Факторы запоминания эмоционально значимой информации

Автор: 

Факторы запоминания эмоционально значимой информации // Мышление и речь: подходы, проблемы, решения: Материалы XV Международных чтений памяти Л.С. Выготского. - 2014. - Т2.

Факторы запоминания эмоционально значимой информации

Ю.П. Мигун Институт психологии им. Л.С. Выготского РГГУ Россия, Москва

эмоции занимают существенное место в жизни человека, что делает их неиссякаемым источником большого числа, как научных исследований, так и объектом житейского интереса, закрепленного в творениях культуры. Проблема влияния эмоций на психические процессы человека, будучи в определенной степени решенной сегодня, по-новому возникает завтра и никогда не будет снята полностью. Моя работа представляет собой еще одну попытку приблизиться к решению проблемы эффекта эмоций на познавательные процессы. Существуют разнообразные данные касательно влияния эмоций на Восприятие и внимание, мышление, память. Я остановлюсь на взаимосвязи эмоций с последним конструктом.

Существует четыре точки зрения относительно влияния эмоций на память:

  • эмоционально–окрашенные воспоминания неизгладимы;
  • эмоции не оказывают особого эффекта на память;
  • эффект конгруэнтности - лучшее запоминание информации, эмоциональная окрашенность которой соответствует актуальному эмоциональному состоянию человека;
  • эмоция способствует эффективному запоминанию главной информации за счет дополнительных деталей.

В своей работе в качестве объяснительной базы я использую теорию уровневой переработки информации Крейка и Локхарта в контексте влияния времени когнитивной обработки запоминаемого материала и эмоционального отношения к нему. Эта теория трактует память как побочный продукт переработки информации. Так, чем глубже перерабатывается информация, тем лучше она запоминается. Подаваемая на вход информация подвергается ряду аналитических процедур, начиная с поверхностного сенсорного анализа и далее - к более глубокому, более сложному, абстрактному и семантическому анализу. Глубина обработки информации зависит от природы стимула и от времени, отпущенного на его обработку. У элемента, обработанного на глубоком уровне, меньше шансов быть забытым, чем у того, что обрабатывался на поверхностном уровне. На самом раннем уровне входные стимулы подвергаются сенсорному и комплексному анализу. На более глубоком уровне элемент может быть опознан посредством механизмов распознавания паттернов и выделения значения; а на еще более глубоком уровне этот элемент может вызывать у субъекта долговременные ассоциации. С углублением обработки увеличивается доля семантического или когнитивного анализа. Глубокий анализ, порождающий богатые ассоциации, приводит к возникновению долгоживущих и прочных следов памяти.

Таким образом, я считаю, что лучшее запоминание зависит от двух факторов: от продолжительности восприятия и когнитивной переработки запоминаемого материала и от эмоционального отношения к нему. В исследовании была построена такая процедура, которая позволяет сравнить, какой фактор сильнее. Цель - обнаружить какой из факторов (продолжительность восприятия / когнитивная переработка и эмоциональное отношение к материалу) оказывает более сильное влияние на процесс запоминания информации.

  • гипотеза №1: наибольшее влияние на запоминание оказывает фактор когнитивной обработки, т.е. изображения с неограниченной экспозицией вспоминаются лучше изображений с сокращенной экспозицией;
  • гипотеза №2: изображения с сокращенной экспозицией/ограниченной когнитивной обработкой оцениваются испытуемыми как более понравившиеся по сравнению с изображениями с неограниченной экспозицией.

Мы полагаем, что изображения с ограниченной экспозицией оцениваются испытуемыми как субъективно более понравившиеся по сравнению с изображениями с неограниченной экспозицией. Однако лучшую эффективность припоминания мы прогнозируем у изображений с неограниченной экспозицией. Это можно объяснить тем, что при ограниченном времени просмотре испытуемый не успевает комплексно обработать предъявленную ему информацию и оценить её содержание, а выполняет лишь поверхностный сенсорный анализ. Поэтому он оценивает эти изображения как субъективно более понравившиеся, но при последующем узнавании совершает больше ошибок. В случае же неограниченной экспозиции когнитивная обработка испытуемого не ограничена, вследствие чего он создает комплексное представление об объекте и оценивает эти изображения как субъективно менее понравившиеся.

Методы проведенных исследований:

Двухфакторный эксперимент, методы инициации эмоций, метод да–нет теории обнаружения сигнала.
Методы математической статистики: критерий Вилкоксона, Т– критерий Стьюдента.

Материал

Эмоциогенный стимульный материал из 31 объекта, представляющих собой изображения гибридов животных. В первой части исследования использовались 15 изображений. Для каждого испытуемого (во избежание действий позиционных эффектов запоминания) была создана индивидуальная презентация с уникальным порядком предъявления объектов. Во второй части исследования использовались все 31 изображения.

Процедура

Испытуемые проходили исследование с помощью ПК. Изображения предъявлялись визуально.

На первом этапе исследования испытуемым предлагалось просмотреть изображения 15 объектов. На 8 изображений они могли смотреть без ограничения по времени, а на 7 - в течение 1 секунды. Испытуемым давалась инструкция внимательно рассмотреть каждое изображение. Затем - нажать клавишу курсора для перехода к ответам на вопросы («Насколько понравился? Насколько забавный? Насколько необычный? Насколько мне хотелось бы, чтобы такой зверь существовал в реальности? Видели ли вы раньше это изображение?») После каждого объекта испытуемому предъявлялась изображение–маска для усложнения воссоздания образа предыдущей картинки (акцент делался на остаточном впечатлении от увиденного). В момент предъявления маски испытуемые оценивали свое впечатление от объекта методом бальной оценки (по 10– бальной шкале, где 1 - минимальная степень качества, 10 - максимальная степень качества). После просмотра каждого отдельного изображения испытуемым предъявлялся последний слайд с изображением всех виденных прежде 15 объектов с заданием проранжировать животных от наиболее до наименее понравившихся. Для того чтобы испытуемые заново не рассматривали картинки детально, все изображения были даны в миниатюре, размытые и частично закрытые номерами. На задание отводилось 2 минуты.

Вторая часть исследования проводилась через 2 месяца после первой. На этом этапе испытуемым предлагалось просмотреть изо‑ бражения уже 31 объекта, 15 из которых были им знакомы, а 16 являлись новыми. Задачей испытуемых было распознать, какие из изображений были им знакомы, а какие - нет. Временные харак‑ теристики предъявления изображений - 1 секунда. После каждого объекта испытуемому предъявлялась изображение–маска.

Экспериментальный план (ЭП)

Однофакторный многоуровневый ЭП с независимыми группами, в котором независимая переменная (НП) принимала 2 значения:

  • время экспозиции не ограничено
  • время экспозиции ограничено

В качестве зависимой переменной (ЗП) - успешность припоминания (количество узнанных изображений).

Тип плана - внутрисубъектный.

Фактор задач (кросс–индивидуальное уравнивание) контролировался путем использования латинского квадрата.

Испытуемые

Всего приняли участие 54 человека (40 - женского пола, 14 - мужского пола), средний возраст - 23 года, от 12 до 51 года, социальное положение - учащиеся школы, студенты и работающие. мотивация испытуемых - аффилиация. Исследование проводилось в дневное время, индивидуально с каждым испытуемым и в присутствии экспериментатора.

Результаты

Полученные данные подверглись обработке с помощью статистического пакета SPSS 17.0.

По результатам первого этапа исследования испытуемые демонстрируют значимые различия в эмоциональном отношении к картинкам с ограниченной и неограниченной экспозицией согласно данным ранжирования (Вилкоксон, р =0,008). Изображения с ограниченной экспозицией оцениваются испытуемыми как более понравившиеся по сравнению с изображениями с неограниченной экспозицией. Метод бальных оценок значимых различий не выявил.

По результатам второго этапа исследования испытуемые демонстрируют значимые различия в успешности припоминания (критерий Вилкоксона, р = 0,000). Изображения с неограниченной экспозицией вспоминаются лучше изображений с сокращенной экспозицией. Также выявилась тенденция (критерий Вилкоксона, р = 0,089) к тому, что изображения с неограниченной экспозицией вызывают большее количество ложных припоминаний (ложных тревог).

Проанализировав показатели теории обнаружения сигнала (ТОС), мы обнаружили следующие факты:

  1. чувствительность к сигналу (т.е. качество запоминания), значимо выше в отношении объектов, которые рассматривались без ограничений (р ~ 0,05);
  2. есть тенденция (р=0,074), что критерий принятия решения (был сигнал или не было) строже в отношении картинок с сокращенной экспозицией.

Итак, продолжительность когнитивной обработки информации ведет к тому, что испытуемые опознают больше визуальных стимулов после двухмесячного перерыва. Однако как показало наше исследование, такая более высокая успешность достигается за счет того, что испытуемые имели более лояльный критерий принятия решения для менее понравившихся стимулов. Лояльный критерий принятия решения означает, что при столкновении со стимулом, в отношении которого испытуемые не уверены, видели ли они его раньше, испытуемые чаще отвечают «да, видели», поэтому чаще угадывают правильный ответ. Для более понравившихся стимулов такой критерий существенно жестче, т.е. испытуемые не давали ответа «да, видел», если не были точно в этом уверены. Таким образом, основной вывод работы состоит в том, что продолжительность когнитивной обработки стимула ведет к лучшему опознанию стимулов, однако, такая успешность связана с преобладанием либерального стиля узнавания (большое количество правильных обнаружений наряду с большим количеством ложных тревог) стимулов.

Меньшая успешность опознания эмоционально значимых стимулов связана с более жестким критерием (преобладание консервативного стиля: малое количество ложных тревог наряду с малым количеством правильных обнаружений), требующим большей уверенности в правильном опознании эмоционально значимого стимула. Значит продолжительность когнитивной обработки обеспечивает больший объем запоминания визуальной информации (количественный аспект запоминания), а эмоциональное отношение - большую точность ее воспроизведения (качественный аспект запоминания).