Самооценка старшего дошкольника в контексте детско-родительских отношений

«Самооценка старшего дошкольника в контексте детско-родительских отношений»

Актуальность проблематики детско-родительских отношений остается неизменно острой на протяжении всего развития психологической науки и практики. К теме детско-родительских отношений в последние годы обращаются многие авторы, например А. Спиваковская, А. Захаров, Ю. Гиппенрейтер, М. Буянов, З. Матейчек, Г. Хоментаускас, А. Фрамм, Р. Снайдер, но чаще психологи-практики.

Такие отечественные психологи, как Л.С. Выготский, С.Л. Рубенштейн, П.Я. Гальперин, Л.И. Божович, В.С. Мухина в качестве доминирующей стороны в развитии личности называют социальный опыт, воплощенный в продуктах материнского и духовного производства, которые усваивает ребенок на протяжении всего детства. В процессе усвоения этого опыта происходит не только приобретение детьми отдельных знаний и умений, но и осуществляется развитие их способностей, формирование их личности. Для развития личности ребенка важна гармонизация семейных отношений.

Проблемы касающиеся детско-родительских отношений затронуты в трудах А. Болдуина, Д. Боумрида, В.И. Гарбузова, Э. Арутюнянц, А.Е. Личко, Э.Г. Эйдемиллера, А.Я. Варга, А.И. Захаровец, А.С. Спиваковской, М. Сигельмана, Б.Ю. Шапиро и других. Специалисты достаточно полно отражают в своих исследованиях вопросы, касающиеся типов воспитания детей, типов неправильного воспитания детей, вариантов семьи, детско-родительских позиций, функции семьи, влияющие на личностное и психическое развитие детей и в свою очередь на процесс их социализации и адаптации в социуме.

Старший дошкольный возраст характеризуется тем, что происходит базисное становление самооценки. Без преувеличения можно сказать, что самооценка оказывает огромное влияние на общее развитие личности человека. В свою очередь развитие самооценки в старшем дошкольном возрасте во многом (если не в основном) зависит от детско-родительских отношений. Традиционно главным институтом воспитания личности ребенка является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность, ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка.

С самых малых лет – семья остается для ребенка основной и единственной  моделью социальных отношений. Именно в семье на основе различных взаимовнушений, взаимовлияний, особенностях взаимодействия образуется особая атмосфера, благодаря которой даже не озвученные вслух мысли могут быть поняты ребенком и, проникая в его сознание, могут проявиться в дальнейшем в поведении. Проблема семейного воспитания все больше привлекает к себе внимание ученых и практиков нашей страны. Вопросы семейного воспитания рассматриваются педагогами, социологами, психологами, психотерапевтами. При этом затрагиваются различные сферы детско-родительских отношений: особенности воспитания ребенка и отношение к нему родителей, характерные особенности личности ребенка как результат семейных воздействий, особенности личности родителей, характер супружеских отношений и т.д.

Однозначно можно сказать, что наиболее значимое влияние на формирование самооценки детей старшего дошкольного возраста оказывают родители и их отношения с ребенком. Представления о том, каким должен быть ребенок (родительский образ ребенка), формируется еще до рождения малыша и может определить стиль воспитания в семье. Соответственно, руководствуясь собственными представлениями о том, каким должен быть ребенок, родители оценивают его реальную деятельность, поведение, способности и возможности. Различные оценки родителей, как отдельных способностей, так и личности ребенка в целом, перенимаются ребенком и становятся собственными его оценками. Ребенок способен оценивать себя так, как оценивают его окружающие, и прежде всего родители, как самые значимые и близкие. Так же родители формируют у ребенка определенные личностные ценности, идеалы, эталоны, на которые следует ориентироваться, ставить цели, которых необходимо достичь, обучают способам выполнения тех или иных действий. Если они реалистичны и соответствуют возможностям ребенка, то достижение целей, реализация планов, способствуют формированию позитивного образа «Я» и положительной самооценки. Если же цели и планы нереалистичны, стандарты и требования завышены, то неуспех приводит к потере веры в себя, формированию заниженной самооценки и негативного образа «Я».

Выделяют ряд условий, при которых может сформироваться та или иная самооценка ребенка.

Так, можно заключить, что для ребенка одинаково вредны и отсутствие критики со стороны родителей и чрезмерная строгость, когда замечания родителей носят исключительно негативный характер. В первом случае у детей старшего дошкольного возраста формируется неадекватно завышенная, а во втором случае заниженная самооценка. И в том и в другом случае способность анализировать, оценивать и контролировать свои действия и поступки не может быть развита или носит неадекватный характер.

Низкая же самооценка может быть обусловлена тем, что родители, сами того не осознавая, формируют у ребенка тенденции к приспособительному поведению, комформности. Это может проявляться в выполнении требований родителей в послушании, способности подстраиваться под окружающих, зависимости от взрослых в повседневной жизни, опрятности, бесконфликтном взаимодействии со сверстниками. Успешность, достигаемая умением подстраиваться под окружающих, их поведение и желания, а не на основе личных стремлений и предпочтений, может привести к формированию низкой самооценки. Так же, низкой самооценкой отличаются дети, которые растут в семьях, где имеют место конфликтные отношения между родителями, или же в семьях, в которых матери не удовлетворены взаимоотношениями с отцом, они жалуются на отсутствие со стороны мужа активного участия в воспитании ребенка. Также к снижению самооценки приводит стремление родителей поставить ребенка в подчиненное, зависимое положение. Ребенок в такой ситуации может испытывать неполноценность, не уверенность в своих силах, не доверять окружающему миру, ему не хватает ощущения личностной ценности. Таким детям, с заниженной самооценкой,  свойственно ставить скромные цели и испытывать неуверенность в возможностях их достижения.

Что касается детей, имеющих среднюю самооценку, то они воспитываются чаще в семьях, где родители в большей мере имеют тенденцию занимать по отношению к ним покровительственную, снисходительную позицию. Так как уровень родительских притязаний невысок, а скромные цели позволяют им принимать своих детей такими, какие они есть, проявлять терпимость к их особенностям, поведению и способностям. В то же время проявление самостоятельности, активной деятельности детей вызывают у родителей тревогу, некоторое беспокойство. Таким образом, приобретение самостоятельности, обогащение личного опыта вне дома у этих детей ограничивается. Дети со средней самооценкой больше ориентируются на мнения других людей о себе.

С другой стороны, ярко выраженная установка родителей на принятие своего ребенка является необходимой предпосылкой формирования высокой самооценки. Отличительная особенность таких родителей состоит в ясных и четких требованиях, заранее распределенных полномочиях по принятию решений, недвусмысленности в проявлении авторитета и ответственности. Возможен вариант, когда на одного из родителей возлагается ответственность за принятие  основных решений, с которыми впоследствии соглашается вся семья. Высокая самооценка развивается у детей в семьях, где царит атмосфера взаимного доверия, каждый член семьи чувствует себя включенным в общий домашний круг в семьях, отличающихся сплоченностью, солидарностью и взаимоуважением. Так же, отношение матери к себе и к мужу в такого рода семьях имеет более позитивную окраску, отличаются теплотой и пониманием. Ребенок  видит родителей успешными, всегда справляющимися с трудностями, знающими все решения. Соответственно, он с готовностью перенимает задаваемые ими образцы поведения, настойчиво и успешно решает возникающие перед ним обыденные задачи, так как чувствует уверенность в своих силах и поддержку со стороны родителей.

Так же, в воспитании ребенка можно выделить две основные задачи, выполняя которые родители помогают своим детям развиваться и формировать в себе гармонично развитую личность и адекватную самооценку.

  • Первая задача - создать ребенку уверенность в том, что его любят и о нем заботятся. Нужно стремиться поддерживать и сохранять контакт с ребенком на протяжении всей жизни. Психологический контакт - это, прежде всего партнерские, доверительные отношения, поддержка. Интерес к проблемам, желаниям, состояниям, ко всему, что интересно именно ребенку. Необходимо поддерживать диалог с ребенком, осуществлять совместные действия. В контакте необходимо соблюдать равенство позиций ребенка и взрослого не вправе опыта, а в праве на чувство собственного достоинства. Так как в семье наиболее эмоционально насыщенным являются отношения между ребенком и матерью, именно в общении с ней ребенок получает первый опыт надежности окружающего мира, доверия к нему и собственной способности жить в этом мире. Отметим, что самооценка ребенка в большей степени коррелирует с поведением матери, чем с поведением отца. Именно материнская любовь становится первым социальным зеркалом для самосознания ребенка. Однако отцовская любовь не менее важна для полноценного развития личности ребенка.
  • Вторая задача - принятие ребенка. Основное правило здесь - признать за ребенком право быть таким, какой он есть. Например, Ш.А. Амонашвили обращал внимание родителей на то, что оценка деятельности и поведения ребенка только тогда играет позитивную роль в воспитании, когда оценка результатов деятельности отделена от личности ребенка. Таким образом, если и  давать оценки ребенку, то оценивать только действия, а не личность в целом. Любая оценка личности может навредить, она приведет либо к формированию завышенной, либо заниженной самооценки. Благоразумней применять конструктивную похвалу, поощрения, «Я - высказывания», позволяющие ребенку самому оценить себя, так сказать, опираясь на взгляд со стороны.

Демонстрируя положительное отношение к ребенку, веру в его силы, взрослые формируют у него тем самым уверенность в себе и стремление к успеху. Обращая его внимание на ошибки в деятельности и неправильное поведение, родители учат анализировать себя, контролировать и правильно анализировать свои действия. Уважение к ребенку, бережное отношение к его личности лежит в основе позитивного оценивания. Использование этой схемы родителями при оценке деятельности и поведения ребенка старшего дошкольного возраста обеспечивает формирование адекватной самооценки, умения объективно анализировать и контролировать свое поведение.

Проведенные исследования Соколовой Е.Т. и Чесновой И.Г. показали, что у дошкольников, имевших доверительные, партнерские отношения с родителями, преобладала адекватная самооценка, а в семьях с жестким типом общения была более характерна неустойчивая и неадекватная. Высокая самооценка и хорошая социальная и личная адаптированность сочетается с наличием теплых, доверительных отношений между детьми и родителями, требовательностью и строгой дисциплиной одновременно с уважением и относительной автономией ребенка. Дети с низкой самооценкой, выраженным чувством собственной изолированности и ненужности, малой социальной активностью и неудовлетворенностью в межличностных контактах имели негативный опыт внутрисемейных отношений: преобладание «воспитательных» рациональных воздействий над непосредственным эмоциональным отношением, наказание как основной способ контроля, отсутствие четкой воспитательной программы, единства требований со стороны родителей, отсутствие эмоциональной поддержки и понимания. Таким образом, благоприятным условием развития позитивной самооценки можно считать эмоциональную вовлеченность родителей в жизнь ребенка, не препятствующую, однако, развитию его самостоятельности.

Если мы будем говорить об основных составляющих родительского отношения, то увидим, что влияние недостатка или избытка того или иного компонента родительского отношения на формирование самооценки ребенка, очевидно.

Например, отвержение, неприятие вызывают у ребенка тревогу тем, что не удовлетворяются его потребности в любви, в ласке, в защите. Следовательно, дети, которых игнорируют и чьи базовые потребности не удовлетворены, растут неуверенными в себе, в своих способностях и как следствие имеют заниженную самооценку. Кроме того, оскорбление со стороны родителей они рассматривают как нормальное поведение. А так же, неразвитость отношений между матерью и ребенком в дальнейшем преобразуются в стабильное отвержение ребенком собственного "Я", что в свою очередь ведет к отвержению мира социальных отношений, избеганию контактов и ситуаций взаимодействия.

Тип родительского отношения - симбиоз ведет к развитию созависимого поведения, парализует собственную активность ребенка, что приводит к регрессии, фиксации ребенка на примитивных формах общения ради обеспечения симбиотических связей с родителем, что в свою очередь ведет к зависимой и заниженной самооценке, удовлетворяющей поддержание симбиотической связи. В случае эмоционального симбиоза родительское отношение не отвечает насущным потребностям определенных кризисных этапов личностного развития ребенка, блокирует разрешение базового мотивационного конфликта принадлежности - автономности, интериоризуясь, приводит к расщеплению и дестабилизации образа "Я", блокирует возможность у самопознанию и, соответственно, самооцениванию.

Родительский авторитаризм приводит к отсутствию эмпатии, формированию низкой самооценки ребенка, его ориентации на внешние требования и стандарты. Дефицит практики самостоятельного поиска и принятия решения приводит к формированию зависимости ребенка от взрослого практически во всех сферах жизнидеятельности, к инфантилизации и инвалидизации ребенка.

Отметим, что некоторые авторы связывают особенности родительского отношения с возникновением и течением психического заболевания у ребенка. Так показано, что матери детей, болеющих шизофренией, эмоционально отвергают своего ребенка и одновременно гиперопекают его. Эмоциональным отвержением и непоследовательностью требований отличаются матери детей, страдающих психосоматическими заболеваниями. Описанные факты свидетельствуют, что родительское отношение имеет большое влияние на психическое и личностное развитие, на развитие самооценки ребенка

Таким образом, можно предположить, что набор выраженных составляющих родительского отношения, который задает тип отношения родителя к ребенку, связан с определенными особенностями самооценки ребенка. Опыт общения ребенка с родителями является тем объективным условием, вне которого процесс формирования детского самосознания и самооценивания невозможен или сильно затруднен. Под влиянием родителей у ребенка накапливаются знания и представления о себе, складывается тот или иной тип самооценки. Можно сказать, что роль родителей в развитии самооценки заключается в сообщении ребенку сведений о его качествах и возможностях, оценки его деятельности и поведения, формировании личностных ценностей, эталонов, с помощью которых впоследствии ребенок будет оценивать сам себя, побуждении ребенка к анализу своих действий и поступков. А благоприятным условием развития позитивной самооценки можно считать эмоциональную вовлеченность родителей в жизнь ребенка, поддержку и доверительные отношения, а так же отношения, не препятствующие развитию его самостоятельности и обогащения индивидуального опыта.

Список литературы

  1. Думитрашку Т.А. Влияние внутрисемейных факторов на формирование индивидуальности // Вопросы психологии.- 1991. -№1.- с.135-142.
  2. Захаров, А.И. Психологические особенности восприятия детьми роли родителей / А.И. Захаров // Вопросы психологии. - 1982. - №1. - С. 59-98.
  3. Захарова Е.И. Исследование особенностей эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия // Психолог в детском саду .- 1998.- №1.- с.9-17.
  4. Зиновьева М.В. Взаимосвязь детско-родительских отношений и ненормативного поведения детей дошкольного возраста // Психологическая наука и образование.- 2000.- №3.-с.35.
  5. Кошкарова Т.А. Психологический анализ проблем детско-родительских отношений // Школа здоровья.- 2004.- №2.- с.5-14.
  6. Петровский В.А., Полевая М.В. Отчуждение как феномен детско-родительских отношений // Вопросы психологии.- 2001.- №1.- с.19-26.
  7. Разумова А.В. Стили семейного воспитания и Восприятие родителями своих детей // Вестник Московского университета.- 2000.- №1.- с.88-93.
  8. Рождественская Н.А. Негармоничные стили семейного воспитания и восприятия родителями своих детей // Вестник Московского университета.- 2002.- №2.-с.48-53.
  9. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи. - СПб.: Питер, 1999 - 656 с.

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки