров отношений личности, фактором которой явился разработанный нами танцевально-экспрессивный тренинг. Были выявлены общие для всех участников тренинга тенденции в динамике отношений (к другому, к себе, к группе; осознаваемых и неосознаваемых отношений) и их основные параметры: знак, интенсивность, модальность, дифференцированность, взаимность, в результате чего выделены профили изменений формально-содержательных параметров отношений личности. Результаты исследования подтвердили гипотезу о гетерохронности изменений различных видов отношений в процессе тренинга.

В то же время были обнаружены индивидуальные различия в динамике отношений участников тренинга, которые опосредованы, главным образом, так называемыми «личностными» факторами: социально-психологическими, потребностно-мотивационными и когнитивными особенностями участников. В целях анализа взаимосвязей между показателями динамики различных видов отношений участников тренинга и их социально-психологическими и личностными характеристиками нами был осуществлен корреляционный анализ данных. Ниже приведены обобщенные выводы проведенного анализа.

1. Психологический портрет личности с динамической системой отношений (у которой произошли значительные изменения различных видов и параметров отношений) включает следующие характеристики: позитивный социальнопсихологический статус в группе; высокий уровень общительности, чувствительности и стремления к другим людям; стремление к экспериментированию в социальной жизни; высокий уровень импульсивности; развитый интеллект; большой объем и дифференцированность интерпретации поведения других людей (когнитивная сложность); высокая степень интенсивности потребности в установлении близких отношений и в контроле других людей.

2. Динамика различных видов отношений обусловлена различными комплексами социально-психологических и личностных особенностей субъекта отношения. Так, например, динамика осознаваемых отношений к себе, другому и взаимоотношений опосредована, в первую очередь, такими характеристиками субъекта этих отношений, как общительность, высокий социальнопсихологический статус в группе, радикализм, неуверенность, чувствительность, стремление к другим, доминантность, склонность к лидерству, нонконформизм, а также такой характеристикой когнитивной сферы, как объем интерпретации поведения, и таким свойством интеллекта, как интеллектуальная подвижность.

Динамика неосознаваемых отношений к себе, другому и взаимоотношений опосредована доминированием в структуре личности иных черт, таких как мечтательность, эмоциональная неустойчивость, доверчивость, чувствительность, стремление к другим, а также такой особенностью когнитивной сферы, как дифференцированное «видение» невербального поведения и рядом социальных потребностей – потребностью в близких отношениях и в контроле себя и других.

3. Характеристики личности, входящие в различные комплексы, имеют различную частоту связей с показателями динамичности тех или иных отношений. Наибольшее количество связей имеют: 1) общительность, высокий позитивный социально-психологический статус, большой объем интерпретации и динамичность отношений к другому; 2) самодостаточность, подозрительность, слабое развитие потребности во включении в различные социальные группы и динамичность самоотношений; 3) эмоциональная неустойчивость, дифференцированность интерпретации поведения, потребность в близких отношениях и в контроле себя и других и динамичность неосознаваемых отношений и самоотношений; 4) высокий социальный контроль, самоконтроль, большой объем интерпретации поведения и динамичность осознаваемых взаимоотношений; 5) смелость, мечтательность, напряженность потребности в близких отношениях и динамичность неосознаваемых взаимоотношений.

Эти данные говорят о том, что в зависимости от уровня развития определенных черт, свойств, их симптомокомплексов в структуре характеристик личности у участников танцевально-экспрессивного тренинга, у них происходят различные изменения в системе отношений, затрагивающие параметры, виды, уровни осознания, направленность на себя и других.

Литература:

  1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2002.
  2. Анохин П.К. Очерки по психофизиологии функциональных систем. М.: Медицина, 1975.
  3. Петровская Л.А. Теоретические и методические основы социально-психологического тренинга: Автореф. дисс. ... д-ра психол. наук. М., 1985.
  4. Шкурко Т.А. Гетерохронность динамики различных видов отношений личности в процессе социально-психологического тренинга // Российский психологический журнал. 2006. Т. 6. № 5. С. 23–32.

Автор(ы): 

Дата публикации: 

26 ноя 2011

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Метки: 

Для цитирования: 

Шкурко Т.А. Индивидуальные различия в динамике отношений участников танцевально-экспрессивного тренинга // Дифференциальная психология и дифференциальная психофизиология сегодня: Материалы конфер., посвященной 115-летию со дня рождения Б.М. Теплова, 10–11 ноября 2011 г. / Под ред. М.К. Кабардова. – М.: Смысл, 2011. – С. 347-349.

Комментарии

Добавить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки