Диагностика и профилактика дисгармонии межличностных отношений субъектов образовательного процесса

Духновский C.В. профессор, доктор психологических наук, ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ» (Курганский филиал), Россия

Аннотация. В статье обсуждается проблема диагностики и профилактики дисгармонии межличностных отношений субъектов образовательного процесса. Показано, что разработка психодиагностической системы направленной на многомерное изучение гармонии и дисгармонии межличностных отношений субъектов образовательного процесса, способствует разрешению следующих противоречий: между необходимостью описания, объяснения и прогнозирования гармонии–дисгармонии межличностных отношений в рамках психологического сопровождения субъектов образовательного процесса и отсутствием теоретически и эмпирически обоснованной концепции этого явления, в основу которой положена социально-психологическая дистанция между ними; между потребностью психологической службы образования в надежном психологическом инструментарии для комплексной диагностики гармоничности–дисгармоничности межличностных отношений и его отсутствием в психолого-педагогической практике. Представлены авторские психодиагностические методики и анкеты, созданные на единой концептуальной основе, позволяющие многомерно оценить степень дисгармоничности межличностных отношений субъектов образовательного процесса. Психодиагностический комплекс включает в себя методику «субъективная оценка межличностных отношений», «Шкалу субъективного переживания одиночества», методику «Определение социально-психологической дистанции», «Переживание кризиса личностью», анкеты «Причины неудовлетворенности отношениями» и «Межличностная дистанция». Установлено, что для получения более полной и достоверной информации о существующих отношениях между людьми необходимо использовать диагностику отношений в паре при изучении межличностных отношений субъектов образовательного процесса. Показано, что комплексная диагностика, является одним из условий профилактики дисгармонии межличностных отношений. На основании проведенных эмпирических исследований представлена модель профилактики дисгармонии межличностных отношений субъектов образовательного процесса, которая состоит из трех частей: диагностической, консультативной и развивающе-коррекционной. В статье отмечается, что своевременная диагностика гармонии и дисгармонии позволяет более гибко регулировать межличностные отношения между взаимодействующими субъектами образовательного процесса, способствует созданию благоприятных, удовлетворяющих отношений между ними, предотвращению конфликтов, с целью обеспечения более комфортного самочувствия и повышению эффективности процессов обучения и воспитания.

Ключевые слова: межличностные отношения, гармония и дисгармония, психодиагностика, профилактика, субъект, образовательный процесс

Гармонизация межличностных отношений в школе, семье, в обществе в целом не только теоретико-прикладная проблема психологии, но и проблема социальной значимости. Паттерны межличностных отношений (как позитивные, так и негативные), закладываемые в семье и школе, обусловливаются отношениями между поколениями и членами общества в целом. Перестройка отношений между людьми в обществе начинается в первую очередь с системы образования, которая формирует каждое поколение людей.

Характер отношений между людьми является одним из важнейших факторов развития и формирования личности, условием, определяющим качество человеческого существования в целом. Тенденция гуманизации образования, внедрение личностно-ориентированного подхода в педагогическую практику все более способствуют переосмыслению психологопедагогических реалий. Современная педагогическая психология рассматривает учебно-воспитательный процесс не только в аспекте деятельности, но и как межличностные отношения, реализующиеся в субъектсубъектном взаимодействии. Субъекты образовательного процесса – дети разного возраста, их родители, педагоги и другие – включены в межличностное взаимодействие, постоянно общаются друг с другом, и между ними складываются определенные межличностные отношения. Вся образовательная деятельность опосредуется модальностью межличностных отношений.

В связи с этим психологическая служба образования нуждается в надежном, отвечающие основным психометрическим требованиям (надежности и валидности), психодиагностическом инструментарии, позволяющие многомерно изучить межличностные отношения субъектов образовательного процесса.

Разработка психодиагностической системы направленной на многомерное изучение гармонии и дисгармонии межличностных отношений субъектов образовательного процесса, способствует разрешению следующих противоречий:

  • между необходимостью описания, объяснения и прогнозирования гармонии–дисгармонии межличностных отношений в рамках психологического сопровождения субъектов образовательного процесса и отсутствием теоретически и эмпирически обоснованной концепции этого явления, в основу которой положена социально-психологическая дистанция между ними;
  • между потребностью психологической службы образования в надежном психологическом инструментарии для комплексной диагностики гармоничности–дисгармоничности межличностных отношений и его отсутствием в психолого-педагогической практике.

Считаем, что психодиагностические методы, разработанные на единой концептуальной основе, позволяют многомерно изучать характер межличностных отношений субъектов образовательного процесса, характеристикой которых является социально-психологическая дистанция между ними. На основании теоретического анализа и описания, полученных в ходе проведенных исследований эмпирических данных, нами была разработана концепция гармонии-дисгармонии межличностных отношений субъектов образовательного процесса, центральным моментом которой является социально-психологическая дистанция между ними [4].

Согласно нашей концепции, гармония межличностных отношений субъектов образовательного процесса представляет собой взаимную удовлетворенность отношениями, постоянный диалог, открытость, контакт, настрой друг на друга, заботу о благополучии партнера, отказ от всякого манипулятивного контроля и стремления к превосходству над ним, включение в самоценный контакт. Тогда как дисгармония межличностных отношений представляет собой отсутствие доверия, понимания, эмоциональной близости между взаимодействующими субъектами, напряжение и дискомфорт, возникающие в совместной деятельности, напряженность, отчужденность, конфликтность и агрессивность в отношениях, переживание одиночества субъектами отношений [4].

Проведенный обзор психодиагностических методик и проективных техник [4], которые можно применять для диагностики дистанции как условия, определяющего гармоничность-дисгармоничность отношений, показал, что это явление в полной мере отражено в очень ограниченном количестве методик. Часть методик «устарела», а в ряде отсутствуют их психометрические характеристики, что существенным образом отражается на надежности получаемых с их помощью данных. Все это, в конечном счете, отражается на качестве подготовки диагностического отчета и на надежности получаемых результатов в целом.

На основании этого перед нами встала проблема создания психодиагностического инструментария, отвечающего основным требованиям, предъявляемым к разработчикам психологических тестов [8; 9], позволяющего комплексно изучить гармоничность и дисгармоничность межличностных отношений субъектов образовательного процесса, обусловленную изменением социально-психологической дистанции между ними. Для еѐ разрешения нами были разработаны авторские методики.

Комплексная диагностика межличностных отношений включает в себя авторские методики и анкеты:

  • Опросник «Субъективная оценка межличностных отношений». Назначение методики – определение напряженности, отчужденности, конфликтности и агрессивности в отношениях между людьми, выступающих индикаторами их дисгармоничного взаимодействия [1; 3].
  • Опросник «Шкала субъективного переживания одиночества». Основным назначением шкалы является определение степени переживания одиночества, являющегося показателем гармоничности – дисгармоничности межличностных отношений [2; 5].
  • Опросник «Определение социально-психологической дистанции». Основное назначение – является оценка степени близости (отдаленности), между взаимодействующими субъектами, обусловленная пониманием, доверием, положительным чувственным тоном и возможностью совместного время провождения [3].
  • Опросник «Переживание психологического кризиса личностью». Назначение методики – выявление выраженности ситуационных реакций проходящих на непатологическом уровне и связанных с возникновением психологического кризиса, а также уровня психологической устойчивости личности [6; 7].
  • Анкета «Причины неудовлетворенности межличностными отношениями» [4].
  • Анкета «Межличностная дистанция» «МД» [4].

Для получения более полной и достоверной информации о существующих отношениях между людьми предлагаем использовать диагностику отношений в паре при изучении межличностных отношений субъектов образовательного процесса. Общая логика этого следующая:

а) субъект оценивает свои отношения с другим субъектом по ряду параметров психодиагностических методик;
б) затем этот другой по этим же параметрам оценивает отношения с первым субъектом.

Преимущества такого подхода заключаются в следующем. Мы получаем реальную картину отношений, складывающихся между конкретными субъектами образовательного процесса. Кроме того, таким образом можно изучать особенности дисгармонии отношений и дистанции в них в различных системах: «педагог–ученик»; «педагог–родитель учащегося»; «родитель–ребенок».

В нашем контексте это будет выглядеть следующим образом:

  • Педагог и ученик оценивают отношения друг с другом. Результат – представление о гармоничности-дисгармоничности отношений в системе «учитель–ученик».
  • Педагог и родители ученика оценивают отношения друг с другом. Результат – представление о гармоничности-дисгармоничности в системе отношений «педагог–родитель (родители) учащегося».
  • Ученик (ребенок) и его родители оценивают отношения друг с другом. Результат – представление о гармоничности-дисгармоничности в системе «детско–родительских отношений».

На наш взгляд, комплексная диагностика является одним из условий профилактики дисгармонии межличностных отношений субъектов образовательного процесса. Только на еѐ основе считаем возможным осуществлять предупреждение, предотвращение и преодоление дисгармонии отношений. На основании полученных эмпирических данных [3; 4 и др.] нами была разработана модель профилактики дисгармонии межличностных отношений. Профилактика должна осуществляться в рамках психологического сопровождения.

Общими задачами профилактики дисгармонии межличностных отношений выступают:

  1. Определение «актуального состояния» межличностных отношений взаимодействующих субъектов.
  2. Выявление существующих проблем в межличностных отношениях взаимодействующих субъектов.
  3. Выявление в рамках образовательного процесса ситуаций, несущих в себе реальную или потенциальную угрозу гармоничности отношений взаимодействующих субъектов.
  4. Предупреждение дисгармонии межличностных отношений взаимодействующих субъектов.
  5. Предотвращение дисгармонии межличностных отношений взаимодействующих субъектов.
  6. Преодоление дисгармонии межличностных отношений взаимодействующих субъектов.

Модель профилактики, представленная на рисунке 1, состоит из трех частей: диагностической, консультативной и развивающе-коррекционной (психологической помощи субъектам образовательного процесса). Представленную модель правомерно использовать в рамках первичной профилактики (предполагает заботу о психологическом здоровье и выявление личностных ресурсов субъектов отношений); вторичной профилактики (раннее выявление трудностей и проблем в межличностных отношениях); третичной профилактики (психологической помощи субъектам образовательного процесса – психокоррекционной и психотерапевтической – в преодолении дисгармонии отношений).

Рис.1. Модель профилактики дисгармонии межличностных отношений 
Рис.1. Модель профилактики дисгармонии межличностных отношений Диагностическая часть.

Комплексная диагностика дисгармонии отношений осуществляется по следующей схеме.

1) запрос к психологу (психодиагносту) от субъекта (субъектов), обусловленный переживанием неудовлетворенности межличностными отношениями. В терминологии Э.Г. Эйдемиллера и соавторов это обозначено как феномен «тлеющей» неудовлетворенности, это плохо осознаваемая, относительная неудовлетворенность межличностными отношениями. Речь идет о какой-то второстепенной в объективном плане проблеме, которая разрастается до масштабов, серьезно снижающих удовлетворенность взаимоотношениями. С помощью этой проблемы и особенно резко преувеличенной еѐ значимости индивид (в нашем случае это субъект образовательного процесса) получает возможность сам себе объяснить смутно ощущаемую им неудовлетворенность, вызываемую на самом деле не данной проблемой, а совокупностью взаимоотношений [10].

2) выявление возможных «проблемных зон» – причин дисгармоничности отношений. Используется анкета «Причины неудовлетворенности отношениями» и методика «Определение социально-психологической дистанции». Особое внимание уделяется сравнению количественных показателей, получаемых по тому или иному параметру используемых психодиагностических методик в рамках каждой обследованной диады. При этом наиболее информативным является расхождение в получаемых количественных оценках. Именно это и будет «проблемной зоной» в межличностных отношениях.

Консультативная часть. Основной целью является получение информации о формах, структуре, развитии межличностных отношений, а также роли социально-психологической поддержки в установлении и поддержании гармонии в них. В конечном счете это приведет к более полному осознанию и пониманию «проблемных зон» в своих отношениях взаимодействующими субъектами.

Консультативная часть. Консультирование есть процесс, при котором человек, берущий на себя регулярно или временно роль консультанта, открыто и определенно предлагает и соглашается посвятить свое время, внимание и уважение другому человеку или людям, которые временно будут в роли его клиентов (Британская ассоциация консультирования). Задача консультанта заключается в том, чтобы дать клиенту возможность исследовать, обнаружить и прояснить источники и пути, которые позволят ему жить более плодотворно и двигаться в сторону лучшего самочувствия.

Основная цель консультирования – предотвращение, т.е. устранение реальных (актуальных) и потенциальных (возможных) факторов риска возникновения дисгармонии отношений.

Развивающе-коррекционная часть. Представляет собой преодоление, т.е. психологическую помощь, в том числе и самопомощь по гармонизации межличностных отношений субъектов образовательного процесса. Помощь, которую должен оказывать психолог-консультант, предполагает активизацию внутренних ресурсов субъектов образовательного процесса для того, чтобы они сами могли справиться со своей проблемой, имеющейся в межличностных отношениях друг с другом.

Обобщая описанное, отметим, что в основе психологической помощи значительную роль играют сами взаимодействующие субъекты, психолог выступает при этом лишь в роли «катализатора». Соответственно психологическая помощь предполагает элемент самопомощи. Данная часть включает в себя следующие направления работы:

  • развитие «приближающих» личностных характеристик взаимодействующих субъектов, способствующих установлению гармоничных отношений, и коррекцию «отдаляющих» личностных характеристик;
  • развитие навыков гибкого построения дистанции взаимодействующими субъектами как основы гармонии отношений между ними;
  • развитее умений выстраивать межличностные отношения, в основе которых лежит доверие и понимание субъектами друг друга, благоприятный чувственный тон;
  • развитие у взаимодействующих субъектов навыков конструктивного взаимодействия в разных сферах: профессиональной, семейной, сфере увлечений, сфере общественной жизни и обучения, образования;
  • развитие взаимодействующими субъектами навыков прогнозирования возможных «проблемных» зон в отношениях;
  • повышение общей психологической культуры взаимодействующих субъектов – получение знаний в области психологии межличностных отношений; осознание своей роли и роли партнера в установлении и поддержании гармоничных отношений;
  • коррекция «интеракционной» зависимости и патологической созависимости взаимодействующих субъектов в случае еѐ выявления в ходе ранней психологической диагностики.

Таким образом, гармонизация межличностных отношений взаимодействующих субъектов должна осуществляться системно – на основе комплексной диагностики и профилактики, предполагающей предупреждение, предотвращение и преодоление трудностей и проблем в отношениях. Это в конечном счете приведет к психологическому здоровью и благополучию взаимодействующих субъектов, что, на наш взгляд, может позитивно отразиться на качестве жизни в целом.

Дальнейшее изучение проблемы гармонии и дисгармонии межличностных отношений субъектов образовательного процесса, обусловленной социально-психологической дистанцией между ними, расширит имеющиеся в педагогической психологии представления о специфике межличностных отношений и взаимоотношений, а также об их регуляции.

Своевременная диагностика гармонии и дисгармонии позволяет более гибко регулировать межличностные отношения между взаимодействующими субъектами образовательного процесса, способствует созданию благоприятных, удовлетворяющих отношений между ними, предотвращению конфликтов, с целью обеспечения более комфортного самочувствия и повышению эффективности процессов обучения и воспитания.

Литература

  1. Духновский С.В. Субъективная оценка межличностных отношений. Руководство по применению. СПб.: Речь, 2006. 54 с.
  2. Духновский С.В. Шкала субъективного переживания одиночества. Руководство. Ярославль: НПЦ «психодиагностика», 2008 17 с.
  3. Духновский С.В., Овчарова Р.В. Гармония и дисгармония межличностных отношений субъектов образовательного процесса. Теоретические и эмпирические основы: монография. Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2012. 277 с.
  4. Духновский С.В. Гармония и дисгармония межличностных отношений субъектов образовательного процесса: дис. …д-ра психол. наук. Екатеринбург, 2013. 391 с.
  5. Духновский С.В. Психология отношений личности: монография. Курган, Изд-во Курганского гос. ун-та, 2014. 380 с.
  6. Духновский С.В. Программное средство «Тест-ППК» – Психологическая диагностика переживания кризиса личностью. М: ФГНУ ИНИПИ РАО, ОФЭРНиО № 21313 от 02.11.2015.
  7. Духновский С.В. Психология личности и деятельности педагога: учебное пособие. М.: РИОР: ИНФРА-М, 2016. 300 с.
  8. Нормы профессиональной этики для разработчиков и пользователей психодиагностических методик. Стандартные требования к психологическим тестам. Ярославль: НПЦ «психодиагностика», 1998.
  9. Фер Р.М., Бакарак В.Р. Психометрика. Введение. Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2010. 445 с.
  10. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия: Учебное пособие для врачей и психологов. СПб.: Речь, 2003. 336 с.

Dukhnovsky S.V. Diagnostics and prevention of disharmony of the interpersonal relations of subjects of educational process

Abstract. In article the problem of diagnostics and prevention of disharmony of the interpersonal relations of subjects of educational process is discussed. It is shown that development of psychodiagnostic system of the harmony directed to multidimensional studying and disharmonies of the interpersonal relations of subjects of educational process, promotes permission of the following contradictions: between need of the description, an explanation and forecasting of harmony disharmony of the interpersonal relations within psychological escort of subjects of educational process and absence theoretically and empirically reasonable concept of this phenomenon which basis the social and psychological distance between them is; between requirement of psychological service of education for reliable psychological tools for complex diagnostics of harmony-disgarmonichnosti of the interpersonal relations and its absence in psychology and pedagogical practice. The author's psychodiagnostic techniques and questionnaires created on a uniform conceptual basis, allowing to estimate mnogomerno degree of a disgarmonichnost of the interpersonal relations of subjects of educational process are presented. A psychodiagnostic complex "value judgment of the interpersonal relations", "A scale of subjective experience of loneliness", a technique "Definition of a social and psychological distance", "Experience of crisis by the personality", questionnaires "The reasons of dissatisfaction with the relations" and "An interpersonal distance" includes a technique. It is established that for receiving fuller and reliable information about the existing human relations it is necessary to use diagnostics of the relations in couple when studying the interpersonal relations of subjects of educational process. It is shown that complex diagnostics, is one of conditions of prevention of disharmony of the interpersonal relations. On the basis of the conducted empirical researches the model of prevention of disharmony of the interpersonal relations of subjects of educational process which consists of three parts is presented: diagnostic, advisory and razvivayushche-correctional. In article it is noted that timely diagnostics of harmony and disharmony allows to govern more flexibly the interpersonal relations between the interacting subjects of educational process, promotes creation of the favorable, satisfying relations between them, conflict prevention, for the purpose of ensuring more comfortable health and to increase in efficiency of processes of training and education.

Keywords: interpersonal relations, harmony and disharmony, psychodiagnostics, prevention, subject, educational process

Автор(ы): 

Дата публикации: 

9 окт 2018

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Индекс: 

Метки: 

    Для цитирования: 

    Духновский C.В. Диагностика и профилактика дисгармонии межличностных отношений субъектов образовательного процесса // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. Материалы I Междунар. науч.-практ. конф. Санкт-Петербург, 10-11 октября 2018 / Под общей редакцией Л.А. Цветковой, Е.Н. Волковой, А.В. Микляевой. В 2-х частях. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2018. – Ч. 2. – 283 с. – С. 221-229. – 0,5 п.л.

    Комментарии

    Добавить комментарий

    CAPTCHA на основе изображений
    Введите код с картинки