Формирование экологического императива средствами образования

С.И. Некрасов Московский государственный технический университет гражданской авиации, Москва, Россия
Н.А. Некрасова, А.С. Некрасов Российский университет транспорта, Москва, Россия
Л.Я. Мещерякова Московский государственный технический университет гражданской авиации, Москва, Россия

В процессе развития человечества накопился целый комплекс глобальных проблем, которые наиболее явственно начали проявлять себя в последние несколько десятилетий, когда ранее локальные и региональные проблемы превратились в масштабные трудности, охватившие планету в целом [1]. Но самое главное, что все эти проблемы связаны с негативными последствиями научно-технического прогресса, затрагивая все сферы существования человеческого общества. Сегодня информационные технологии, рассматриваемые как фактор, оказывающий огромное влияние на глобальное развитие социума и формирование информационной реальности, повлияли на сознание человека и его возможности, изменили жизнь общества, трансформировали приоритеты и ценности. Но пагубнее всего то, что человечество начинает привыкать к этим угрозам и учится жить с ними, совершенно не понимая, что наиболее серьезными современными и будущими проблемами становятся накопление генетического груза и разрушительная угроза новых технологий (генной инженерии, робототехники, нанотехнологий). При этом новые технологии гораздо опаснее старых. Скорость научно-технического прогресса превышает способность человека и социальной системы вырабатывать регуляторы к ним — ценности, нормы поведения, адаптацию. Другими словами, гуманитарная сфера не успевает за развитием технологий, т.е. темпы роста человеческого восприятия не соответствуют темпам информационной нагрузки, что вызывает процесс социогуманитарного запаздывания и порождает техно-гуманитарный дисбаланс. Этот дисбаланс, прежде всего, проявляется на этапе подготовки будущих специалистов в технической и экологической сферах. Роль предметов социально-гуманитарного цикла с каждым годом все сокращается. При подготовке инженеров забывают, что любая предметная деятельность человека, преобразуя предметы природы в техническое объекты, всегда имеет культурный смысл. Человек в своей жизнедеятельности выступает как субъект культуры и технической деятельности, так как в техническом объекте он распредмечивает содержание деятельности предшествующего субъекта. Будучи субъектом общества и культуры, человек раскрывает человеческий смысл технического объекта в его социальной значимости и духовной ценности.

Современное одностороннее инженерное образование инженера, по существу, отчуждает будущего субъекта технической деятельности от ценностей культуры. Так зарождается деление культуры на два сегмента — технический и гуманистический. Поэтому можно говорить о двойственной природе инженерной деятельности в современном обществе. С одной стороны, в процессе вузовского инженерного образования мы формируем специалиста, который будет развивать конструктивный потенциал для развития общества, а с другой — сведение на нет системы гуманитарного образования будущего инженера порождает теневую сторону его будущей деятельности — эколого-антропологическую безграмотность.

Культура, основанная на формировании ответственности будущего инженера за свою практическую преобразовательную деятельность перед обществом и будущими поколениями, должна стать ведущей составной сферой подготовки инженерных кадров. Еще большую значимость гуманитарное образование приобретает при подготовке кадров будущих экономистов и управленцев, которые должны осуществлять постоянный выбор за проведение в жизнь экологически и антропологически направленные проекты. В связи с этим целевую направленность экономического образования необходимо пересмотреть. Основные принципы экономики — принципы эффективности как наиболее дешевое и быстрое внедрение результатов инженерной деятельности, когда дешевое и быстрое является ценностью должны быть заменены нравственно-экологическим императивом, что позволит с уверенностью утверждать о необходимости серьезной гуманитарной подготовки будущих инженерных и экономических кадров, для чего необходимо значительное увеличение доли наук социально-гуманитарного и правового цикла.

Экологическая экономика становится целью подготовки экономических кадров, а отличительной особенностью экономического образования должна стать выработка у будущих специалистов в области экономики и управления императивности в осознании доминирования социальной безопасности технических объектов, а не их дешевизна и быстрота внедрения.

Анализ современных экологических проблем показал, что истоки экологической проблематики следует искать не только в сфере самой техники, но и в самом обществе, его культуре и ценностных установках.

Сформированная в эпоху Нового времени парадигма «покорения природы», когда природа рассматривалась как бесконечный резервуар ресурсов для технической деятельности человека, должна быть вытеснена осознанной необходимостью целенаправленно адаптировать человека и общество к реальным возможностям природного ареала, т.е. вернуться к другим представлениям: человек — часть универсума. Достаточно вспомнить сущность древнекитайского принципа у-вей — не навреди гармонии природы, слейся с ее целесообразностью и сбалансированностью. Поэтому современный человек обязан осознанно сделать принципом своей жизнедеятельности ненарушение общемировой природной гармонии. Дальнейшее существование человека должно опираться на понимание природы как самодовлеющей ценности и следовать законам социальной экологии [2], что только и способно смягчить экологическую ситуацию и избежать техногенной катастрофы.

Так как сегодня существует противоречие между доминирующей системой ценностей технических объектов и экономической эффективностью их внедрения над экололго-этическими ценностями в сфере экономики и инженерной деятельности, переоценка этих ценностей должна быть стержневой целью всего сегмента гуманитарной подготовки будущих специалистов в научно-технической, экономической, правовой, культурной и образовательной сферах.

Опираясь на динамический прогресс научно-технической деятельности, который ускоряет ритм жизни человека, заставляя его подчиняться небывалой интенсивности своего существования, можно утверждать, что духовная жизнь человека, набор его человеческих качеств остаются практически неизбежными и не успевают за развитием технической и экономической деятельности.

Именно здесь коренится причина противоречия между технико-экономической деятельностью человека и его нравственностью. Зримо это противоречие можно представить в виде разнонаправленных векторов: вверх направленный вектор — это технико-технологическая составляющая общества, а вектор, направленный вниз, — это личностная составляющая. Пока эти векторы не станут однонаправленными, человечество будет находиться в состоянии эколого-этического кризиса, который является не менее глубинной причиной множества современных социальных проблем. И только тогда, когда эти векторы совпадут, можно будет сказать, что человечество осознало катастрофичность своего положения и находится на пути своего выздоровления.

Развитие и преподавание в экономических и инженерных вузах профессиональной этики — это начало такого пути. Профессиональная этика — это специфические общеморальные установки, которые переведены в нормы, правила и принципы, пригодные для морального выбора и нравственной оценки выполнения будущим специалистом своих профессиональных обязанностей. Профессиональные нормы — это совокупность доминирующих ценностей, благодаря которым обеспечивается включение профессиональной деятельности в рамках нравственных ограничений.

Литература

  1. Тихвинский П.Н. Экология общества в контексте глобализации // Экология внешней и внутренней среды социальной системы (ЭкоМир-9): 9-я Междунар. науч. конф. (Мытищи – Москва, 29–30 марта 2018 г.): матер. конф. М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2019. С. 103–106.
  2. Гирусов Э.В., Фалько В.И. Законы социоприродного развития // Экология внешней и внутренней среды социальной системы (ЭкоМир-9): 9-я Междунар. науч. конф. (Мытищи – Москва, 29–30 марта 2018 г.): матер. конф. М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2019. С. 4–7.

Автор(ы): 

Дата публикации: 

14 янв 2020

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Индекс: 

Метки: 

    Для цитирования: 

    Некрасов С.И., Некрасова Н.А., Некрасов А.С., Мещерякова Л.Я. Формирование экологического императива средствами образования // Экология человека и природы в информационно-технической среде. ЭкоМир-10: 10-я Международная научн. конф. Мытищи – Москва, 5–6 июня 2019 г. — М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2020. – С. 248-250.

    Комментарии

    Добавить комментарий

    CAPTCHA на основе изображений
    Введите код с картинки