Динамика переживаний, связанных с образом себя как специалиста, у студентов-участников тьютерской группы психологической клиники СПБГУ

Зиновьева Е.В., Салитова М.В.

К настоящему времени существуют разные подходы к подготовке психологов-консультантов. Большинство из них основывается на формировании навыков ведения беседы или освоения специфических для психологических школ процедур и техник. В меньшей степени уделяется внимание анализу переживаний, происходящих в процессе обучения, связанных, в том числе, со сравнением себя с внутренним «образом специалиста», который является своего рода уникальным сплавом личностных и профессиональных качеств. Под переживанием, в соответствии с идеями Василюка Ф.Е., мы понимаем особую деятельность, внутреннюю работу по перестройке психологического мира, соотнесения его с реальностью (Василюк, 1984). В зарубежной психологии, предпринимались попытки понять, какие изменения происходят с консультантом в начале его пути. Так Х.Вагнер и Н.Хилл, с помощью интервью и анализа случаев, сделали вывод о том, что вхождение в профессию консультанта характеризуется страхами, тревогой и другими состояниями, в том числе связанными со сравнением себя с идеальным образом психолога-консультанта – «образом специалиста» (Wagner, Hill, 2015). Хотя такого рода исследований мало, все авторы сходятся во мнении, что, изменения происходят именно в процессе проживания консультативного опыта сопровождающегося сильными переживаниями и последующей рефлексией происходившего. В результате трансформируются личностные смыслы, а также представления о себе. Целью нашего исследования стало изучение динамики переживаний, связанных с образом себя как специалиста, у студентов-участников тьюторской группы Психологической клиники СПбГУ. В процессе участия в тьюторской группе студентам дается возможность погрузиться в специфику профессии. В качестве метода исследования был выбран нарративный анализ тьюторских дневников, в которых студенты последовательно, после каждой сессии, описывали то, как они переживали процесс, какие чувства, и мысли их сопровождали во время консультации и после нее. Было проанализировано 240 дневников.

Анализ смысловых сравнений, относящихся к переживанию образа себя как специалиста, позволил предположить, что они разворачиваются через дихотомическую шкалу, на одном из полюсов, которой находится идеальный специалист-консультант, а на другом, сам консультант, который всегда ему «проигрывает». Например: я тревожусь и беспокоюсь – он всегда эмоционально устойчив; я растерян, не знаю, что делать дальше с клиентом, чувствую беспомощность – в каждый момент времени он четко знает, что делать; я боюсь ошибиться – он никогда не ошибается; я оцениваю клиента – он всегда эмпатичен и безоценочен. Есть стремление максимально соответствовать этому образу, быть «совершенным». Как правило, эти сравнения негативно окрашены, сопряжены с чувством вины. Изучение динамики этих переживаний позволило сделать вывод, что со временем, когда студенты приобретают больший опыт быть консультантом, эта шкала трансформируется в более гибкую, полярность начинает уходить, преобладает относительность. Например: «Я сегодня чувствовал, что снова теряю контроль на сессией; я снова не уверен, что сделал все правильно, но в тоже время я начал понимать, что потеря контроля это характеристика процесса, который происходит между мной и клиентом». Вина начинает уходить, на ее место постепенно приходит принятие несовершенства как части образа специалиста.

Таким образом, исследование показало, что динамика переживаний, связанных с образом себя как специалиста, у студентов-участников тьютерской группы характеризуется переходом от полярности представления (идеальный он – я) к относительности и большей гибкости (я могу ошибаться, как и «специалист»). В заключение хотелось бы отметить, что именно нарративный анализ рассматривается нами как наиболее перспективный метод для понимания личностных изменений, происходящих с начинающими консультантами.

Автор(ы): 

Дата публикации: 

26 окт 2018

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Индекс: 

Метки: 

    Для цитирования: 

    Зиновьева Е.В., Салитова М.В. Динамика переживаний, связанных с образом себя как специалиста, у студентов-участников тьютерской группы психологической клиники СПБГУ // Ананьевские чтения – 2018: Психология личности: традиции и современность: материалы Междунар. науч. конф. Санкт-Петербург, 23-26 октября 2018 г. / Под общ. редакцией Н.В. Гришиной, С.Н. Костроминой. Отв. ред. И.Р. Муртазина, М.О. Аванесян – СПб.: Айсинг, 2018. – 496 с. – С. 35-36. – 0,1 п.л.

    Комментарии

    Добавить комментарий

    CAPTCHA на основе изображений
    Введите код с картинки