Бессознательное

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ

Бессознательное (англ. unconscious) - понятие, обозначающее совокупность психических образований, процессов и механизмов, в функционировании и влиянии которых субъект не отдает себе отчета. Разработка представлений о Б. в психологии была начата З. Фрейдом, который первым обратил внимание на то, что многие человеческие действия, кажущиеся на первый взгляд случайными, обусловлены глубинными мотивами и комплексами, которые сам человек не осознает. Эти мотивы проявляются также в сновидениях, невротических симптомах, продуктах творчества и др. В дальнейшем различные проявления Б. изучались как в прикладной клинической психологии, так и в экспериментальной психологии.

На сегодняшний день выделяются 5 классов проявлений Бессознательное

  1. Неосознаваемые побудители деятельности (мотивы и смысловые установки), которые не осознаются из-за их социальной неприемлемости или рассогласования с др. потребностями, мотивами и установками личности (см. Защита психологическая). Влияние такого рода мотивов и установок может приводить к нарушениям адаптации и психического здоровья личности. Коррекция этих нарушений осуществляется посредством психотерапии, в процессе которой клиент приходит к осознанию конфликтных побуждений и получает возможность их сознательного контроля.
  2. Неосознаваемые механизмы (в частности, механизмы фиксированной установки), обеспечивающие беспрепятственное выполнение привычных поведенческих автоматизмов и стереотипов, применение в соответствующей ситуации имеющихся у субъекта навыков и умений. Лежащие в их основе операции первоначально осознаны; по мере их отработки и автоматизации они перестают осознаваться.
  3. Механизмы и процессы подпорогового восприятия объектов. Объекты, воспринимаемые на этом уровне, не даны в виде образа и не осознаются субъектом, однако они оказывают регулирующее влияние на протекание его деятельности.
  4. Надсознательные явления (неосознаваемые механизмы творческих процессов, результаты которых осознаются как художественные образы, научные открытия, проявления интуиции, вдохновения, творческого озарения и др.).
  5.  Структуры общественного Б. - неосознаваемые языковые, культурные, идеологические и иные схематизмы, мифы и социальные нормы, определяющие мироВосприятие людей, принадлежащих к данной культуре (см. пралогическое мышление).

Неосознаваемый характер функционирования существенной части психического аппарата человека - неизбежное следствие его устройства. Неосознаваемые процессы не требуют контроля со стороны сознания, что позволяет разгрузить его для выполнения др. задач. Вместе с тем возможность осознания (но не постоянная осознанность) движущих человеком мотивов, внутриличностных конфликтов и структур общественного Б. позволяет человеку подняться на более высокую ступень управления своим поведением. (Д.А. Леонтьев)

Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

Бессознательное

  1. совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных явлениями действительности, во влиянии к-рых субъект не отдает себе отчета;
  2. форма психического отражения, в которой образ действительности и отношение к ней субъекта не выступают как предмет специальной рефлексии, составляя нерасчлененное целое.

Бессознательное отличается от сознания тем, что отражаемая им реальность сливается с переживаниями субъекта, его отношениями к миру, поэтому в Б. невозможны произвольный контроль осуществляемых субъектом действий и оценка их результатов. В Б. действительность переживается субъектом через такие формы уподобления, отождествления себя с другими людьми и явлениями, как непосредственное эмоциональное вчувствование, идентификация, эмоциональное заражение, объединение различных явлений в один ряд через сопричастие, а не через выявление логических противоречий и различий между объектами по тем или иным существенным признакам. В Б. зачастую прошлое, настоящее и будущее сосуществуют, объединяясь в каком-либо одном психическом акте (например, в сновидении). Бессознательное находит свое выражение в ранних формах познания ребенком действительности и первобытном мышлении, интуиции, аффектах, панике, гипнозе, сновидениях, привычных действиях, подпороговом восприятии (см. Субсенсорное Восприятие), непроизвольном запоминании и т.д., а также в стремлениях, чувствах и поступках, причины к-рых не осознаются личностью.

Выделяются четыре класса проявлений Б.:

  1. надсознательные явления (см. Надсознательное);
  2. неосознаваемые побудители деятельности (неосознаваемые мотивы и смысловые установки), обусловливаемые имеющим личностный смысл желаемым будущим. Этот класс явлений был обнаружен при исследовании поведения субъекта после выхода его из гипнотического состояния (см. гипноз), в к-ром ему внушалась определенная программа действий (например, зайти в магазин и купить определенную вещь и т.п.). Выполняя заданную программу, человек не мог объяснить причины своего поведения. Пытаясь объяснить природу этих явлений с позиций психоанализа, З. Фрейд ввел термин «динамическое вытеснение Б. ». Под Б. он понимал нереализованные влечения, к-рые из-за конфликта с требованиями социальных норм не допускались в сознание, отчуждались с помощью механизма вытеснения, обнаруживая себя в обмолвках, оговорках, сновидениях и пр. Особенность подобных проявлений Б. состоит в том, что осознание субъектом причинной связи нереализованных влечений с психотравмирующими событиями не приводит к исчезновению переживаний, обусловленных этими влечениями (например, к исчезновению страхов), поскольку осознанное воспринимается субъектом как нечто безличное, чуждое, происходящее не с ним. Эффекты Б. в поведении устраняются в том случае, если вызвавшие их события изживаются личностью совместно с другим человеком (например, в психоаналитическом сеансе) или с другими людьми (психотерапия групповая);
  3. неосознаваемые регуляторы способов выполнения деятельности (операциональные установки и стереотипы автоматизированного поведения), обеспечивающие направленный и устойчивый характер ее протекания. Они лежат в основе регуляции автоматизированных и непроизвольных действий (например, процесса решения задач) и обусловливаются образами неосознанно предвосхищаемых событий и способов действия, опирающимися на прошлый опыт поведения в подобных ситуациях. Они могут осознаваться субъектом, если на пути привычного автоматизированного поведения встречается неожиданное препятствие. Представление о психофизиологических механизмах неосознаваемого автоматизированного поведения разработано Н.А. Бернштейном в концепции уровней построения движения (см. Физиология активности); 
  4. проявления субсенсорного восприятия. Развитие представлений о природе Б., специфике его проявлений, механизмах и функциях в регуляции поведения человека является необходимым условием создания целостной объективной картины психической жизни личности.

Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук

Бессознательное - совокупность психических явлений, процессов и состояний, не осознаваемых субъектом. Б., по П. Жане, рассматривалось как явление, связанное с ослаблением контроля сознания и психической диссоциацией. По З. Фрейду, структура психики включает в себя сознание, предсознание и Б., отделенное от двух предыдущих особой психической инстанцией - цензурой. В Б., как считают последователи З. Фрейда, рождаются неприемлемые для сознания инстинкты, импульсы, которые не пропускаются цензурой, вытесняются ею. Невозможность отреагирования служит причиной возникновения комплексов, лежащих в основе появления психопатологической, в первую очередь невротической, симптоматики. Оставшиеся неотреагированными импульсы проявляются, по З. Фрейду, и в виде описок, обмолвок, ошибок памяти, сновидений. Б., по мнению последователей З. Фрейда, находится в постоянном антагонизме с сознательным, оно не подчиняется каким-либо физиологическим или психологическим законам и познаваемо лишь настолько, насколько мы умеем трактовать его символические проявления, главным образом выводимые из представления о доминирующей роли сексуального фактора в развитии и функционировании человеческой психики.

В психоаналитической литературе с Б. часто отождествляют термин «подсознание», «подсознательное».

В отечественной психологии и психиатрии термину Бессознательное часто противопоставляется понятие о неосознаваемых формах психической (высшей нервной) деятельности.

Отечественная наука не отрицает роли Б. в психической деятельности человека. Изучаются методологические подходы к исследованию проявлений Б. В частности, с этой целью широко привлекается метод изучения установки Д.Н. Узнадзе. Клинический интерес представляет исследование Б. в аспекте изучения механизмов психологической защиты как непосредственной формы его проявления. В качестве материала для изучения Бессознательное привлекается анализ сна, гипноза. Рассматриваются возможности синергизма сознания и Б.

Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

нет значения и толкования слова

Оксфордский толковый словарь по психологии

Бессознательное - у этого термина три модели употребления, и каждая из них имеет формы существительного и прилагательного; первая более или менее неспециальная, вторая теоретическая и третья тесно связана с определенной точкой зрения относительно теорий человеческого состояния. Все три, однако, соотносятся некоторым образом с общим представлением об уровне психики, на котором отсутствует осознание.

  • . Существительное. Состояние, характеризующееся отсутствием осознания, бессознательностью;
  • . Прилагательное. Характеристика индивида в таком состоянии. Эти значения, когда они встречаются в специальной литературе, являются приблизительными эквивалентами тех, которые используются в повседневном языке. То есть они относятся к тому полюсу измерения психического возбуждения, примерами которого могут служить кома, обморок, глубокий сон или результат общей анестезии.
  • . Существительное. Состояние, характеризующееся отсутствием осознания действующих внутренних процессов;
  • . Прилагательное. Характеристика этих внутренних процессов, которые протекают неявным образом, вне сознания.

В то время как, строго говоря, эти два способа употребления охватывают все процессы, происходящие за пределами осознания индивида, обычно подразумеваются когнитивные, эмоциональные и/или мотивационные процессы. Физиологические процессы, естественно происходят в значительной степени без осознавания их человеком, но они редко подразумеваются теми, кто использует этот термин. Обратите внимание, что в способах употребления 1 и 2 термин Бессознательное фактически не был определен. В 1а и 1б он представляет отсутствие осознания; в 2а, 2б он представляет то, что не является сознательным. Этот вид лексикографических трюков не решает проблемы; более подробно об этом см. статьи сознательный и сознание.

Дальнейшее обсуждение этих семантических вопросов см. в статьях невыраженный, имплицитный и осведомленность.

  • За. Существительное. В глубинной психологии, особенно в психоанализе – область психики, содержащая вытесненные функции ид, примитивные импульсы и желания, воспоминания, образы и желания, которые являются слишком тревожащими, чтобы быть принятыми в сознание;
  • 36. Прилагательное. Характеристика этих первобытных, вытесненных желаний, воспоминаний и образов.

Обратите внимание, что Бессознательное (За) считается населенным двумя видами психических явлений, теми, которые когда-то осознавались, но были исключены из сознания, и теми, которые никогда не были осознаваемыми. См. вытеснение (1). Следует различать с предсознательным, областью психики, компоненты которой в данный момент не являются частью сознания человека, но могут быть восстановлены простыми операциями памяти. Обратите внимание, что Фрейд обозначал то, что подразумевается в значении 3 здесь как динамическое Бессознательное, возникающее в результате действия вытеснения, и часто использовал термин описательное Бессознательное для обозначения подсознания, что вызывало бесконечную путаницу.

предметная область термина

Бессознательное ФОРМИРОВАНИЕ ИДЕЙ - см. коллективная вина.

Бессознательное влечение - влечение или потребность ид. См. Бессознательное (3а и 3б).

СОЦИАЛЬНОЕ Бессознательное – понятие, введенное американским психоаналитиком Э. Фроммом (1900-1980) для описания вытесненных сфер и элементов, свойственных большинству членов общества.

Представления Э. Фромма о социальном бессознательном содержались в его работе «Из плена иллюзий» (1962). Он исходил из того, что З. Фрейд обстоятельно рассмотрел природу и способы функционирования индивидуального бессознательного, а также раскрыл такое содержание, которое человек вытесняет в соответствии с индивидуальными обстоятельствами личной жизни. Это нашло отражение как в исследовательской деятельности основателя психоанализа, так и в клинической практике аналитиков, имеющих дело с индивидуальным бессознательным, но не уделяющих внимания тому, что можно назвать социальным бессознательным. Однако, как считал Э. Фромм, без учета и раскрытия социального бессознательного теория и практика психоанализа остаются недостаточно эффективными, поскольку в реальной жизни приходится сталкиваться с такими обстоятельствами, когда общество не позволяет своим членам довести до осознания тот материл, который им вытесняется в целях своего дальнейшего успешного функционирования.

С точки зрения Э. Фромма, было бы ошибкой полагать, что представления З. Фрейда о вытеснении относятся исключительно к индивиду. Цель психоанализа – выявить, раскрыть содержание вытесненного бессознательного и помочь человеку осознать действующие за его спиной силы, вызванные к жизни его собственными переживаниями. Однако переживания могут быть осознанны лишь при условии, что их можно постичь и упорядочить в рамках концептуальной системы, которая сама по себе является результатом общественного развития и работает, по словам Э. Фромма, как «социально обусловленный фильтр». Переживания не могут стать осознанными до тех пор, пока не пройдут сквозь этот фильтр. Поэтому важно понять, как работает социальный фильтр и почему он позволяет одним переживаниям беспрепятственно проходить сквозь него, в то время как другие переживания не допускаются до сознания. В понимании Э. Фромма социальный фильтр состоит из таких частей, как язык, логика и социальные табу, которые не позволяют определенным переживаниям достичь сознания. То, что человек считает правильным и здравым, является не чем иным, как принятым в данном обществе клише. Все, что не подпадает под эти клише, исключается из сознания и остается бессознательным. Таким образом, действенным в жизни человека оказывается социальное Бессознательное, присущее не отдельному индивиду, а большинству членов общества. Другое дело, что «социальное и индивидуальное Бессознательное взаимосвязаны и находятся в постоянном взаимодействии». З. Фрейд понимал, что именно общество принуждает человека к вытеснению его инстинктивных влечений и естественных желаний. Но он не обратил внимания, по мнению Э. Фромма, на социальное вытеснение, которое означает «недопущение осознания социальных противоречий, вызванных обществом страданий, падения авторитета, чувства недомогания и неудовлетворенности и т.д.».

Психоаналитическое видение природы вытеснения способствовало пониманию того, что индивидуальное Бессознательное можно сделать осознанным в определенной степени, даже не прибегая к каким-либо социальным изменениям в обществе. Тем не менее любая попытка устранить вытеснение неизбежно оказывается ограниченной, если она основывается на исключении из рассмотрения социальной сферы. Полное осознание вытесненного возможно только в том случае, если оно «выходит за пределы индивидуальной сферы и включает в себя анализ социального бессознательного». Что касается обнаружения социального бессознательного, то оно предполагает, по убеждению Э. Фромма, понимание социальной динамики и критическую оценку собственного общества с точки зрения универсальных человеческих ценностей. Это означает, что внутренняя интенция психоанализа, отчетливо выраженная в максиме З. Фрейда «Там, где было Оно, должно стать Я», подразумевает «гуманистический социальный критицизм» как предварительное условие реализации данной максимы в ее терапевтическом значении.

УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ Бессознательное - термин Г. Гельмгольца. Здесь слово умозаключение употребляется метафорически, ибо процесс подобен умозаключению лишь по результату, но по природе отличается от умозаключения и проходит бессознательно. Субъект как бы рассуждает - на самом деле подобную работу выполняет неосознаваемый перцептивный процесс. Умозаключения бессознательные происходят при иллюзиях восприятия, когда путем их "использования" Восприятие как бы убеждает себя в том, что именно оно воспринимает, хотя эти "рассуждения" приводят его к неверным выводам. Однако в силу бессознательности этого процесса сознательные усилия не могут повлиять на него: субъект может понимать, что его Восприятие ошибочно, но не может воспринимать иным образом.

ЛИЧНОЕ Бессознательное (Personal unconscious; Per-sonlichcs Unbewusstes) - слой или пласт бессознательного, относящийся непосредственно к самой личности в отличие от коллективного бессознательного. "Личное Бессознательное содержит утраченные воспоминания, вытесненные (намеренно забытые) тягостные представления, так называемые подпороговые (сублиминальные) восприятия, т. в. чувственные перцепции, которые были недостаточно сильны для того, чтобы достичь сознания, и, наконец, содержания, которые еще не созрели для сознания" (ПБ, с. 105-106).

назад в раздел : словарь терминов  /  глоссарий  /  таблица

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки