Факторы формирования гражданственности у российской молодёжи

Разделы психологии: 

Акимова М.К.¹, Персиянцева С.В. ¹²

¹ Российский государственный гуманитарный университет
² Психологический институт Российской академии образования (Россия, Москва)

Аннотация Цель настоящего исследования состоит в том, чтобы выявить влияние социокультурных условий (регион проживания, особенности взаимодействия в образовательных группах) на разные аспекты гражданственности у студенческой молодёжи. Для измерения гражданственности использовалась проективная методика «Гражданская идентичность» и опросник гражданской позиции. Получено, что гражданственность молодёжи, проживающей в мегаполисе и областном городе (Орехово-Зуево), представляет собой единый конструкт, связывающий воедино разные его стороны, при этом в малом городе (Калуга) такой интеграции не наблюдается.

Ключевые слова: дифференциально-психологический подход, гражданская идентичность, нормативные требования, социокультурная среда.

Abstract The purpose of this study is to identify the influence of socio-cultural conditions (region of residence, peculiarities of interaction in educational groups) on various aspects of civic consciousness among students. To measure citizenship, the projective methodology "Civic Identity" and the questionnaire of citizenship were used. It was found that the citizenship of young people living in a metropolis and a regional city (Orekhovo-Zuevo) is a single construct linking together its different sides, while such integration is not observed in a small town (Kaluga).

Keywords: differential psychological approach, civic identity, regulatory requirements, socio-cultural environment.

Дифференциально-психологический подход к гражданственности означает, что при исследовании её вариативности должны быть выявлены как внутренние факторы, определяющие развитие составляющих и образующих её психологических свойств, так и внешние, социокультурные условия, задающие пределы индивидуальной и групповой изменчивости степени выраженности этих свойств. Нужно также иметь в виду, что причины наблюдаемых различий в особенностях гражданственности, а также пределы её изменчивости у индивидов и групп могут быть объяснены, исходя из особенностей состава образующих её психологических черт, степени их выраженности и специфики их сочетания. Между психологическими составляющими гражданственности могут быть разнообразные и сложные отношения: одни из них тесно связаны друг с другом, другие относительно независимы.

Что же такое гражданственность? Это нравственная позиция, побуждающая человека ощущать себя частью гражданского общества, выражающаяся в наличии у человека системы социально-значимых нравственных ориентиров, определяющих его чувство долга и ответственность перед обществом, его готовность активно отстаивать и защищать его права и интересы и потому действовать на пользу народу, обществу. В отличие от гражданства гражданственность является духовно-нравственным понятием, а не политико-правовой принадлежностью к определённой стране, государству, народу.

В гражданственности можно выделить гражданскую позицию (мировоззрение), гражданскую информированность, гражданскую активность и гражданскую идентичность, понимаемую нами как принятие ценностей демократии, правового государства и гражданского общества. Гражданину присуще целостное отношение к социальному и природному миру, способность устанавливать баланс индивидуальных и общественных интересов [5]. Это высшая ступень развития нравственного сознания личности.

Важное место в гражданственности занимает гражданская идентичность. Гражданская идентичность предстает как целостное динамичное образование, являющееся одним из ключевых социальных конструктов личности [4, 9]. Она активно конструируется субъектом, оказавшимся в ситуации анализа своего места в социальной среде, в ходе взаимодействия с окружающими, социального сравнения, и является воплощением мировоззрения, опирающегося на когнитивно-мотивационное восприятие индивидом гражданских ценностей. Фокус пригодности этой системы направлен на обеспечение адаптации к новым социальным условиям, связанным с возникновением глобального мира [6].

В зависимости от нормативных требований конкретного социума к человеку индивиды по-разному определяют важность одних и тех же личностных черт и выстраивают их иерархию [3, 8]. Несмотря на абстрактную ценность разных просоциальных качеств (в том числе и аспектов гражданственности), некоторые из них могут в одних группах оцениваться как желательные, обеспечивающие социальное продвижение, в других конкретных средовых условиях как менее желательные и занимать более низкое место в иерархии разных сторон гражданственности, а также иначе соотноситься с последними.

Проблема, которая исследовалась нами, заключается в анализе влияния на разные аспекты гражданственности у молодёжи места проживания и образовательных условий.

Гипотезы исследования

  1. Регионально-образовательные условия влияют на выраженность разных сторон гражданственности.
  2. Регионально-образовательные условия влияют на взаимосвязь разных сторон гражданственности.

Методики

Для диагностики гражданственности были использованы две диагностические методики: проективная методика «Гражданская идентичность» [1] и опросник гражданской позиции (автор Т.А. Сысоева). Стимулами проективной методики были 27 рисунков с изображением разнообразных житейских ситуаций, отношение к которым и их интерпретация позволяют оценивать отношение к правам человека, политические права и либеральные ценности, а также отношение к России [2]. На каждом рисунке изображены два персонажа, один из которых произносит слова, оценивающие или комментирующие нарисованные ситуации. С другим персонажем субъект должен себя идентифицировать и высказать свою реакцию на слова собеседника или увиденную ситуацию. За каждый ответ можно было получить от (- 2) до 2 баллов в зависимости от активности занимаемой позиции, её морально-правовой или прагматической, позитивной или негативной оценки, попыток трактовать и объяснять свое отношение к ситуации.

Задания методики распределены по 7 шкалам, объединяющим ситуации, в которых обнаруживаются следующие ценности гражданского общества: права этнических меньшинств, права сексуальных меньшинств, политические права, либеральные ценности, права обездоленных (милосердие), права лиц с ограниченными возможностями, отношение к России. При обработке подсчитывались данные по каждой шкале и общий показатель, фиксирующий уровень сформированности гражданской идентичности. В нашем исследовании рассматривались только общие показатели гражданской идентичности.

Опросник гражданской позиции состоит из 2-х шкал, диагностирующих отношение к нормам гражданского общества и активность гражданской позиции.

В исследовании участвовали студенты, обучающиеся в различающихся уровнем урбанизации и социокультурными особенностями региональных образовательных средах (г.Москва, г.Калуга и г.Орехово-Зуево), возраст участников исследования M=18,59; SD=1,34, диапазон от 18 до 21лет. Численность групп: московская 71 студентов, калужская 98 студентов, орехово-зуевская 83 студентов.

Результаты

Как видно из таблицы 1, наибольшую выраженность всех трёх сторон гражданственности имеют студенты из Москвы, наименьшую выраженность - студенты из Калуги. Все различия между городами по разным характеристикам гражданственности значимы за исключением различий между студентами Москвы и Орехово-Зуева по активности гражданской позиции. Студенты мегаполиса и малого города практически одинаково относятся к необходимости занимать активную позицию при отстаивании гражданских прав и свобод, чем значимо отличаются от студентов из Калуги. Причины этого подлежат дальнейшему исследованию.

Таблица 1 Описательная статистика студенческих групп трёх городов (Москвы, Калуги, Орехово-Зуева)

Город Отношение к нормам
гражданского общества
Активность
гражданской позиции
Гражданская
идентичность
M SD M SD M SD
Москва 149,92 15,98 154,45 21,70 20,70 10,32
Калуга 117,52 15,15 107,51 18,17 11,03 9,34
Орехово-Зуево 142,57 13,91 150,50 18,05 17,11 8,97

Корреляционный анализ продемонстрировал, что у студентов Москвы и Калуги все стороны гражданственности достоверно связаны между собой (таблицы 2, 3), а у студентов Орехово-Зуева коррелируют только отношение к нормам гражданского общества и активность гражданской позиции (таблица 4).

Эти результаты показывают, что гражданственность молодёжи, проживающей в мегаполисе и областном городе, представляет собой единый конструкт, связывающий воедино разные его стороны, а в малом городе такой интеграции не наблюдается.

Таблица 2 Москва. Коэффициенты ранговой корреляции между разными сторонами гражданственности

  Отношение к нормам
гражданского общества
Активность
гражданской позиции
Гражданская
идентичность
Отношение к нормам
гражданского общества
Х .689 .621
Активность гражданской
позиции
.689 Х .604
Гражданская идентичность .621 .604 Х

Таблица 3 Калуга. Коэффициенты ранговой корреляции между разными сторонами

  Отношение к нормам
гражданского общества
Активность
гражданской позиции
Гражданская
идентичность
Отношение к нормам
гражданского общества
Х .682 .443
Активность гражданской
позиции
.682 Х .375
Гражданская идентичность .443 .375 Х

Таблица 4 Орехово-Зуево. Коэффициенты ранговой корреляции между разными сторонами гражданственности

  Отношение к нормам
гражданского общества
Активность
гражданской позиции
Гражданская
идентичность
Отношение к нормам
гражданского общества
Х .493 .087
Активность гражданской
позиции
.493 Х .166
Гражданская идентичность .087 .166 Х

Примечания: корреляции, выделенные цветом, значимы на уровне р ≤ 0,001.

Гражданская идентичность у орехово-зуевцев не соотносится ни с отношением к нормам гражданского общества, ни с активностью гражданской позиции. Представляется, что гражданская идентичность в их восприятии является неким особым феноменом, отражающим права разных социальных групп, а эти права воспринимаются ими независимо от собственной гражданской позиции и проблем гражданского общества. Скорее в их глазах права людей, относящихся к разным сообществам (этническим, сексуальным, с ограниченными возможностями и др.) связаны с пониманием справедливости, а не гражданственности.

Чтобы объяснить этот факт, следует понять специфику гражданской идентичности, характеризующую студентов Орехово-Зуева. Анализ показателей отдельных шкал методики Гражданская идентичность показал, что студенты Орехово-Зуева по сравнению с москвичами меньше всего признают права этнических и сексуальных меньшинств, лиц с ОВЗ и униженных, политические права, хуже принимают либеральные ценности, а различия между москвичами и студентами из малого города достигают уровня значимости для шкал Права этнических меньшинств и Отношение к России. Такие особенности студентов Орехово-Зуева являются, по-видимому, отражением социальных установок, основанных на неприятии инакового, опасений, страха, ненависти к любым «другим». На наш взгляд, это объясняется особенностями жизни в малом городе и характеристиками учебного заведения, к которым относятся ограниченность контактов с жителями других городов, отсутствие взаимодействия с представителями этнических меньшинств, недостаточный уровень осведомлённости о правах и свободах личности, неразвитость критического мышления при восприятии госпропаганды, неиспользование альтернативных источников при создании образа мира.

Гражданскую идентичность у орехово-зуевцев можно рассматривать как определенный критерий индивидуального восприятия разных сообществ, с которыми человек, возможно, не взаимодействовал, а представления о них сформировались через усвоение информации из определённых источников. Трудности и проблемы становления у них гражданской идентичности обусловлены отсутствием отлаженных механизмов социализирующего воздействия и внятной политики формирования гражданственности как характеристики их образовательной среды. Между тем, значительное место в её формировании занимает мультикультурное образование [10]. Как отмечают западные психологи и педагоги, оно может проявляться и во всём учебном плане образовательного учреждения, и в виде отдельного предмета и направлено на формирование таких знаний и умений, как борьба со стереотипами, общение с представителями другой культуры, понимание особенностей других сообществ и существующих мировых проблем [7]. На наш взгляд, особенности гражданственности у студентов Орехово-Зуева можно объяснить недостаточностью мультикультурного образования, а также условиями проживания в малом городе.

Выводы

  1. Уровень выраженности разных аспектов гражданственности зависит от регионально-образовательной среды: наиболее высокими являются показатели отношения к нормам гражданского общества, активности гражданской позиции и гражданской идентичности у студентов мегаполиса, наименее выражены у студентов областного города.
  2. У студентов мегаполиса и областного города гражданственность является целостной характеристикой (все её стороны достоверно связаны между собой), а у студентов малого города гражданская идентичность не связана с отношением к нормам гражданского общества и активностью гражданской позиции.

***

  1. Акимова М.К., Горбачева Е.И. Социальный капитал личности: нормативный подход к изучению и диагностике // Вопросы психологии. 2014. № 1. С. 58-67.
  2. Акимова М.К., Горбачева Е.И., Рожкова А.В., Сысоева Т.А., Ярошевская С.В. Связь гражданской идентичности с социокультурным ресурсом среды и умственным развитием // Вопросы психологии. 2016. № 6. С. 76-85.
  3. Акимова М.К., Персиянцева С.В. Влияние нормативности и конкретно-ситуативных факторов на просоциальное поведение молодёжи разных региональных выборок // Мир педагогики и психологии. 2019. №. 9 (38). С. 118-127.
  4. Акимова М.К., Сысоева Т.А. Влияние региональных различий на специфику ценностного отношения к миру // Теоретическая и экспериментальная психология. 2014. Том 7. № 3. С. 6-16.
  5. Асмолов А.Г. Как будем жить дальше? Социальные эффекты образовательной политики // Лидеры образования. 2007. № 6. С. 4-10.
  6. Бергер П.Л. Культурная динамика глобализации. В кн.: Многоликая глобализация. Культурное разнообразие в современном мире / Под ред. П. Бергера, С. Хантингтона. М.: Аспект Пресс, 2004. С. 8-23.
  7. Кожанов И.В. Зарубежный опыт формирования гражданской идентичности личности // Педагогическое образование в России. 2014. № 9. С. 229-233.
  8. Российская идентичность в Москве и регионах / Под ред. Л.М. Дробижевой. М.: Институт социологии РАН, МАКС Пресс, 2009.
  9. Гражданские, этнические и религиозные идентичности в современной России / Под ред. В.С. Магун, Л.М. Дробижевой, И.М. Кузнецова. М.: Институт социологии РАН, 2006.
  10. Bennett C.I. Comprehensive multicultural education: Theory and practice. Boston: Allyn&Bacon, 1990.

Автор(ы): 

Дата публикации: 

23 мая 2021

Высшее учебное заведение: 

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Индекс: 

Метки: 

    Для цитирования: 

    Персиянцева С.В., Акимова М.К. Факторы формирования гражданственности у российской молодёжи // Тенденции развития науки и образования. – 2021. – № 73-8. – С. 6-10.

    Комментарии

    Добавить комментарий

    CAPTCHA на основе изображений
    Введите код с картинки