Гендерные различия психофизиологических реакций на воздействие мажорной и минорной музыки у певцов хора

Разделы психологии: 

Е.С. Иванова, В.Н. Панченко ФГАО ВПО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина», г. Екатеринбург

Актуальность темы исследования определяется, прежде всего, необходимостью понимания механизмов воздействия искусства. Изучение различных факторов, влияющих на человека и его развитие, поиск средств, позволяющих оказывать влияние на поведение, приводит многих исследователей к рассмотрению роли музыки в этом процессе. В литературных источниках, посвященных разработке проблем музыкальной психологии, можно выделить две наиболее крупные области исследований: во-первых, изучение избирательности в музыкальной сфере, рассматриваемое в рамках восприятия и предпочтения музыки разных жанров, и, во-вторых, изучение влияния музыки на физиологические функции, психическое состояние и деятельность человека. Данное исследование находится на стыке этих двух областей и видится частным продолжением исследований В.И. Петрушина, М.С. Старчеуса, М.П. Блиновой, А.Л. Готсдинера, В.В. Медушевского, посвятивших свои труды проблемам музыкального восприятия и различным аспектам воздействия музыки на человека.

Цель исследования предполагала на основе изучения факторов и психологических механизмов восприятия музыки определить гендерные различия эмоционального восприятия музыки певцами хора.

В исследовании приняли участие 10 человек в возрасте 17–29 лет, в том числе, 5 мужчин певцов Мужского хорового колледжа г. Екатеринбурга, 5 женщин – певиц Большого хора УрГУ им. А.М. Горького и школьных хоров г. Екатеринбурга.

На основании анализа литературы был сформулирован ряд гипотез. Основная гипотеза исследования: существуют различия в эмоциональном восприятии между хористами-мужчинами и хористами-женщинами. Дополнительные гипотезы: 1) физиологические показатели будут согласованы с результатами теста М. Люшера; 2) прослушивание фрагмента оперы «Руслан и Людмила» М.И. Глинки (мажорная музыка) вызовет изменение показателей эмоционального состояния, отличное от изменения показателей при прослушивании фрагмента финала 6 симфонии П.И. Чайковского (минорное звучание).

Сбор данных для диагностики физиологической эмоциональной реакции на музыкальное произведение производился при помощи электроэнцефалографарегистратора «Энцефалан-ЭЭГР-19/26» с возможностью регистрации до 6 полиграфических каналов. В данном исследовании фиксировались следующие физиологические параметры: ЭКГ, фотоплетизмограмма, ЭАК по методу Фере. Для оценки индекса напряженности регистрировались: величина кожногальванической реакции, показатели тонуса периферических сосудов (амплитуда систолической волны), частота сокращений сердца, данные кардиоинтервалографии (статистические показатели работы сердца).

Психологические показатели изменения эмоционального состояния испытуемых были получены посредством восьмицветового проективного теста М. Люшера.

Предварительно испытуемые были протестированы на предмет актуального эмоционального состояния, чтобы убедиться в отсутствии отклонений, способных повлиять на результаты.

Первый этап основной части эксперимента включал в себя пятиминутный временной отрезок, во время которого испытуемые не подвергались никакому внешнему воздействию. Данный период служил для стабилизации и измерения фонового уровня вегетативных показателей, после чего включалась музыка П.И. Чайковского (6-я симфония, финал). Одновременно снимались физиологические показатели.

По завершению прослушивания испытуемым предлагалось выполнить цветовой тест М. Люшера. Использовались две инструкции: 1) расположить цвета соответственно настроению музыки; 2) расположить цвета соответственно эмоциональному настрою музыки, который постарался вложить в нее авторкомпозитор.

Второй этап был подобен предыдущему: измерение фоновой активности вегетативных систем, затем измерение показателей при прослушивании музыки М.И. Глинки, после чего следовало две серии проективного теста Люшера.

Для оценки гендерных различий физиологические показатели в мужской и женской выборках сравнивались с помощью U-критерия Манна–Уитни. У мужчин практически не изменялся индекс напряжения, в отличие от женщин, у которых динамика представлена гораздо ярче. Это указывает на различия в состоянии вегетативной системы у мужчин и женщин во время прослушивания музыки различной эмоциональной окрашенности.

Высокий показатель времени распространения возбуждения говорит о преобладании воздействия парасимпатической системы у мужчин. У женщин данный показатель ниже, что говорит об их большей готовности реагировать на внешнее воздействие (в данном случае – музыкальный стимул). Также у женщин более ярко выражен эмоциональный компонент физиологической реакции.

Существенные различия наблюдаются при реакции на музыку П.И. Чайковского: показатели электрической активности кожи у мужчин тяготеют к отрицательным значениям, у женщин – к положительным.

В результате сравнения двух групп по вышеозначенным показателям был сделан вывод о существовании достоверных различий между группами. Женщины демонстрируют более яркие физиологические реакции, что может свидетельствовать о большей впечатлительности и эмоциональном переживании музыки. Результаты психологического тестирования обрабатывались следующим образом: 8 цветов теста были разбиты на 3 группы, согласно смысловому содержанию цвета: спокойные (синий, зеленый), позитивные (красный, желтый, розовый), негативные (черный, серый, коричневый). После чего был проведен анализ частоты встречаемости цветов в парах позиций. Сравнительный анализ проводился с помощью углового коэффициента Фишера. В результате были сделаны следующие выводы: женщины точнее оценивают минорную музыку, то есть на последних позициях в распределении у женщин достоверно больше выборов позитивных цветов, что говорит о смещении негативных цветов к началу. Таким образом, оценки женщин точнее указывают на печальное настроение музыки.

Мужчины, несмотря на достоверное изменение физиологических параметров, давали достоверно не различающиеся оценки эмоциональной окрашенности тестовых музыкальных отрывков. У женщин же выявлены физиологические тенденции реагирования на музыку, схожие с тенденциями, выявленными посредством теста М. Люшера. Также мужчины по физиологическим показателям реагировали на отрывки музыкальных произведений слабее, чем женщины, то есть оказались менее восприимчивы к настроению музыки.

Результаты измерения ЭАК, АСВ и вычисления индекса напряженности дали основания предположить, что мажорная музыка в отличие от минорной производит стимулирующее действие на симпатическую систему. Наиболее отчетливо это проявлялось у мужчин.

Практическая значимость данного исследования видится во включении его в дальнейшие исследования проблемы эмоционального влияния музыки на слушателя. При исследовании значительного объема стимульного материала и реакций испытуемых на музыку возможно выделение некоторых постоянных, воздействующих на человека строго определенным образом. Данные таких исследований могут применяться в целенаправленном создании музыкальных средств физиологического и эмоционального воздействия для решения прикладных задач медицины, психологии, эргономики, педагогики.

Автор(ы): 

Дата публикации: 

26 ноя 2011

Высшее учебное заведение: 

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Метки: 

    Для цитирования: 

    Иванова Е.С., Панченко В.Н. Гендерные различия психофизиологических реакций на воздействие мажорной и минорной музыки у певцов хора // Дифференциальная психология и дифференциальная психофизиология сегодня: Материалы конфер., посвященной 115-летию со дня рождения Б.М. Теплова, 10–11 ноября 2011 г. / Под ред. М.К. Кабардова. – М.: Смысл, 2011. – С. 157-160.

    Комментарии

    Добавить комментарий

    CAPTCHA на основе изображений
    Введите код с картинки