Австрийская (грацкая) школа

Австрийская (Грацкая) школа

Австрийская (Грацкая) ШКОЛА - группа исследователей (Х. Эренфельс, С. Витасек, В. Бенусси и др.), работавших с 1880-х по 1910-е гг. в основном в Грацком ун-те под руководством философа и психолога А. Мейнонга, основавшего в 1894г. первую в Австрии лабораторию экспериментальной психологии и развивавшего в теоретическом плане идеи своего непосредственного учителя Ф. Брентано. Австрийская школа известна прежде всего теоретико-экспериментальной разработкой поставленной Эренфельсом проблемы целостного сознания.

Именно Эренфельс ввел термин «гештальт-качество» для обозначения целостности психического образа (т.е. несводимости его свойств к сумме свойств составляющих его ощущений) и сознания в целом. В А. ш. были исследованы (в т.ч. экспериментально - на материале оптико-геометрических иллюзий, патологии восприятия) свойства, некоторых целостных психических образований. Тем самым А. ш. подготовила почву для перехода психологии от элементаристской стратегии познания, характерной, напр., для ассоциативной психологии, к целостному подходу, развивавшемуся гештальт-психологией и лейпцигской школой, хотя в целом представители А. ш. не вышли за пределы элементаристского способа познания. Они считали качество целостности («гештальт-качество») - напр. мелодию, форму - еще одним элементом восприятия, присоединяющимся к исходной сумме ощущений как новый элемент - «автоматически» (Эренфельс) или в результате особого «продуктивного» духовного акта (Мейнонг). Отсутствием или наличием такого акта объяснялись В А. ш. отсутствие или возникновение оптико-геометрических иллюзий и особенности восприятия музыки, в частности амузия (Витасек, Бенусси).

Вместе с тем А. ш. поставила проблему др. единиц анализа сознания, нежели в ассоциативной психологии, проблему целостно-образующих факторов и проблему активности субъекта в построении образа (что игнорировали гештальт-психологи), а также внесла свой вклад в разработку проблем восприятия пространства, перцептивных иллюзий, гносеологических и этических вопросов. (Е.Е. Соколова)

Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

Австрийская (Грацская) школа - группа исследователей (Х. Эренфельс, С. Витасек, В. Бенусси и др.), работавших с 80-х гг. XIX в. по 10-е гг. ХХ в. преимущественно в Грацском университете под руководством философа и психолога А. Мейнонга, основавшего первую в Австрии лабораторию экспериментальной психологии в 1894г. и развивавшего в теоретическом плане идеи своего непосредственного учителя Ф. Брентано. А.(Г.) ш. известна прежде всего постановкой и теоретико-экспериментальной разработкой поставленной Х. Эренфельсом проблемы целостности сознания, который ввел в психологическую науку термин «гештальт-качество» для обозначения целостности психического образа (т.е. несводимости его свойств к сумме свойств составляющих его ощущений) и сознания в целом.

Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук

нет значения и толкования слова

Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

нет значения и толкования слова

Оксфордский толковый словарь по психологии

Австрийская школа - группа ранних эмпирических психологов, возглавляемая богословом, философом и психологом Францем Брентано. Основное внимание уделялось скорее актам или процессам сознания, чем содержанию, как у последователей Вундта. Позже это направление развилось в Вюрцбурскую школу и было предвестником функционализма. См. психология акта.

предметная область термина

 

назад в раздел : словарь терминов  /  глоссарий  /  таблица

Тематический указатель: 

Комментарии

Добавить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки