Влияние детско-родительских отношений на самооценку ребёнка старшего дошкольного возраста

Влияние детско-родительских отношений на самооценку ребенка старшего дошкольного возраста Кутилина Любовь Сергеевна, студент 5 курса Владимирский Государственный Университет.

Изучением самооценки ребенка в дошкольном возрасте занимались многие исследователи, как отечественные, так и зарубежные. Среди них, прежде всего, следует отметить работы И.С. Кона, А.И. Липкиной, В.В. Столина, А.В. Захаровой, У. Джемса, Э. Эриксона, Р. Бернса, Э.Г Эйдемиллер, В. Юстицкис, Д.Б. Эльконин, А.С. Спиваковская, А.Н. Леонтьев, А.Я. Варга, М.И. Лисина и др.

Главной задачей, поставленной в этой дипломной работе, был анализ того, как отношения между детьми и родителями влияют на самооценку ребёнка старшего дошкольного возраста. В первую очередь, актуальность темы работы вызвана тем, что в старшем дошкольном возрасте происходит становление детской самооценки, и именно от неё зависит то, насколько успешным будет ребенок в школьной, а затем уже и взрослой жизни. От самооценки зависит невероятно много: то, насколько комфортно ребенок будет чувствовать себя в школе и то, как он будет взаимодействовать с ровесниками. Самооценка это то, что родители прививают детям с рождения и на протяжении всей жизни, но большая ее часть закладывается именно в старшем дошкольном возрасте. В этот период времени ребенок примеряет на себя новую социальную роль – роль школьника, которому крайне необходимы такие качества, как самоконтроль, умение адекватно воспринимать критику, анализировать различные ситуации и находить решение той или иной проблемы самостоятельно.

В дипломной работе предпринята попытка определить, как и какие именно факторы влияют на формирование самооценки детей старшего дошкольного возраста.

Цель дипломной работы: исследование влияния детско-родительских отношений на формирование самооценки ребенка старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: самооценка ребенка старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: влияние детско-родительских отношений на формирование самооценки детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза: качество детско-родительских отношений влияют на уровень и адекватность самооценки старшего дошкольника.

Задачи исследования: 1) изучить существующий материал на тему влияния детско-родительских отношений на развитие самооценки ребенка; 2) подобрать методическое обеспечение исследования; 3) анализировать полученные экспериментальные данные; 4) разработать рекомендации.

В своем исследовании мы опирались на следующие методологические принципы: по А.В. Захаровой, самооценка является «центральным, ядерным образованием личности, через призму которого, преломляются и опосредуются все линии психического развития ребенка, в том числе становление его личности и индивидуальности» [11]. И.С. Кон понимает самооценку как когнитивную подструктуру, функция которой заключается в обобщении прошлого опыта личности и структурировании новой информации о «Я», то есть фиксировании знания субъекта о себе [17]. По определению психолога В.В. Столина, самооценка это «сознание собственной идентичности независимо от меняющихся условий среды» [7].

Методологическая основа исследования:

1. Принцип единства сознания и деятельности. Данный принцип вытекает из общенаучного принципа системности. Он сформулирован С.Л. Рубинштейном, А.Н. Леонтьевым и Л.С. Выготским. Данный принцип констатирует взаимосвязь и взаимообусловленность сознания и деятельности: сознание, с одной стороны, формируется, с другой – проявляется в деятельности. Принцип единства, согласно которому самооценка в нашем понимании формируется исходя из сочетания субъективных (притязания, цели, ценности и т.д.) и объективных (действия и поступки, результаты деятельности и т.д.) факторов.

2. Принцип социально-психологического детерминизма. Принцип психологического детерминизма сформулирован С.Л. Рубинштейном и А.Н. Леонтьевым и преобразует общенаучный принцип детерминизма применительно к психологической науке: внешнее воздействие преломляется через психику человека и только после этого влияет на его реакции и поведение. Он предполагает причинно-следственную связь между психологическими явлениями и внешними социально-психологическими воздействиями, преломленными через психику человека. Данный принцип обуславливает формирование самооценки исходя из множества факторов социального характера.

3. Принцип соотношения индивидуального и общественного при исследовании социально-психологических явлений. Индивидуальный уровень, человек как существо уникальное и не зависящее от других и социальный уровень, человек как представитель сообщества. В рамках данного принципа, мы понимаем самооценку как динамический феномен, способную изменяться в ходе социального взаимодействия и внешних оценок.

Для решения поставленных задач в дипломной работе использованы следующие методы исследования:

  1. Теоретический анализ литературы по проблеме исследования.
  2. Эмпирические методы исследования (тестирование, проективный метод).
  3. Метод математической обработки данных.

Методики исследования:

  1. Опросник «Анализ семейных взаимоотношений» Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В., вариант для родителей детей от 3 до 10 лет.
  2. «Детский апперцептивный тест» Леопольд и Соня Беллак, вариант для детей от 3 до 10 лет.
  3. Методика «Лесенка» В.Г. Щур.

Практическая значимость исследования: предложенные методики помогут воспитателям и родителям определить самооценку у детей старшего дошкольного возраста, а так же изучить влияние родителей в воспитании ребенка и поиск ошибок в родительском воспитании. В работе показано значение формирования самооценки ребенка старшего дошкольного возраста. Разработанные методические рекомендации могут быть полезными для воспитателей и родителей для воспитания гармоничной личности.

Экспериментальная база: МДОУ № 55 города Коврова Владимирской области. Подготовительные группы детей (5,5 –7 летнего возраста). В исследовании участвовали 30 детей и их родители (25 отцов и 30 матерей). В любом периоде жизни ребенка родители являются для него примером как личности. Эта взаимосвязь имеет огромное значение для ребенка, так как влияет на формирование характера, жизненных позиций, на его поведение, отношение к людям в целом и, конечно же, на формирование его личности.

Исследование проводилось в три этапа. На первом этапе исследования изучалась научная литература, проводился подбор методик, позволяющих выявить специфику детско-родительских отношений и самооценки у старших дошкольников. Анализ научно-методической литературы позволил определить научные представления и тенденции по проблеме дипломной работы, сформулировать гипотезу, цель, задачи и методы исследования. На втором этапе было проведено исследование, направленное на изучение специфики детско-родительских отношений, а также уровня самооценки старшего дошкольника. На третьем этапе была выявлена взаимосвязь между детско-родительскими отношениями и самооценкой у старших дошкольников.

Гипотеза: качество детско-родительских отношений влияют на уровень и адекватность самооценки старшего дошкольника. Чем лучше взрослые относятся к детям, чем лучше они взаимодействуют между собой, тем выше самооценка у детей старшего дошкольного возраста будет низкой. Исходя из гипотезы исследования о том, что существует влияние детско-родительских отношений и самооценкой у старших дошкольников были разработаны цель и задачи эмпирического исследования. Цель исследования: установить влияние детско-родительских отношений на самооценку старшего школьника.

Исходя из цели исследования, были поставлены частные задачи исследования:

  1. Изучить семейные взаимоотношения на основе опроса родителей детей.
  2. Выяснить особенности восприятия родителей детьми и отношение к ним;
  3. Изучить самооценку детей.
  4. Установить взаимосвязь влияния детско-родительских отношений на самооценку ребенка старшего дошкольного возраста.
  5. Проинтерпретировать полученные результаты и сделать выводы.

В ходе аналитической работы были использованы следующие методики: 1.Опросник «Анализ семейных взаимоотношений» Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В., вариант для родителей детей от 3 до 10 лет. Цель методики: изучение влияния родителей в воспитании ребенка или подростка и поиск ошибок в родительском воспитании. Методика позволяет определить нежелательное, некорректное влияние членов семьи друг на друга, нарушения при выполнении ролей в семье и помехи для ее целостности. Методика включает 130 утверждений, касающихся воспитания детей. В неё заложено 20 шкал. Первые 11 шкал отражают основные стили семейного воспитания; 12, 13, 17 и 18-я шкалы позволяют получить представление о структурно-ролевом аспекте жизнедеятельности семьи, 14-я и 15-я шкалы демонстрируют особенности функционирования системы взаимных влияний, 16, 19-я и 20-я шкалы — работу механизмов семейной интеграции. 2.«Детский апперцептивный тест» Леопольд и Соня Беллак, вариант для детей от 3 до 10 лет.

Цель методики:

  • выявление ведущей потребности и мотивов;
  • определение особенностей восприятия и отношения ребенка к родителям (в том числе к родителям как к супружеской паре);
  • выявление особенностей взаимоотношений ребенка с сиблингами;
  • оценка содержания внутриличностных конфликтов как следствия фрустрации ведущих потребностей ребенка;
  • выявление особенностей защитных механизмов как способов разрешения внутренних конфликтов;
  • оценка агрессивных фантазии, страхов, фобии, тревоги, связанных с ситуациями фрустрации.

Посредством идентификации себя с животными, дети показывают свои желания и отношение к миру. В тесте представлено определенное количество основных ситуаций, которые могут отражать проявление текущих проблем ребенка. Картинки разработаны для получения ответов на основных детских проблем - в частности, проблемы конкуренции братьев и сестер, отношения к родителям и то, какими они воспринимаются, фантазии ребенка об агрессии, о принятии взрослого мира, о его страхе остаться одному, о поведении, касающемся туалета и родительские реакции на это. Тест предназначен для обследования детей в возрасте от 3 до 10 лет. Время проведения теста - 30-40 мин. 3.Тест «Лесенка».

Цель методики: изучение самооценки детей. Данный тест можно использовать с детьми трех лет. По результатам методики выявляется самооценка: завышенная, заниженная и адекватная. Материал: Графическое схематичное изображение лестницы, где нарисованы семь ступеней. В процессе обследования мы учитывали, как ребенок выполняет задание, испытывает ли колебания, долго ли думает над ответом, как аргументирует свой выбор. Если ребенок не давал никаких объяснений, ему задавались уточняющие вопросы: «Почему ты себя сюда поставил? Ты такой всегда?» и т.п. Взаимосвязь детско-родительских отношений и самооценки у старших дошкольников осуществлялось при помощи корреляции Пирсона.

Результаты исследования и их интерпретация

1.Опросник «Анализ семейных взаимоотношений» Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В.

  1. 68% отцов демонстрируют такое Воспитание, при котором ребенок оказывается на периферии внимания родителей, которое можно описать как «до него руки не доходят», мне “не до него”.
  2. 76% демонстрируют высокие оценки по шкале «недостаточность обязанностей», когда ребенок имеет минимальное количество обязанностей в семье.
  3. 64% отцов показали высокие оценки по шкале «недостаточность требований-запретов к ребенку», т.е. отцы показывают ребенку, что ему “все можно”.
  4. 63% матерей отмечается чрезмерность требований (обязанностей).
  5. 73% матерей показали чрезмерность требований-запретов (доминирование).
  6. 83% матерей показали чрезмерность санкций (жестокий стиль воспитания).
  7. 77% матерей были определены минимальность санкций.

2.«Детский апперцептивный тест» Леопольд и Соня Беллак. Потребность в любви и близости родителей отмечается у 23,3% детей. Главным объектом любви ребенка является в первую очередь мать, а потом – отец. Пол ребенка при этом роли не играет. О желании ребенка быть объектом любви, безусловного принятия и симпатии со стороны значимых людей могут свидетельствовали следующие признаки.

Процентное соотношение полученных результатов по данной методике:

  1. 30% - потребность в дружеских и партнерских отношениях с родителями.
  2. 27% - потребность в позитивном исходе ситуации взаимодействия с родителями.
  3. 23% - потребность в любви и близости родителей.
  4. 13% - потребность в доминировании над родителем.
  5. 7% - потребность в отвержении или наказании родителей.

3. Методика «Лесенка» В.Г. Щур На основании проведенной методики были сделаны следующие выводы: нормальная (адекватная) самооценка была выявлена у 14 человек. Два человека поставили себя на вторую ступеньку, не объяснив свой выбор, ещё три человека на человека на вопрос: «Почему ты себя так поставил?», объяснили, что так поставили бы родственники. Остальные дети поставили себя на верхние ступени. На вопрос: «А куда поставили бы тебя мама и папа?», их ответ либо не менялся, либо был сдвиг на одну ступень.

Процентное соотношение полученных данных: 1. Высокий уровень самооценки – 43%. 2. Средний уровень самооценки – 34%. 3. Низкий уровень самооценки – 23%.

Математическая обработка результатов. 1. Корреляционный анализ Пирсона. 1. Для отцов была выявлена значимая связь между самооценкой и шкалой чрезмерность требований. Данная связь отражает следующее: чем больше требований предъявляется к ребенку, тем выше уровень его самооценки. Высокие требования, которые ребенок пытается выполнить, делают его увереннее в себе в своих способностях. 2. В выборке матерей были получены значимые корреляционные связи между самооценкой детей и шкалами гиперпротекция и недостаточность обязанностей. То есть, при гиперпротекции матери, когда они уделяют ребенку крайне много сил, времени, внимания и Воспитание является центральным делом в жизни, у ребенка отмечается высокий уровень самооценки. Также отмечаем, что если ребенок имеет минимальное количество обязанностей в семье, к нему предъявляется мало требований, то у него формируется низкий уровень самооценки. Данная связь отрицательная. Действительно, отсутствие требований, снижает уровень ответственности ребенка, он не чувствует свою умелость в каком-либо деле и доверии родителей и таким образом формируется заниженная самооценка. 2. Также, оценим взаимосвязь детско-родительских отношений и самооценки ребенка старшего дошкольного возраста с помощью дисперсионного анализа. Из полученных данных, при одном и том же отклонении у родителя в отношении с ребенком, у ребенка получается любой из трех видов самооценки – нет выраженной закономерности. Наблюдается взаимосвязь самооценки с отклонением в отношениях при гиперпротекции, недостаточность обязанностей и минимальность санкций у отцов. Потворствование, чрезмерность требований (обязанностей), чрезмерность требований-запретов и чрезмерность санкций у матерей. Статистического влияния посредством дисперсионного анализа отношений родителей и детей не обнаружено.

Выводы

Целью семейного воспитания является формирования таких качеств личности, которые помогут достойно преодолеть трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути. Развитие интеллекта и творческих способностей, первичного опыта трудовой деятельности, нравственное и эстетическое формирование, эмоциональная культура и физическое здоровье детей, их счастье - все это зависит от семьи - от родителей. Родители, как правило, служат для детей образцами и учителями в области человеческих взаимоотношений. самосознание детей формируется не только путем прямого научения и подражания, они соотносят это и с образом жизни своих родителей, усваивая принятые ими нормы и ценностные ориентации. Для этих целей родители могут использовать разнообразные приемы поощрения: социальные (похвала, расположение) или несоциальные (вещественные награды, особые привилегии). Поведенные эмпирическое исследование позволило определить наличие взаимосвязи детско-родительских отношений на формирование самооценки ребенка дошкольного возраста. Например, при таких стилях воспитания как чрезмерность требований – от отцов, и гиперпротекция – от матерей – формируется высокая самооценка, низкая самооценка при недостаточности обязанностей ребенка со стороны матери.

Рекомендации родителям дошкольников по формированию адекватной самооценки детей:

  1. Не нужно всё время оценивать ребёнка, пусть он получает удовольствие от самого процесса жизни, учебы, игры.
  2. Родителям важно помнить что на ребёнка нельзя навешивать ярлыки.
  3. Формула истинной родительской любви – это не «люблю, потому что ты хороший», а «люблю потому что ты есть, люблю такого, какой ты есть».

Литература

  1. Белобрыкина О.А. Психологическая диагностика самооценки детей старшего дошкольного возраста. - Новосибирск: ГЦРО, 2005. - 395с.
  2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 2007. С.73-77.
  3. Бранден Н. Мощь самооценки. - Киев, 2005. – 396с.
  4. Варга А.Я., Столин В.В. Дела семейные. – М., 2004. – 297с.
  5. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. М.: Изд-во Эксмо, 2005. С.300-304.
  6. Захарова Е.И. Родительство как возрастно-психологический феномен. Москва, 2017. - 180с.
  7. Зюбин Л.М. Психология воспитания. Метод. Пособие. М.: Высш. шк., 2011. - 96с.
  8. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учебное пособие. М.: Гардарики, 2005. 320. С.84-87.
  9. Колесник Н.Т. Влияние особенностей семейного воспитания на социальную адаптированность детей.: Дис. канд. псих. наук. - М.: КСП, Институт психологии РАН, 2008. С.112-116.
  10. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. - М., 2005. - 408с.
  11. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. - М., 2006. – 499с.
  12. Леонтьев А.Н. К теории развития психики ребенка // Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М., 2005. С.114-118.
  13. Липкина А.И. Самооценка Большая Советская Энциклопедия. – М., 2004. – 698 с.
  14. Лисина М.И., Сильвестру А.И. Психология самопознания у дошкольников. - Кишинев, 2004. – 399с.
  15. Обухова Л.Ф. Детская психология. - М., 2000. – С.118-123.
  16. Петровский А.В. Теоретическая психология.- М., Новая школа, 2006. – 485с.
  17. Попов О.Н. Психология. Курс лекций. - Абакан, 2005. – 386с.34. Репина Т.А., Стеркина Р.В. Общение детей в детском саду и семье. - М., 2006. – 396с.
  18. Сатир В. Вы и Ваша семья. - М., 2005. – 278с.
  19. Смирнова Е.О. Детская психология. - М.: Владос, 2005. - 348с.
  20. Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. - М., 2004. – 199с.
  21. Спиваковская А.С. Как быть родителями. – М., 2006. – 297с.
  22. Фомина Л.К. Понятие и типы детско-родительских отношений // Молодой ученый. 2014. - № 2. - С.315-322.
  23. Харченко М.А. Корреляционный анализ Учебное пособие для вузов. — Воронеж: ВГУ, 2008. — 31 с.
  24. Шевцова И.В. Работа психолога с родителями. Коррекция родительских отношений. - М., 2000. – 390 с.
  25. Щетинина А.М. Диагностика социального развития ребенка: Учебно-методическое пособие. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. - 88с.
  26. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. – СПб.: Питер, 2002. – 656с.
  27. Эльконин Д.Б. развитие личности ребенка-дошкольника. Психология личности и деятельности дошкольника Под ред. А.В. Запорожца и Д.Б. Эльконина. - М., 2004. – 384с.

Разделы психологии: 

Комментарии

Добавить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки