Аттитюд

АТТИТЮД

Аттитюд (аттитьюд; англ., фр. attitude) - широко используемый в разных областях термин. Этимологию обычно усматривают во фр. attitude - поза или в лат. aptitudo - пригодность, соответствие (см. Тесты способностей).

  1. В балете - одна из основных поз классического танца.
  2. В медицине - позиция тела или поза, особенно связанная с конечностями.
  3. В этологии и сравнительной психологии этот термин используется в смысле: а) готовности к определенным движения и б) выражения «намерения» совершить определенные движения (интенционные действия); напр., животное, припавшее к земле для нападения, может описываться как «обладающее А. к атаке».
  4. В традиционной психологии личности А. рассматривался как некая внутренняя аффективная ориентация (преднастройка), зависящая прежде всего от прошлого опыта, которая могла бы объяснять действия личности.
  5. В обиход социальных наук термин аттитюд был введен У. Томасом и Ф. Знанецким в их 5-томном исследовании «Польский крестьянин в Европе и Америке» (1918-1920). Эти авторы понимали аттитюд как предрасположенность (стремление) личности к определенным групповым ценностям (деньгам, славе, близким и чужим людям и пр.), детерминирующим социально принятые формы поведения (см. Ценностные ориентации). 
  6. В социальной психологии аттитюд - предрасположенность (склонность) субъекта к совершению определенного социального поведения; при этом предполагается, что А. имеет сложную структуру и включает в себя ряд компонентов: предрасположенность воспринимать, оценивать, осознавать и, как итог, действовать относительно данного социального объекта (явления) определенным образом. Однако использование термина во многом зависит от теоретического уклона автора (еще в 1935г. Г. Оллпорт насчитал 17 дефиниций А.). 

Следует заметить, что многие понятия и дефиниции, использующие определение «социальный» (напр., социальные нормы, социальные стереотипы или социальные роли) отличаются высокой неоднозначностью. Иногда А. понимается как устойчивое эмоционально насыщенное представление (мнение) о чем-либо, что близко к пониманию комплекса, которое предложил К. Юнг. Принципиальное отличие состоит в том, что в качестве представления в А. обычно выступает стереотип (обобщенное представление), а эмоциональной составляющей является обобщенное чувство.

Принято выделять 4 потенциальные функции А.:

  1. социально приспособительную (утилитарную, адаптивную, инструментальную): мы действуем в соответствии с определенными А., потому что в данной среде нам это выгодно, приносит пользу; 
  2. когнитивную: А. упрощают нашу ориентацию в мире, позволяют легко категоризировать и оценивать происходящие события;
  3. выражения (экспрессивно-оценочную): проявляясь в мнениях и поведении, А. способствует самовыражению личности;
  4. психологической защиты: А. предохраняют личность от внутренних конфликтов, поддерживают самооценку.

В 1942г. М. Смит разработал т.н. 3-компонентную структуру А., выделив: а) когнитивный (осознание объекта А., выражаемое обычно в убеждении или мнении, нередко основанном на социальном стереотипе); б) аффективный (эмоциональная оценка объекта А., переживание симпатии или антипатии к нему, что тоже м. б. продиктовано стереотипом); в) поведенческий (конативный, отражающий диспозицию к действию) компоненты. Многими эмпирическими исследованиями обнаружена возможность рассогласования как между отдельными компонентами А., так и между А. и реальным поведением. Так, Ричард Ла Пьер (LaPier, 1933) выявил у 90% исследованных владельцев ресторанов и отелей явно выраженный негативный А. относительно обслуживания китайцев, что практически в 100% случаев противоречило реальному их поведению (т. н. парадокс Ла Пьера). Н. Рокич усложнил структуру А., предположив одновременное существование 2 А., каждый из которых может актуализироваться в данный момент времени - на объект и на ситуацию. Проблема конгруэнтности А. и поведения выходит за рамки академической вследствие надежд на прогнозирование поведения с помощью А. Однако эти надежды оправдываются только при т.н. легкодоступных А. (Р. Фазио, К. Уильямс) - т.е. тех, что легко актуализируются и приходят в голову. Считается, что легкодоступные А., модифицируя когнитивную интерпретацию социальной ситуаций, в конечном счете определяют поведение индивида. Причина устойчивого интереса к проблеме А. коренится в понимании А. как необходимого условия поведения, что превращает целенаправленное формирование и изменение А. в потенциальный ключ к контролю за поведением.

Нет и, очевидно, не м. б. данных о «среднем» количестве А. у среднестатистического человека: в сущности, любой «социальный» объект, с которым индивид вступает во взаимодействие, может продуцировать возникновение А. Совокупность А. человека, взаимосвязанных между собой и отличающихся от др. его А., называют кластером А. Кроме того, кластером А. также называют некоторое множество родственных А. членов к.-л. группы, которые показывают сильную ковариацию: высокие (низкие) показатели по одному А. внутри кластера сопровождаются высокими (низкими) показателями по др.

В сов. социальной психологии термин А. использовался как син. термина «социальная установка», что создавало некоторые сложности и требовало разграничения с понятием установки, разрабатывавшимся в рамках общей психологии, напр., в школе Д.Н. Узнадзе. Основные различия касаются самого объекта установки, возможности ее осознания, наличия или отсутствия знакового опосредствования. В.Я. Ядов предложил иерархическую диспозиционную модель, в которой аттитюд (как фиксированная социальная установка) помещается на уровне между элементарными фиксированными установками (в понимании Узнадзе) и 2 более высокими уровнями: базовыми социальными установками (в которых фиксируется общая направленность интересов личности) и ценностными ориентациями. См. также Аттитюда изменение. (И.А. Мещерякова)

Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

Аттитюд (от франц. attitude — поза) - см. Установка.

Большая энциклопедия по психиатрии. Жмуров В.А.

Аттитюд (фр. attitude - поза; пригодность) - готовность совершать определённые действия. Включает, согласно данным разных исследователей (Н. Тернстоун, М. Смит и др.), такие компонеты:

  1. познавательный (убеждение, которого человек сознательно придерживается),
  2. эмоциональный (чувства, связанные с этим убеждением),
  3. оценочный (положительная или отрицательная оценка того, что содержит это убеждение) и
  4. поведенческий или конативный (предрасположенность к действию).

После открытия парадокса Лапьера, согласно которому реальное поведение человека не строится в соответствии с аттитюдами, интерес к проблеме аттитюда значительно снизился. Синоним: Установка. См. Узнадзе теория установки.

Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

нет значения и толкования слова

Оксфордский толковый словарь по психологии

Аттитюд (УСТАНОВКА, СОЦИАЛЬНАЯ) - психология регулярно сталкивается с трудностями, связанными с определениями, но самые большие проблемы возникают, когда термин подобно этому используется для выражения понятия, имеющего фундаментальное значение для объяснения человеческого поведения, и значение это оказывается более широким, чем предполагали те, кто вводил этот термин. А именно:

  1. Термин образован от латинского "aptitudo", что означает "пригодность". Таким образом, первоначально он употреблялся в отношении пригодности, способности кого-либо выполнять какую-то деятельность или решать какие-то задачи.
  2. В этологии и сравнительной психологии этот термин употребляется для обозначения преднамеренного действия, так что о припавшем к земле животном можно сказать, что у него "установка на нападение".
  3. В традиционных теориях личности и социальной психологии понятие аттитюда первоначально выполняло скорее объяснительную роль, чем просто описательную. То есть атти-тюд рассматривался как некоторая внутренняя эмоциональная ориентация, которая позволяла объяснить действия человека. Это значение в основном представляет собой расширение значения 2, но его современное использование обычно включает в себя несколько компонентов, а именно: познавательный (убеждение или мнение, которого кто-то сознательно придерживается); эмоциональный (эмоциональный тон или чувство); оценочный (положительная или отрицательная оценки); конативный или поведенческий (предрасположенность к действию). Ведутся дискуссии о том, какой из этих компонентов следует считать более (или менее) важным. Представители когнитивных теорий обычно утверждают, что основным является базовое убеждение, сторонники бихевиоризма сосредоточивают свое внимание на конативном аспекте (иногда слишком радикально, см. 4), и большинство других исследователей предполагает, что решающую роль играет комбинация эмоциональных и оценочных компонентов. То, как именно термин используется в современной психологической литературе, в значительной степени зависит от теоретических позиций автора.
  4. Тенденция к какой-то реакции. Здесь предполагается, что это понятие должно быть лишено той размытости, которая наблюдается в использованиях значения 3, и что сделать это можно путем его операционализации, аттитюд рассматривается как нечто, о чем можно делать выводы, только исходя из наблюдаемого поведения.

предметная область термина

 

назад в раздел : словарь терминов  /  глоссарий  /  таблица

Гость
вт, 08/11/2016 - 19:14
Убедительно!

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки