Дидактический проект как фактор становления культурно-профессиональной идентичности студентов педагогического направления

Ткач Любовь Тимофеевна (Тирасполь, Приднестровье, Республика Молдова), кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры дошкольного, специального образования и педагогического менеджмента, Приднестровский государственный университет им. Т.Г. Шевченко.
Музенитова Эльмира Адиловна (Тирасполь, Приднестровье, Республика Молдова), кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного, специального образования и педагогического менеджмента, Приднестровский государственный университет им. Т.Г. Шевченко.

Аннотация. В статье раскрывается возможность влияния на становление педагогической и совершенствование культурной идентичности студентов средствами дидактического проекта. Проект рассматривается как эффективный фактор этого процесса и средство развития их личностно-смысловой деятельности.

Ключевые слова: поликультурность, культурно-профессиональная идентичность, дидактический проект, диалог, субъект, взаимодействие.

DIDACTIC PROJECT AS A FORMATION FACTOR CULTURAL AND PROFESSIONAL IDENTITY STUDENTS OF PEDAGOGICAL DIRECTION

Tkach Liubov Timofeevna (Tiraspol, Transnistria, Republic of Moldova), Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Professor of the Department of Preschool, Special Education and Pedagogical Management, Transnistrian State University of T.G. Shevchenko.
Muzenitova Еlmira Аdilovna (Tiraspol, Transnistria, Republic of Moldova), Candidate of Pedagogical Sciences (PhD equivalent), Associate Professor of the Department of Preschool, Special Education and Pedagogical Management, Transnistrian State University of T.G. Shevchenko.

Abstract. The article reveals the possibility of influencing the formation of pedagogical and improving the cultural identity of students by means of a didactic project. The project is considered as an effective factor of this process and a means of developing their personal-semantic activity.

Keywords: multiculturalism, cultural and professional identity, didactic project, dialogue, subject, interaction.

Современные требования, предъявляемые к педагогу, обусловливают, наряду с глубокой теоретико-методологической подготовкой, необходимость владения трудовыми умениями, позволяющими успешно выполнять трудовые функции с момента поступления на работу в организацию образования. В условиях поликультурности общества и образовательных систем важно, чтобы трудовые функции выполнялись педагогом с учетом этнокультурных особенностей субъектов педагогического процесса на основе диалогического взаимодействия. В явное противоречие вступает необходимость создания условий, обеспечивающих комфортное, осознанное вхождение студентов в педагогическую культуру путем активного становления их профессиональной и совершенствования культурной идентичности, и использование традиционных форм и методов лекционносеминарской системы обучения в вузе.

Мы считаем, что выполнение данного требования и решение обозначенного противоречия возможно при условии внедрения в педагогический процесс вуза разного типа проектов, обеспечивающих профессионально-личностное развитие студентов путем оказания им помощи и поддержки в становлении педагогической и совершенствовании культурной идентичности.

В проводимом нами исследовании педагогическая идентичность рассматривается как разновидность социальной идентичности (Э. Эриксон), а это «обусловливает построение образовательного процесса и формирование образовательной среды в вузе с учетом принципа поликультурности и необходимости целенаправленного управления процессом приобщения студентов к педагогической профессии на основе личностно-смыслового осознания принадлежности к педагогической общности, базирующегося на признании педагогических интересов, убеждений, норм поведения и ценностей поликультурного образования» [2].

Рабочей программой курса «Поликультурное образование» предусмотрено участие студентов в образовательном проекте «Народоведение Приднестровья» (Л.Т. Ткач). Проект открытый и состоит из ряда дидактических проектов. Тему и содержание предстоящей проектной работы студенты определяют совместно с преподавателем после предварительного ознакомления с содержанием того, что уже было реализовано, и примерной тематикой, основываясь на анализе своих способностей, интересов, этнической принадлежности и др. [1].

Целевым ориентиром выбранного проекта становится ознакомление, подбор и систематизация материалов, представляющих лучшие образцы этнокультуры (народы, проживающие на территории ПМР): пословицы и поговорки, народные игры, песни, традиции, творчество, знаменитые люди и т.д. в соответствии с темой дидактического проекта. Важным условием выступает необходимость адаптации собранного материала для использования в педагогическом процессе с детьми дошкольного возраста (для обучающихся по профилям «Дошкольное образование», «Специальная дошкольная педагогика и психология»).

Рассмотрим особенности реализации обозначенной цели и условия на примере содержания дидактического проекта «Педагог в мире культуры», в котором студенты работали в первом полугодии 2018/2019 учебного года. По результатам деятельности был создан одноименный устный журнал. Содержание каждой страницы иллюстрировалось студентами предполагаемыми видами их профессиональной деятельности в организации дошкольного образования. Следует отметить высокий уровень междисциплинарных связей и опережающий характер обучения (студенты первого курса еще не изучали специальные дисциплины). В ходе проекта они самостоятельно осваивали выбранный материал и техники его представления. Например, для иллюстрации страницы «Знаменитые педагоги Молдовы», в которой была представлена доктор педагогических наук, профессор С.М. Чемортан, внесшая значительный вклад в развитие методики обучения детей русскому языку, студентка на основе рекомендаций ученого разучила со всеми присутствующими отрывок из пьесы С.Я. Маршака «Кошкин дом». Иллюстрацией к странице «Театральная педагогика» стал показ настольного театра по мотивам рассказа К.Д. Ушинского «Два козлика», а после ознакомления со страницей «Педагогика здоровья» все выполняли физминутку, которую нужно проводить с детьми.

Реализация проектов основывается на активной самостоятельной работе студентов, обусловленной личным выбором. В ходе проекта мы обратили внимание и на тот факт, что студенты, уверенные в своих способностях и возможностях (30%), не всегда своевременно предоставляли отчетные материалы. Последующий анализ представленных материалов показал, что примерно у 40% из них завышенная самооценка: не прослеживается связь с темой, не учтена этическая составляющая, не соответствует педагогическим нормам и др. Требуемого и желаемого результата студенты достигали путем совместной работы с преподавателем (консультации) и коллективного обсуждения на практических занятиях.

Опишем особенности совместной деятельности педагога и студентов на примере страницы «Позитивная педагогика». Студентка для иллюстрации этой страницы предложила разыграть сценку «Внутренний голос учительницы». Изучив содержание предлагаемой ситуации (отрицательной, по сути), было решено обсудить ее на предмет соответствия теме.

Во-первых – учительница. Основной профессией для системы дошкольного образования является воспитатель. И в детском саду нет уроков, система оценивания детей отличается от используемой в школе.

Во-вторых, этимология слова «позитив» имеет прямое отношение к поликультурному образованию, так как предполагает наличие способности радоваться, быть доброжелательным, правильно воспринимать окружающую действительность, а значит конструктивно и позитивно мыслить, уметь анализировать происходящее, учитывая самые разнообразные факторы. Педагогу должно быть свойственно стремление к позитивному мышлению. На его основе формируется адекватное мировосприятие, мировоззрение, стремление к положительному стилю жизни, умение концентрироваться на положительных моментах в профессии независимо от складывающихся ситуаций. Если мы говорим о педагоге и поликультурном образовании, следовательно, он должен быть настроен на успех, позитив, уметь сосредоточить свои внутренние силы на достижение согласия, положительного результата в деятельности и достойного выхода из возникающих негативных моментов. В итоге было принято решение о том, что в качестве иллюстрации следует озвучить анекдотические, курьезные ситуации в детском саду и вузе.

В качестве рефлексивного задания было предложено отметить двух студентов, которые попадают в категорию «Лучше всех», при этом не включая себя. Полученные результаты свидетельствуют о том, что при оценке достижений студентами в основном были отмечены внешние признаки успешности: костюмы, атрибуты, позволившие ярко представить страницу. Например, отмечая организатора игры-драматизации «Рождественские колядки», были выделены элементы костюмов (фартук, оригинально повязанный платок), угощения, но не были учтены такие показатели, как качество речи, уровень владения предоставляемым материалом, способность к диалогическому взаимодействию и другое, что позволяет сделать вывод о необходимости дальнейшей работы по развитию рефлексивных качеств будущих педагогов.

Литература

  1. Гукаленко О.В., Ткач Л.Т., Панова Л.Д. Подготовка будущих учителей к профессиональной деятельности в поликультурном образовательном пространстве // Отечественная и зарубежная педагогика. 2018. № 3 (50). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/podgotovka-buduschih-uchiteleyk-profes... (дата обращения: 12.02.2019).
  2. Ткач Л.Т., Кучерявенко В.И. Становление профессиональной идентичности в процессе освоения поликультурного содержания педагогического образования / Сборник статей «Личностно-профессиональное и карьерное развитие: актуальные исследования и форсайт-проекты» / Под ред. Л.М. Митиной. – М.: Изд-во «Перо», 2018.

Автор(ы): 

Дата публикации: 

7 июн 2019

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Индекс: 

Метки: 

    Для цитирования: 

    Ткач Л.Т., Музенитова Э.А. Дидактический проект как фактор становления культурно-профессиональной идентичности студентов педагогического направления // Наука – образование – профессия: системный личностно-развивающий подход. Сб. статей / Под общ. ред. Л.М. Митиной. – М.: Перо, 2019. – С. 74-76.

    Комментарии

    Добавить комментарий

    CAPTCHA на основе изображений
    Введите код с картинки