Диагностика профессиональной идентичности студентов

Пархоменко О.Г., доцент, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия
Фомина Н.М., Санкт-Петербург, Россия

Аннотация. В статье представлены результаты теоретического и практического исследования профессиональной идентичности студентов. Актуальность исследования обусловлена тем, что в последние годы опросы показывают тенденцию в сторону снижения определенности у студентов в выборе будущей профессиональной сферы деятельности. В связи с этим, становится актуальной проблема диагностики профессиональной идентичности студентов на ранних этапах обучения. Основной целью практического исследования было на основе теоретических концепций зарубежных и отечественных психологов, разработать методику диагностики профессиональной идентичности студентов, которая будет обладать надежностью и валидностью. В статье кратко проанализированы основные подходы к понятию профессиональной идентичности, проблемы и закономерности профессиональной идентичности у студентов. Материал эмпирической части включает изложение концепции и основного инструментария исследования, представлены результаты конструирования и апробации опросника на профессиональную идентичность студентов. В качестве теоретической базы разработки опросника была взята статусная модель идентичности Дж. Марсиа, основанная на теории идентичности Э. Эриксона. Данный анализ позволил сконструировать варианты опросника. Все исследование проводилось на однородной выборке – студентах второго курса педагогического напрвления подготовки РГПУ им. А. И. Герцена. В результате проведенного пилотажного исследования было уточнено и скорректировано содержание опросника, его форма, что представлено в содержании статьи. Также описана процедура и результаты проведения предварительной экспертизы методики. С целью проведения валидизации опросника используются соответствующие психодиагностические методики. Это методики на диагностику мотивации обучения, смысложизненные ориентации, личностной идентичности, самооценку статусов идентичности студентов. В статье представлены результаты психометрической проверки разработанной методики на внутреннюю согласованность, ретестовую надежность, конвергентную валидность. Результаты представленного статистического и качественного анализа эмпирического материала позволяют сделать вывод о том, что сконструированная методика «Профессиональная идентичность студентов» соответствует большинству критериев психометрического качества. Представленный эмпирический материал знакомит с одной из возможных форм исследования профессиональной идентичности студентов на ранних сроках обучения.

Ключевые слова: идентичность, профессиональная идентичность, диагностика профессиональной идентичности, психометрическая проверка, опросник.

Актуальность исследования, результаты которого изложены в статье, обусловлена тем, что в последние годы опросы показывают тенденцию в сторону снижения определенности у студентов в выборе будущей профессиональной сферы деятельности. В связи с этим, становится актуальной проблема диагностики профессиональной идентичности студентов на ранних этапах обучения. Основной целью практического исследования было на основе теоретических концепций зарубежных и отечественных психологов, разработать методику диагностики профессиональной идентичности студентов, которая будет обладать надежностью и валидностью.

Изучение идентичности берет свое начало в исследованиях У. Джеймса. Среди множества вопросов, его интересовал процесс осмысления личностью самотождественности. Позднее вопросы личностной идентичности рассматривались представителями различных школ. Это сторонники символического интеракционизма (Ч. Кули, Г. Мид, И. Гофман, Г. Фогельсон), когнитивной психологии (Х. Тэшвел, Дж. Тернер, Д. Абрамс), гуманистического направления (К. Роджерс, Э. Фромм, А. Маслоу), психоанализа (Э. Эриксон, Дж. Марсиа, А. Ватерман, З. Фрейд). Чаще всего понятие «идентичность» связывают с именем Эрика Эриксона, несмотря на то, что он сам считал автором термина У. Джеймса (1). Необходимо подчеркнуть, что проблема идентичности является междисциплинарной: она рассматривается философами, социологами, политологами, антропологами, культурологами. В любой из этих областей знания она представлена в разных значениях. Но всегда связано с личностью, с процессами, происходящими на уровне психики человека. В психологии также присутствуют различные понимания понятия «идентичности».

Согласно концепции Э. Эриксона, идентичность является устойчивым образом Я, на основе которого формируется способ поведения человека в обществе. И тем не менее, в течение жизни она меняется, реагирует на различные социальные потрясения [2, 3]. Профессиональной идентичности является одной из наиболее важной составляющей представления человека о себе, своего места в социуме. Именно поэтому одной из задач психологии в глазах человека, находящегося в поиске себя, своего профессионального Я, помочь разобраться в проблемах этого поиска.

Периодом активного поиска профессиональной идентичности традиционно считается подростково-юношеский. Но решение данной задачи часто выходит далеко за рамки этого возраста. Студенческий возраст, таким образом, является периодом практического поиска своего профессионального Я, часто, методом «проб и ошибок». Исследование этого вопроса показывает, что наиболее значимыми для студентов в процессе формирования профессиональной идентичности являются образовательная среда и качество образования, пробы себя как профессионала, вхождение в профессиональное сообщество [1]. Наличие диагностического инструмента с целью оказания профессиональной психологической помощи студентам, может повысить эффективность работы в данном направлении.

В качестве теоретической базы разработки опросника была взята четырехстатусная модель идентичности Дж. Марсиа, основанная на теории идентичности Э.Эриксона. Анализ позволил сконструировать варианты опросника. Все исследование проводилось на однородной выборке – студентах второго курса педагогического напрвления подготовки РГПУ им. А.И. Герцена. В результате проведенного пилотажного исследования было уточнено и скорректировано содержание опросника, его форма. С целью валидизации опросника использовались методы оценки содержательной и конструктной (конвергентной и дискриминативной) валидности. Критериями являлись значимые корреляции результатов разрабатываемого опросника с результатами, полученными по методикам «мотивация обучения в ВУЗе» (Т.Н. Ильина), методика изучения профессиональной идентичности (МИПИ) (Л.Б. Шнейдер), «Тест смысложизненных ориентаций (СЖО)» (Д.А. Леонтьев), теста «Кто Я?» (М. Кун, Т. Макпартленд; модификация Т.В. Румянцевой), самооценка по каждому из четырех статусов идентичности.

Первоначально, в рамках пилотажного исследования было разработано два варинат опросника. Первый вариант включал 80 утверждений (четыре статуса идентичности по 20 утверждений выстроенных в случайном порядке), каждое утверждение предлагалось оценить от 1 до 5 баллов (полностью не согласен – абсолютно согласен). Вторая форма была составлена из тех же утерждений, но сгруппированных в 20 пунктовкаждый из которых имел 4 варианта ответа, соответствующих четырем статусам идентичности. Респонденту предлагалось выбрать один ответ из четырех предложенных, который наиболее точно описывает его отношение к профессии. Результаты были подвергнуты экспертизе содержания пунктов опросника и самой формы методики, проверены на нормальность распределения. Наиболее оптимальной был признан первый вариант опросника. Данный вариант был проверен вторично на той же выборке студентов спустя две недели. Проверка результатов второго обследования (нормальность распределения) показало возможность использования данного варианта опросника для дальнейшего исследования.

Основное исследование состояло из нескольких этапов, которые включали первичное заполнение методик, проверку ретестовой надежности, статистическую обработку полученных результатов с использование пакета SPSS 22.В общей сложности в исследовании приняло участие более 300 студентов.Статистический анализ показал, что согласно значениям ассиметрии и эксцесса, распределение по каждой из шкал является близким к нормальному, поскольку большинство значений находится в рамках одного стандартного отклонения от среднего арифметического и их значения не превышают их ошибку репрезентативности в 3 и более раз. Согласно результатам проверки на надежность, методика «Профессиональная идентичность студентов» обладает высоким уровнем внутренней согласованности (коэффициент αКронбаха=0,792), а также достаточным уровнем внутренней согласованности внутри каждой из шкал.Для оценки внутренней самосогласованности (одномоментности) опросника, также были вычислены коэффициенты интеркорреляций между шкалами. Показатели по всем шкалам имеют значимую корреляцию на уровне значимости p<0,01. При этом четко выделяется связь между шкалами «достигнутая идентичность» и «предрешенная идентичность», которые отрицательно коррелируют с «мораторием» и «диффузной идентичностью». Проверка на ретестовую надежность методики показала, что она является удовлетворительной, поскольку коэффициенты корреляций шкал превышают требуемый минимальный показатель надежности 0,7.

Для определения конвергентной валидности были вычислены коэффициенты корреляций (Пирсона) полученных результатов по методике «Профессиональная идентичность студентов» с результатами указанных выше для валидизации методик.

Полученные коэффиценты корреляции подтверждают тот факт, что статус профессиональной идентичности студента и мотивы его обучения в вузе, самооценка, общая осмысленность жизни связаны определенным образом. Отраженные в корреляционных матрицах характеры их связи дают возможность предположить, что разрабатываемая методика действительно способна определить статус профессиональной идентичности студента. Однако, проверка на конструктную валидность показало необходимость доработки опросника, возможно уменьшение количества утверждений в опроснике. Соответственно, потребуется дополнительная проверка опросника, что является следующей задачей данного исследования.

Литература

  1. Пархоменко О.Г., Фомина Н.М. Уровень профессиональной идентичности студентов педагогического вуза // Интегративный подход к психологии человека и социальному взаимодействию людей: векторы развития современной психологической науки: материалы VII Всероссийской научно-практической конференции. Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2017. С. 116-120.
  2. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис: пер. с англ. / Э. Эриксон; общ. ред. и предисл. А.В. Толстых М.: Флинта [и др.], 2006. 341с.
  3. Эриксон Э.Детство и общество / Пер.с англ., науч.ред. А.А. Алексеева. СПб.: Речь, 2000. 415с.

Parkhomenko O.G., Fomina N.M. Diagnostics of students' professional identity

Abstract. The article presents the results of theoretical and practical research of students ' professional identity. The relevance of the study is due to the fact that in recent years, surveys show a trend towards reducing the certainty of students in choosing a future professional field. In this regard, the problem of diagnostics of professional identity of students in the early stages of training becomes urgent. The main purpose of the practical research was to develop a method of diagnosis of professional identity of students, which will have reliability and validity on the basis of theoretical concepts of foreign and domestic psychologists. The article briefly analyzes the main approaches to the concept of professional identity, problems and patterns of professional identity of students. The material of the empirical part includes the presentation of the concept and the main tools of the study, the results of the design and testing of the questionnaire on the professional identity of students. As a theoretical basis for the development of the questionnaire was taken status model of identity of J. Marcia, based on the theory of identity E. Erikson. This analysis allowed us to construct variants of the questionnaire. All research was conducted on a homogeneous sample - students of the second course of pedagogical direction of training of RSPU. A. I. Herzen. As a result of the pilot study, the content of the questionnaire and its form were clarified and corrected, which is presented in the content of the article. The procedure and results of the preliminary examination of the methodology are also described. In order to carry out the validation of the questionnaire, appropriate psychodiagnostic techniques are used. These are methods for diagnosing the motivation of learning, life orientations, personal identity, self-assessment of the status of identity of students. The article presents the results of psychometric testing of the developed technique for internal consistency, retest reliability, convergent validity. The results of the presented statistical and qualitative analysis of empirical material allow us to conclude that the designed technique "professional identity of students" meets most of the criteria of psychometric quality. The presented empirical material introduces one of the possible forms of research of professional identity of students in the early stages of education.

Keywords: identity, professional identity, diagnostics of professional identity, psychometric test, questionnaire.

Автор(ы): 

Дата публикации: 

9 окт 2018

Высшее учебное заведение: 

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Индекс: 

Метки: 

    Для цитирования: 

    Пархоменко О.Г., Фомина Н.М. Диагностика профессиональной идентичности студентов // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. Материалы I Междунар. науч.-практ. конф. Санкт-Петербург, 10-11 октября 2018 / Под общей редакцией Л.А. Цветковой, Е.Н. Волковой, А.В. Микляевой. В 2-х частях. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2018. – Ч. 2. – 283 с. – С. 250-254. – 0,3 п.л.

    Комментарии

    Добавить комментарий

    CAPTCHA на основе изображений
    Введите код с картинки