Юношеский возраст. Родительское собрание

Материал для родительского собрания.

Юношеский возраст: особенности социальной ситуации развития. Перспективы и проблемы.

«Не думайте, что вы воспитываете ребёнка
только тогда, когда с ним разговариваете, или
поучаете его, или приказываете ему.

Вы воспитываете его в каждый момент вашей
жизни, даже тогда, когда вас нет дома».

А.С.Макаренко

Цель:

  • повышение уровня психологической компетентности родителей, расширение представления об особенностях подросткового возраста, методах выхода из конфликтных ситуаций.

Задачи:

  • Выявить особенности взаимоотношений между ребенком и родителями;
  • Оказать помощь родителям в преодолении затруднений в общении с детьми - подростками;
  • Побудить родителей и детей к совместному проведению досуга - одного из составляющий здорового образа жизни;
  • Выработать рекомендации для родителей и учащихся по взаимоотношениям.

Данное родительское собрание является очень важным в работе классного руководителя с родителями старшеклассников. Это связано в первую очередь с тем, что многие старшеклассники, стоящие перед самостоятельным выбором дальнейшего пути, именно в 10-м классе более всего подвержены сомнениям, раздираемы внутренними противоречиями, страхами перед будущим выбором своего пути.

Современный старшеклассник – продукт современной жизни, он сложен, интересен, противоречив. В старшем школьном возрасте завершается физическое созревание индивида. возраст от 15 до 18 лет принято считать периодом ранней юности. Каковы же психологические особенности подростков в данный возрастной период?

Физическое и психическое развитие гармонизируется, в отличие от подросткового периода, основной чертой которого была неравномерность развития.

Центральным процессом юности, по Э. Эриксону, является формирование личностной идентичности, чувства преемственности, единства, открытие собственного “Я”.

Мышление старшего школьника приобретает личностный, эмоциональный характер. Как пишет Л.И. Божович, интеллектуальная деятельность здесь приобретает особую аффективную окраску, связанную с самоопределением старшего школьника и его стремлением к выработке своего мировоззрения. Именно это аффективное стремление создает своеобразие мышления в старшем школьном возрасте.

самосознание юношей и девушек преимущественно устремлено в будущее. Этот возраст полон романтизма и в то же время опасений, как сложится жизнь в будущем.

Приобретение знаний связывается с планами на будущее. Молодые люди ищут себя через различные роли, перспективы соотносятся с собственными возможностями.

В эмоциональной сфере юношей сохраняется повышенная ранимость, чувствительность сменяется депрессией.

Для юношей, как и для подростков, по-прежнему чрезвычайно значимо общение со сверстниками.

Меняются взаимоотношения с взрослыми. Если желание видеть в своих родителях друзей, советников не удовлетворяется, еще больше возрастает стремление найти друга или подругу.

Одновременно старший школьный возраст не лишен трудностей и конфликтов. Это касается в первую очередь несоответствия между физической и психической зрелостью учащихся и их социальным статусом. Старшеклассник, достигший физической зрелости и по интеллектуальному развитию иногда превышающий своих наставников, находится на содержании у родителей, он имеет фактически те же права и обязанности что и любой школьник другого возраста, его деятельность жестко регламентирована взрослыми, а возможности проявления инициативы во многом ограничены современными формами школьной жизни.

В выпускном классе дети сосредотачиваются на профессиональном самоопределении. Оно предполагает самоограничение, отказ от подростковых фантазий, в которых ребенок мог стать представителем любой, самой привлекательной профессии. Старшекласснику приходится ориентироваться в различных профессиях, что совсем не просто, поскольку в основе отношения к профессии лежит не свой собственный, а чужой опыт – сведения, полученные от родителей, друзей и т.д.

Для подростков характерна полярность психики:

  • Целеустремленность, настойчивость и импульсивность,
  • Неустойчивость может смениться апатией, отсутствие стремлений и желаний что-либо делать,
  • Повышенная самоуверенность, безаппеляционность в суждениях быстро сменяется ранимостью и неуверенностью в себе;
  • Потребность в общении сменяется желанием уединиться;
  • Развязность в поведении порой сочетается с застенчивостью;
  • Романтические настроения нередко граничат с цинизмом, расчетливостью;
  • Нежность, ласковость бывают на фоне недетской жестокости. Родители часто становятся не помощниками и не друзьями своим детям. Они в мечтаниях и установках на собственного ребенка создают идеализированный образ подростка и его дальнейшего пути. Но, столкнувшись в жизни с реальными возможностями ребенка, с его отношением к своему будущему, родительские радужные перспективы рассыпаются как карточный домик, и наступает «эра конфликтов».
    Родители и дети воюют по поводу и без повода, каждый доказывает свою правоту и каждый по-своему прав. Именно на этот период времени попадает самое большое обращение родителей к учителям, психологам и другим людям за помощью в разрешении конфликтной ситуации.

Причины конфликтов родителей с подростками.

Подростки в конфликте:

  1. Кризис переходного возраста:
  2. стремление к самостоятельности и самоопределению;
  3. Требование большей автономии во всем — от одежды до помещения;
  4. Привычка к конфликту, воспитанная поведением взрослых в семье;
  5. Бравирование подростка своими правами перед сверстниками и авторитетными дня него людьми.

Родители в конфликте:

  1. Нежелание признавать, что ребенок стал взрослым;
  2. Боязнь выпустить ребенка из гнезда, неверие в его силы;
  3. Проецирование поведения ребенка на себя в его возрасте;
  4. Борьба за собственную власть и авторитетность;
  5. Отсутствие понимания между взрослыми в воспитании ребенка;
  6. Неподтверждение родительских ожиданий.

Ваши дети вступили в сложную пору взросления. Для них умение организовать свое свободное время - завтрашний характер, а значит- судьба. Научатся они управлять своим временем сегодня, значит - научатся завтра управлять своей судьбой.

Условия проведения детьми свободного времени за последние десятилетия изменились во всех развитых странах мира. В связи с повышением мобильности населения и бурным развитием средств массовой коммуникации (прежде всего телевидения) и индивидуального досуга (интернет, компьютерные игры, аудио - музыкальные устройства и др.) существенным образом изменились и отношения между родителями и детьми. Главным «пожирателем» времени и взрослых, и детей стали интернет и телевидение. Родители много времени проводят на работе. В результате непосредственный контакт детей и взрослых сводится к минимуму.

Максимальное время, которое тратят родители на общение с детьми-21 минута. Дети имеют весьма смутное представление о том, как работают их родители, чем увлечены. Даже если они и проводят с родителями вечера - это пребывание рядом, но не вместе. Вам, взрослым, ничего не бывает жалко для ваших детей. Вы отдаете им самое вкусное, одеваете в самое лучшее, защищаете от болезней и опасностей. Однако, это не заменяет им живого человеческого общения с самыми родными им людьми,  дети испытывают значительный дефицит родительского общения, отсюда вытекают многие проблемы и непонимание.

Комментарии

Добавить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки