Формирование профессиональной идентичности будущих социальных работников

Высшее учебное заведение: 

Формирование профессиональной идентичности будущих социальных работников // Обучение и развитие: современная теория и практика. Материалы XVI Международных чтений памяти Л.С. Выготского. - 2015.

Формирование профессиональной идентичности будущих социальных работников

В настоящее время особый интерес в сфере профессионального образования вызывает проблема формирования профессиональной идентичности. Это связано с тем, что от степени осознания себя как субъекта предстоящей профессиональной деятельности зависит уровень качества выполняемой им профессиональной деятельности. Современный рынок труда заинтересован в том, что бы специалист был высокоорганизованной и всесторонне развитой личностью, способным решать задачи любой сложности поставленные перед ним.

«Профессиональная идентичность – это осознание принадлежности, отождествление личности с представителями какой-либо профессии по тем или иным параметрам, которые вкупе образуют набор необходимых и достаточных дескрипторов соответствующей профессии» [Воеводова Е.В.,2011]. Исходя из данного определения, целесообразно выделить аспекты, способствующие становлению профессиональной идентичности:

  1. я-концепция, т.е. совокупность взглядов человека на себя, содержащих оценку личных качеств и набор установок, направленных на самого себя;
  2. адекватность представлений о будущей профессии – соответствие ожиданий студента о его предстоящей профессиональной деятельности реальной действительности, что оптимизирует процесс адаптации при поступлении на работу;
  3. мотивация выбора профессии – побуждение к удовлетворению потребности в интересующей сфере деятельности через соотнесение способностей и возможностей;
  4. профессиональное самосознание, которое начинает формироваться в юношеском возрасте. Данный возрастной этап совпадает с периодом обучения в вузе.

Именно в процессе обучения в вузе происходит осознании студентом себя как субъекта предстоящей профессиональной деятельности, так как, согласно концепции Л.С. Выготского, обучение способно перестраивать систему сознания. Кроме того, согласно ФГОС ВПО, до 60% бюджета времени отводится на самостоятельную работу студента, что, в свою очередь, подразумевает высокий уровень профессионального самосознания и способствует становлению профессиональной идентичности.

Понятие «профессиональная идентичность» тесно связано с понятием «профессионализм». Под профессионализмом мы понимаем способность специалиста эффективно и качественно выполнять профессиональную деятельность любой сложности в различных условиях. Для достижения долж‑ ного уровня профессионализма необходимо обладать личностными компе‑ тенциями [Кузнецова Т.И., 2014], ценностно-смысловыми ориентациями, мотивацией к профессиональной деятельности которые формируются и развиваются в процессе профессиональной подготовки в вузе, в частности, в процессе прохождения производственной практики [Щелина Т.Т., 2014].

Т.В. Кудрявцев [Кудрявцев Т.В., 1985] выделил 4 стадии профессионального становления:

  1. возникновение и формирование профессиональных намерений – Выбор профессии через сопоставление первых трех выделенных нами аспектов становления профессиональной идентичности;
  2. профессиональное обучение и подготовка к профессиональной деятельности – через становление профессионального самосозания, формирования позитивного образа осваиваемой профессии и расширение диапазона социально-профессиональных ролей, усваиваемых в периоды прохождения различного рода практик, а так же при осуществлении психолого-педагогического сопровождения и выстраивание индивидуальной траектории личностного и профессионального развития обучающегося.
  3. вхождение в профессию, активное её освоение и нахождение себя в производственном коллективе. Данная стадия соответствует окончанию обучения в вузе и начало осуществления профессиональной деятельности;
  4. полная реализация личности в профессиональном труде.

Для формирования профессиональной идентичности на второй стадии важно создание психологически-комфортного образовательного пространства в вузе, что подразумевает создание благоприятного микроклимата в академической группе и за её пределами. Также формирование профессиональной идентичности происходит в процессе изучения цикла профессиональных дисциплин. Особо важно позитивное прохождение данных стадий студентами, обучающимися по направлению «социальная работа», т.к. социальная работа – это особый вид профессиональной деятельности, предполагающий взаимодействие специалиста с социально-уязвимыми категориями граждан для оказания им помощи и поддержки в трудной жизненной ситуации. Важно, что бы будущий социальный работник обладал необходимым набором личностных характеристик специфических для данной профессиональной сферы (высокий уровень эмпатии, терпимости, альтруизма, нравственности, выносливости и т.д.). Итогом обучения в вузе по данному направлению должно стать полное отождествление себя с осваиваемой профессией, принятие этических норм специфических для неё, т.к. отсутствие профессиональной идентификации может повлечь негатив‑ ные последствия, как для социального работника, так и для его клиентов.

Исходя из вышесказанного, вуз как образовательная организация, обладающая высоким воспитательным потенциалом должна создать необходимые условия для формирования профессиональной идентичности, что обеспечит становление личности студента как специалиста востребованного на рынке труда.