Аутизм

АУТИЗМ

Аутизм (от греч. auto — сам) - термин ввел швейцарский психиатр и психолог Э. Блейлер (1857-1939) для обозначения крайних форм нарушения контактов, ухода от реальности в мир собственных переживаний, где аутистическое мышление подчинено аффективным потребностям, его произвольная организация нарушена. Аутизм традиционно связывается с психическими нарушениями при шизофрении. Термин «Аутизм» употребляется также в неклиническом смысле: для обозначения индивидуальных особенностей человека, состоящих в повышенной ориентации на внутренние переживания и в большей зависимости мысли от аффективных тенденций (по сравнению со среднестатистической нормой) - при сохранности произвольности все это находится в границах нормы.

Ранний детский Аутизм (англ. infantile autism) впервые выделен как отдельный клинический синдром Л. Каннером (1943). В настоящее время рассматривается как первазивное (общее, многостороннее) нарушение, искажение психического развития, обусловленное биологической дефицитарностью ц. н. с. ребенка; выявлена его полиэтиология, полинозология. Р. д. А. отмечается в 4-6 случаях на 10 тыс. детей; чаще встречается у мальчиков (в 4-5 раз чаще, чем у девочек). Основные клинические признаки Р. д. А.:

  1. сам Аутизм как врожденная неспособность ребенка к установлению аффективного контакта, взаимодействия взглядом, мимикой, жестом, причем трудности коммуникации проявляются вне зависимости от интеллектуального уровня ребенка;
  2. стереотипность в поведении, проявляющаяся как сопротивление переменам в окружающем, стереотипные движения и действия, пристрастия, интересы;
  3. необычные реакции на сенсорные раздражители, дискомфорт и сверхочарованность определенными впечатлениями;
  4. нарушения речевого развития в контексте общих нарушений коммуникации вне зависимости от уровня интеллектуального развития ребенка, мутизм более чем в 1/3 случаев, эхолалии, перверзия местоимений, речь штампами, нарушения просодики (интонация, ударения, темп, ритм речи);
  5. особенность психического развития отмечается с раннего возраста, аномалии становятся очевидными до 30 мес.

Период наиболее выраженных проявлений Р. д. а. - со страхами, негативизмом, агрессией, ожесточенной стереотипной аутостимуляцией - возраст 3-5 лет. Позже острота может сглаживаться и на 1-й план выступают нарушения развития, личностная и социальная незрелость. Хотя дети с А. часто проявляют парциальную одаренность в невербальных областях, более 2/3 из них умственно отсталы. Искажение, асинхрония развития психических функций представляет единый узел аффективных и когнитивных проблем ребенка. Необходимы раннее выявление и комплексная медико-психолого-педагогическая коррекция, организация специальной системы помощи людям с последствиями Р. д. а. См. Игровая терапия. (О.С. Никольская)

Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

Аутизм (от греч. auto — сам) - крайняя форма психологического отчуждения, выражающаяся в уходе индивида от контактов с окружающей действительностью и погружении в мир собственных переживаний

Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук

Аутизм (греч. autos - сам) [Bleuler E., 1911] - "Отщепление" от действительности, фиксация на внутренних переживаниях, аффективных комплексах при шизофрении. Под аутизмом понимают изменение отношения больного к людям, уход в себя, отгороженность от внешнего мира, потерю эмоционального контакта с окружающими. Наблюдается, главным образом, при шизофрении, однако описывается и при грезах у психопатических личностей истероидного круга, у психически здоровых в известные периоды жизни, когда логическое отступает на задний план, - например, у фантазирующих детей при отсутствии у них жизненного опыта, необходимого для овладения логическими формами мышления.

Аутизм детский [Kanner L., 1943] - характерны следующие признаки:

  1. нарушение способности устанавливать отношения с людьми с начала жизни;
  2. крайняя отгороженность от внешнего мира с игнорированием раздражителей до тех пор, пока они не становятся болезненными;
  3. недостаточность принятия позы готовности при взятии на руки;
  4. недостаточность коммуникативного пользования речью;
  5. прекрасная механическая память;
  6. эхолалия; 
  7. буквальность в употреблении слов;
  8. извращенное употребление личных местоимений;
  9. нарушение пищеварения на первом году жизни.
  10. ранний страх определенных громких звуков и движущихся объектов;
  11. монотонное повторение звуков и движений;
  12. страх изменений в обстановке (см. Каннера феномен тождества)
  13. однообразие спонтанной активности;
  14. монотонные механические игры с неигровыми предметами;
  15. впечатление хорошего интеллекта благодаря успешности в отдельных навыках и умному выражению лица;
  16. серьезное выражение лица, напряженное в присутствии людей;
  17. хорошее физическое здоровье (см. Кагана симптомы).

Рассматривается как нозологически неспецифический синдром, один из его вариантов может быть отнесен к шизофрении и обычно предшествует манифестация процесса [Вроно М.С., 1971, 1976]. Наряду с этим синдром детского аутизма выделяется при шизоидной психопатии как органический аутизм, парааутистические состояния по типу невротических реакций, а также в связи с экзогенными вредностями в анте- и перинатальном развитии при известной неравномерности и задержке развития в дальнейшем [Каган В.Е., 1981]. См. также Кагана симптомы детского аутизма. Син.: синдром Каннера.

Аутизм судоржный [Boyer J.S., Deschartrette A., 1980] - сочетание детского аутизма с Леннокса-Гасто синдромом. С устранением в процессе лечения эпилептических припадков явления аутизма идут на убыль и отмечается восстановление интеллектуального уровня. Син.: синдром Буайе-Дешатретта.

Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

Аутизм - ослабленные связи с реальностью, отгороженность от внешнего мира, замкнутость. Мышление больного при этом приобретает абстрактный характер и теряет связь с реальной действительностью (аутистическое мышление). Больной живет, замкнувшись в собственном внутреннем, душевном мире. Возможное проявление шизофрении.

Аутизм детский Каннера - нарушение психического развития ребенка, проявляющееся в возрасте до 3 лет. Характерны замкнутость, отсутствие речевого и эмоционального контакта с окружающими, предпочитает одиночество, при этом проводит время за какими то стереотипными занятиями, играми «сам с собой», избегает общения с кем бы то ни было. При этом возможны и неспецифические проявления: фобии, расстройства сна, монотонность и стереотипия двигательных реакций, возможны вспышки раздражения и при этом возможна направленная на себя агрессивность. Может быть ранней стадией шизофрении. В 4 раза чаще встречается у мальчиков. Нередко семейная отягощенность эндогенными психическими заболеваниями.

Описал австрийский психиатр L. Kanner (род. в 1894г.).

Оксфордский толковый словарь по психологии

Аутизм

  1. стремление "уйти в себя"; состояние, при котором мысли, чувства и желания управляются собственным внутренним мироощущением. Обычно употребляется для обозначения патологии. Предполагается, что внутреннее состояние не согласуется с действительностью и что индивид воспринимает все в понятиях фантазий и мечтаний, желаний и надежд, скорее чем в общепринятых понятиях действительности. См. детский аутизм.
  2. Тенденция быть занятым собственными фантазиями и мечтами и получать от этого удовольствие. Это значение отличается от значения 1, потому что здесь не обязательно предполагается патология.
  3. Термин первоначально был предложен Е. Блейлером для обозначения шизофрении. Сейчас эти два понятия больше не являются синонимами. См. детский аутизм для обсуждения этой идеи. Прилагательное – аутистический.

предметная область термина

АУТИЗМ, ДЕТСКИЙ (ИНФАНТИЛЬНЫЙ) - редкий, но серьезный патологический синдром, появляющийся в детстве и характеризующийся замкнутостью, отсутствием готовности к социальным контактам или интереса к другим, серьезными коммуникативными и речевыми расстройствами, неспособностью устанавливать нормальные отношения. Все это часто сопровождается рядом странных реакций на окружающую среду, обычно включая общение с неодушевленными объектами и настойчивое следование заведенному порядку, правилам и единообразию. Обратите внимание, что определение детский означает доречевой период развития, и, следовательно, обычно диагноз этого расстройства устанавливается в возрасте до 30 месяцев. Среди специалистов ведутся серьезные споры относительно детского аутизма. Некоторые утверждают, что термин является общим понятием, в котором несправедливо объединяются несколько похожих, но, возможно, различных расстройств. Эти критики ссылаются на различные сроки излечения, несистематическое наличие травм головного мозга, необязательное развитие эгпь лептических припадков в дальнейшей жизни и на другие факторы, ставящие под вопрос то, что все это является "одной болезнью".

РАННИЙ ДЕТСКИЙ АУТИЗМ (МКБ 299.0) - редкий синдром, который в большинстве случаев присутствует с рождения или начинается в первые 30 мес. Реакции на слуховые и иногда на зрительные раздражители нарушены; понимание речи обычно значительно затруднено. Развитие речи задерживается и, если речь развивается, она характеризуется эхолалией, путаницей местоимений, незрелостью грамматических структур; отсутствует способность употреблять абстрактные термины. Обычно наблюдается расстройство в социальном использовании как устной речи, так и языка жестов. Трудности в социальных взаимоотношениях наиболее заметны в возрасте до 5 лет и включают нарушения в развитии способности смотреть в глаза собеседнику, к совместным играм, а также к появлению социальных привязанностей. Обычно наблюдаются ритуалы, болезненная приверженность неизменному порядку, сопротивление любым изменениям, привязанность к необычным предметам и стереотипный характер игры. Способность к абстрактному или символическому мышлению и творческим играм снижена. Уровень интеллекта колеблется от сильно сниженного до нормального и выше. Обычно задания, требующие механического запоминания или зрительно-пространственных способностей, выполняются лучше, чем задания, требующие абстрактного мышления или лингвистических способностей [MDG]. Причиной этого нарушения, возможно, является биологически основанная форма когнитивного дефекта, влияющего на развитие речи. Прогноз, как правило, неблагоприятный и касается прежде всего уровня интеллекта. Примечание. Синдром впервые описан Каннером в 1943г., который представил картину большей части проявлений данного состояния. Синонимы: детский аутизм; синдром Каннера; детский психоз (не рекомендуется).

АУТИЗМ ДЕТСКИЙ РАННИЙ - клинический синдром, впервые описанный Л. Каннером в 1943 г. Его основные признаки: 1) врожденная неспособность ребенка к установлению аффективного контакта посредством взгляда, мимики и жестов, причем не обусловленная низким интеллектуальным уровнем; 2) стереотипность поведения; 3) необычные реакции на раздражители; 4) нарушения развития речевого; 5) раннее проявление (до 30-го месяца жизни). Особенно ярко аутизм проявляется в возрасте 3 - 5 лет. Сопровождается страхами, негативизмом, агрессией. Далее острый период сменяется нарушениями развития интеллектуального и личностного.

Детский АУТИЗМ (см. также Аутизм) - ранний детский аутизм (англ. infantile autism), впервые выделен как отдельный клинический синдром Л. Каннером (1943). В настоящее время рассматривается как первазивное (общее, многостороннее) нарушение, искажение психического развития, обусловленное биологической дефицитарностью ц.н.с. ребенка; выявлена его полиэтиология, полинозология. Р.д.а отмечается в 4-6 случаях на 10 тыс. детей; чаще встречается у мальчиков (в 4-5 раз чаще, чем у девочек.). Основными признаками Р.д.а. являются врожденная неспособность ребенка к установлению аффективного контакта, стереотипность в поведении, необычные реакции на сенсорные раздражители, нарушение речевого развития, раннее начало (до 30-го месяца жизни).

АУТИЗМ, АТИПИЧНЫЙ - любой случай заболевания аутизмом, не отвечающий стандартным критериям этого расстройства, при котором симптомы впервые появляются в необычно позднем возрасте или симптоматика атипично или слабо проявляется.

назад в раздел : словарь терминов  /  глоссарий  /  таблица

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки