Аудитория

АУДИТОРИЯ

Аудитория (от лат. audire — слышать)

  1. Учебное помещение для проведения лекций, семинаров и т.д.
  2. Слушатели лекции, доклада, сообщения. В этом значении аудитория чаще всего обозначает малую группу, физически присутствующую в данном помещении и непосредственно воспринимающую обращенное к ней сообщение, что подразумевает:
    а) возможность личного взаимодействия между адресантом (учителем, лектором, докладчиком) и аудитория как группой адресатов;
    б) определенное пространственное размещение членов группы относительно коммуникатора и друг друга.
    Пространственная организация (см. Проксемика) связана с целями и задачами взаимодействия коммуникатора с коммуникантами, традициями и стилем общения между ними, а также числом людей, составляющих А. Принято выделять 2 принципиальные схемы размещения: А. прямоугольную (служащую разобщению адресатов и фокусированию их внимания на адресанте) и круговую (способствующую паритетности взаимодействия и активизации А.), а также целый ряд промежуточных форм, в т.ч. круговую сомкнутую, круговую разобщенную, трапециевидную, при которой небольшая часть А. размещается в непосредственной близости от коммуникатора. Роль пространственной организации А. важна, но не определяющая, и ее не стоит переоценивать. Такие факторы, как знакомство людей в аудитории друг с другом, их самооценки, предшествующий опыт, отношение к адресанту, совпадение - несовпадение их интересов и ценностей, значимость и актуальность предмета обсуждения, играют гораздо более серьезную роль. А. м. б. активной или пассивной; настроенной дружески, враждебно или равнодушно по отношению к адресанту или теме его сообщения; восприимчивой (рецептивной) или сопротивляющейся.
  3. Слушатели радио и зрители телепередач. В этом случае аудитория не является реальной группой: ее члены м. б. разделены не только пространством, но и временем (при трансляции передач на разные регионы или при повторе передач). Имеет смысл выделять:
    а) непосредственную А. (люди, которые в данный момент времени слушают или смотрят данный выпуск данной передачи);
    б) постоянную А. (круг людей, которые обычно слушают или смотрят данную передачу) и
    в) потенциальную А. (те люди, которые, по замыслу авторов передачи, будут заинтересованы в ней).
  4. В особом смысле аудитория - приверженцы, сторонники, фанаты к.-л. публичного лица (деятеля искусств, политика, спортсмена). (И.А. Мещерякова)

Словарь практического психолога. С.Ю. Головин

Аудитория - в психологии - группа, воспринимающая речь. Обычно - пространственно размещенная группа малая, объединенная взаимодействием с коммуникатором в ходе восприятия речевого сообщения. Пространственное размещение членов группы связано с их количеством.

Традиционно различают "прямоугольную" и "круговую" схемы размещения. Частный случай прямоугольного размещения - трапецеидальное: несколько меньшее число слушателей располагается непосредственно перед коммуникатором. Различие схем размещения отражает возможную динамику процесса общения. При круговом расположении - типа "круглого стола" - слушатели общаются друг с другом, видя реакцию всех на свои сообщения. При прямоугольном размещении внимание членов группы сосредоточено на коммуникаторе.

аудитория средств массовой коммуникации разобщена, анонимна и в принципе более внушаема (-> внушение); в сущности, она образована совокупностью групп малых.

Психология общения. Энциклопедический словарь. А.А. Бодалева

Аудитория (лат. auditoria от audire - слушать)

  1. помещение в вузах, где проводятся занятия;
  2. социокультурная общность слушателей публичного выступления (лекции, доклада, концерта, спектакля и т.п.);
  3. социокультурная общность потребителей СМИ - читателей книг, газет, журналов; слушателей радио, звукозаписи; зрителей кино, ТВ, видеозаписи; пользователей Интернета и др.

слово «аудитория» пришло в рус. язык в сер. XVIII в. и сначала использовалось только в 1-м значении. С конца XVIII в. получило распространение 2-е значение, со 2-й пол. XIX в. - 3-е. Лит.: Шариков А.В. Ритмы городской телеаудитории России. М., 1997; Он же. Темпоральные закономерности городской телевизионной аудитории России (опыт мониторинговых исследований) // Мир России. 1997. №1. А.В. Шариков

Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

нет значения и толкования слова

Оксфордский толковый словарь по психологии

нет значения и толкования слова

предметная область термина

 

назад в раздел : словарь терминов  /  глоссарий  /  таблица

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки