Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста

Усова Н.И., кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Педагогика дошкольного и начального образования» ФГБОУ ВО «ОГПУ», г. Оренбург
Колесниченко А.С., магистрант института «Дошкольного и начального образования» ФГБОУ ВО «ОГПУ», г. Оренбург

Аннотация: развитие познавательного интереса старших дошкольников - актуальная проблема современного дошкольного образования. В статье представлены различные подходы к определению познавательного интереса, рассмотрены его составляющие, признаки, уровни и стадии развития, условия эффективности процесса и его особенности в старшем дошкольном возрасте. Авторами представлена диагностическая модель и изложены результаты диагностики познавательного интереса у детей подготовительной к школе группы дошкольной образовательной организации.

Ключевые слова: старший дошкольный возраст, познавательный интерес, диагностика познавательного интереса старших дошкольников.

Abstract: the development of the cognitive interest of older preschoolers is a pressing issue of modern preschool education. The article presents various approaches to the definition of cognitive interest, its components, characteristics, levels and stages of development, the conditions for the effectiveness of the process and its features in senior preschool age are considered. The authors presented a diagnostic model and the results of diagnostics of cognitive interest in children of a pre-school group of a pre-school educational organization.

Key words: senior preschool age, cognitive interest, diagnostics of cognitive interest of senior preschool children.

Одним из целевых ориентиров, раскрываемых в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования является развитие любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий, становление сознания, развитие воображения и творческой активности. В качестве ведущего принципа дошкольного образования выделено формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности [17].

Цель образовательной области «Познавательное развитие» современного дошкольного образования – развитие любознательности, познавательной активности и познавательных способностей детей, а также развития представлений в разных сферах знаний об окружающей действительности [17].

Содержание образования старших дошкольников зависит от индивидуальных особенностей детей и реализуется игре, общении и познавательно-исследовательской деятельности. Именно в старшем дошкольном возрасте закладываются предпосылки будущей учебной деятельности ребёнка, активно осуществляется развитие познавательного интереса.

В психологии познавательный интерес рассматривается как избирательная направленность личности, обращенная к познанию одной или нескольких областей действительности, к их предметной стороне (содержанию), а также к процессу деятельности, характеризующейся тенденцией углубляться в сущность познаваемого и распространяться на другие области, приносящая эмоциональное насыщение [24, с. 53; 8, с.121].

Т.А. Куликова трактует познавательный интерес как «стремление к знанию, которое соединяется с радостью познания и побуждает человека как можно больше узнать нового, выяснить непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, в желании проникнуть в сущность, найти имеющиеся между ними связи и отношения» [12].

Познавательный интерес – ценнейший мотив учения, черпающий «строительный материал» из внешнего мира [4]. Он имеет определённую побудительную силу, заставляя человека стремиться к познанию, искать способы и средства удовлетворения «жажды знаний» [5]. Целесообразно рассматривать познавательный интерес «как личностное образование, способное к расширению сферы познания и самопознания» [18]. Познавательный интерес, по мнению А.Ю. Дейкиной, активизирует психические процессы личности, её деятельность и познавательные возможности [9]. Развиваясь, интерес эмоционально окрашивает осваиваемые дошкольником представления, объединяет эмоционально-образное и когнитивное отражение информации, эффективно присваивает приобретённый ребёнком опыт [11].

Познавательный интерес позволяет детям открыть для себя новые стороны предмета, явления или деятельности, привлекающих их внимание, устанавливая между ними глубокие связи и отношения. Ш.А. Амонашвили рассматривает познавательный интерес как конфигурацию устремлений личности, как вектор автономного поиска, познания секретов, независимого обсуждения вопросов, разбора тяжёлых задач, становление личного воззрения [2].

Обобщая взгляды ученых, можно сделать вывод, что познавательный интерес – глубокое личностное образование, структура которого включает избирательную направленность, устойчивую познавательную активность, стремление проникнуть в сущность познания. Он не даётся от рождения, а формируется в процессе жизнедеятельности человека и развивается в условиях его социального существования [7].

Г.И. Щукина выделяет три составляющих познавательного интереса:

– интеллектуальный компонент (выражается в интеллектуальной деятельности, проявляется в активном поиске разрешения проблемы, в исследовательском подходе, в готовности к решению познавательных задач);
– эмоциональный компонент (проявляется в эмоциях удивления, в чувстве ожидания нового, в чувстве интеллектуальной радости, успеха);
– регулятивный (волевой) компонент (познавательный акт – поэтапное движение, сопровождаемое волевой направленностью, преодолением различных трудностей, препятствий в процессе разрешения мыслительной, интеллектуальной задачи) [22].

О.Н. Шевченко определяет признаки познавательного интереса:

  • обращенность к предмету (устойчивость внимания, поиск новых способов решения задач, направленность на закономерности, изучение теории);
  • связь с эмоционально-ценностным миром человека (интеллектуальные переживания, увлечённость, сосредоточенность, слабая отвлекаемость, интеллектуальная радость, эмоциональное восприятие материала);
  • степень локализации воспитанников на предмете или виде познавательной деятельности (интерес к предмету и деятельности);
  • целенаправленность деятельности, ответственность и обращённость к отдельным сторонам учебной деятельности (активность, самостоятельность, избирательность, осознанность, стремление к решению задач, имеющих определённые трудности) [20].

Все вышеперечисленные признаки, описывающие познавательный интерес, взаимообусловлены и взаимосвязаны.

В зависимости от индивидуальных особенностей воспитанников выделяют уровни развития познавательного интереса:

– уровень репродуктивной деятельности и фактов – элементарный уровень (интерес «на поверхности» отдельных фактов);
– уровень стремления к поисковой деятельности и выделению существенных связей (поиск, активное оперирование имеющимися знаниями);
– уровень выявления закономерностей и причинно-следственных связей (элементы исследовательской деятельности, приобретение новых и совершенствование прежних способов получения знаний) [15].

Избирательное отношение ребёнка к предмету познания и степень влияния его на личность определяют последовательные стадии развития познавательного интереса: любопытство – любознательность – познавательный интерес – теоретический интерес [23, с. 19].

Этапы развития познавательного интереса можно разделить на три группы:

– специфические для интереса особенности поведения и деятельности воспитанников, проявляющиеся в процессе непосредственной образовательной деятельности;
– особенности поведения и деятельности воспитанников, проявляющиеся вне занятий;
– особенности всего образа жизни воспитанников, возникающие под влиянием интереса к той или иной деятельности [1, с. 65].

М.Л. Семёнова выделяет педагогические условия, обеспечивающие устойчивый познавательный интерес дошкольников:

– обогащение предметно-пространственной среды;
– создание условий для познавательного поиска детей;
– разработка творческих заданий и вовлечение детей в их выполнение;
Интеграция разных видов деятельности;
– формирование у ребёнка психологической установки на предстоящую деятельность;
– создание проблемно-поисковых ситуаций с занимательным содержанием;
– стимулирование проявления положительных эмоций к явлениям, предметам и видам деятельности, выбор эффективных и адекватных методов и средств на всех этапах формирования познавательного интереса [19].

Развитие познавательного интереса старших дошкольников эффективно, если игровая деятельность в качестве необходимых включает в себя творческую и интеллектуальную составляющие, приобретая интегрированный характер [10].

Технология развития познавательного интереса старших дошкольников предполагает:

− актуализацию познавательного потенциала;
− регулярную организацию практической познавательной деятельности;
− использование тренингов и развивающих игр;
− обретение собственного опыта познавательной деятельности.

Старший дошкольный возраст – это уникальный, самоценный период жизни ребёнка, когда закладывается фундамент, определяющий основные тенденции его дальнейшего развития. Именно в эти годы у ребёнка формируются первые знания об окружающем его мире, определенные отношения к людям, видам деятельности, навыки правильного поведения.

По утверждению Н.С. Лейтеса, старший дошкольный возраст из-за остроты восприятия действительности и яркости воображения обладает повышенными возможностями в развитии познавательного интереса [13]. Познавательный интерес оказывает существенное влияние на все психические процессы: память, внимание, воображение, мышление [14].

Становление познавательного интереса в старшем дошкольном возрасте характеризуется:

  •  возрастанием и изменением активности ребёнка в поиске нужной информации от непосредственного реагирования на новизну объектов к упорному стремлению познания нового;
  •  интеллектуализацией процесса познания в переходе от чувственного познания мира, обусловленного преимущественно аффективно-эмоциональным отношением, к познанию в форме вопросов, являющихся продуктом интеллектуальной деятельности;
  •  расширением спектра интересующих ребёнка объектов от ограниченного числа предметов ближайшего окружения к освоению широких сфер окружающего мира;
  •  углублением познавательных интересов – от поверхностного познания внешних свойств предметов и явлений к познанию их сущности, причин возникновения, связей и отношений;
  •  повышением устойчивости в направлении от эпизодически проявляемого, ситуативного интереса к устойчивому стремлению к поиску необходимой информации [3].

Воспитание познавательного интереса старших дошкольников имеет специфические особенности:

– появление удивления, недоумения и вопросов у самого ребёнка (подача нового материала должна опираться на имеющиеся знания, вступающие в противоречие с новыми и требующие объяснения);
– формулировка задачи и принятие её ребёнком (переход поставленной задачи в собственную задачу ребенка, вызывая желание самостоятельно добиться её решения);
– создание условий для поиска решения задачи, содержащего преодолимые трудности, ведущего к положительному результату;
– решение новой задачи, включающей возникновение других вопросов, для поддержки неисчерпаемости и устойчивости интереса [15].

Старший дошкольный возраст – наиболее важный этап в эволюции вопросов. Ребёнок осваивает произвольную постановку вопроса, направленного на анализ проблемной ситуации. Происходит переход к вопросам другого типа: от устанавливающих вопросов до вопросов-гипотез, от вопросов к другому лицу (взрослому) до вопросов к самому себе [21].

Вопросы старших дошкольников:

– выступают фактором порождения познавательного интереса: заданный самому себе, другому человеку или «природе», они является чётким показателем переживания ребёнком проблемы, своего «вопросного» состояния, предполагающего поиск ответа на возникший вопрос;
– являются средством порождения рефлексии и антиципации, т.е. мыслительной проработки ребёнком того, что ему уже известно, и выделения неизвестного – того, что ему нужно узнать в процессе предстоящего поиска (или получения) ответа;
– выступают средством целеполагания (постановки неизвестного на место цели его познавательной деятельности по поиску ответа на возникший вопрос);
– выполняют функцию формулирования неизвестного в речи, вербализации своей мысли, без чего мышление просто не может состояться. При этом выполняются три рода требований: синтаксические – правильная формулировка вопроса по нормам грамматики родного языка и правилам научной речи; семантические, обеспечивающие понятный для собеседника смысл задаваемого вопроса; прагматические, обусловливающие практическую полезность вопроса (вопрос на понимание, сомнение, проблематизацию познавательной ситуации и т.п.);
– выступают фактором, конституирующим межличностное общение и взаимодействие;
– являются необходимым фактором порождения интереса к познаваемому содержанию образования [6].

Таким образом, познавательный интерес старшего дошкольника – это избирательная направленность его личности на овладение новыми знаниями в определённой предметной области, овладение умениями, приобретение навыков. Познавательный интерес не относится к отдельным психическим функциям, как внимание, мышление, воображение, память, но влияет на их развитие. Он относится к группе фундаментальных эмоций и выступает одним из основных компонентов мотивации деятельности ребёнка. Это достаточно сложное комплексное явление, включающее интеллектуальные, эмоциональные и волевые процессы, которое проявляется в отношении ребёнка к окружающему миру.

Диагностика уровня и особенностей развития познавательного интереса старших дошкольников осуществляется с помощью научно-обоснованных методик: «Кораблекрушение» и «Уход за комнатными растениями» (Т.И. Бабаевой, О.В. Киреевой), «Что мне интересно?» (О.В. Афанасьевой), «Сахар» (Л.Н. Прохоровой) и др. Методики направлены на изучение умения старших дошкольников анализировать объект или явление, выделять существенные признаки, сопоставлять факты, рассуждать и обосновывать собственные выводы, определять способность принимать цель деятельности, предвосхищать результат, отбирать материалы и оборудование для осуществления деятельности, соотносить полученный результат с поставленной целью.

Диагностика развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста включала выявление уровня развития познавательного интереса и инициативы детей и изучение содержания их интересов и познавательных мотивов деятельности.

В основу диагностической модели изучения познавательного интереса старших дошкольников были положены следующие тезисы:

Психологическая диагностика познавательного интереса старших дошкольников должна строиться в русле структурно-динамического подхода и носить комплексный характер;
– диагностика познавательного интереса старших дошкольников должна предусматривать преемственность в его изучении у дошкольников и младших школьников, соответственно, базироваться на общих концептуальных подходах;
– диагностические методики должны носить прогностический характер, т.е. способствовать определению зоны ближайшего развития ребёнка;
– содержание предлагаемого в диагностических занятиях материала должно определяться спецификой типичных способов действий и операций, характерных для старших дошкольников при выполнении заданий на занятиях или в другой совместной с педагогом деятельности;
– анализ результатов психологической диагностики должен строиться по принципу критериально ориентированного оценивания, предполагающего учёт количественных и качественных показателей по вычлененным критериям;
– уровень, показанный ребёнком на момент обследования, характеризует зону его актуального развития, следующий, вышележащий уровень – зону ближайшего развития. Выделенные уровни должны отражать общие (типичные) особенности проявления познавательного интереса, а также его вариации внутри них (индивидуальные особенности).

Для проведения диагностических процедур были использованы методики:

– «Незавершенная сказка» [16];
– «Древо желаний» (В.С. Юркевич).

Исследование проводилось в начале учебного года (сентябрь, 2018) на базе подготовительной группы МДОАУ № 145 г.Оренбурга в естественных условиях. Были обследованы дети в возрасте 5-6 лет.

Выявление уровня развития познавательного интереса и инициативы детей старшего дошкольного возраста осуществлялось в индивидуальном обследовании в процессе чтения незавершенной сказки «Одинокий лисёнок». Были обследованы 11 детей.

Ребёнок слушал незнакомую ему сказку. На кульминационном моменте чтение прекращалось. После этого выдерживалась пауза. Если ребёнок молчал и не проявлял заинтересованности в продолжении чтения сказки, ему задавался вопрос: «Ты хочешь у меня что-то спросить?».

Критериями оценивания служили интерес к сказке и инициатива ребёнка, направленная на то, чтобы продолжилось чтение. Кроме этого оценивалась адекватность его высказывания, направленного на то, чтобы инициировать взрослого завершить сказку.

В ходе диагностики пять человек продемонстрировали высокий уровень развития познавательного интереса. Они проявляли выраженный интерес к сказке, сами задавали вопросы и настаивали на том, чтобы взрослый дочитал сказку до конца. У четверых детей из группы уровень познавательного интереса оказался недостаточно хорошо развит. Они проявляли интерес к сказке, но инициатива в продолжении чтения у них отсутствовала. После дополнительного вопроса психолога они спрашивали, чем закончилась сказка, с интересом выслушивали развязку. Двое детей показали низкий уровень развития познавательного интереса, так как они не проявляли интереса к сказке и не задавали вопросов.

Методика «Древо желаний» была направлена на изучение содержания детских интересов и познавательных мотивов деятельности. Обследованы были 11 детей. Детям задавались вопросы. На каждый ответ было отведено 4-6 минут.

На первый вопрос о том, какие 5 желаний ребёнок попросил бы исполнить Волшебника, дети отвечали, что хотели бы иметь волшебные предметы (волшебную палочку, сказочный мир, ковёр-самолет, хрустальную лампу с джином, крылатого коня-пегаса); сладости (целую гору конфет, два ананаса, целый дом сладостей); игрушки (куклу Барби, зайку, кучу игрушек); предметы, нужные для дома (стол, кухню, большой дом); животных (обыкновенную лошадь, кошку); братика или сестричку. Некоторые выразили желание попасть куда-то (на дачу, в Париж), сохранить теплую погоду на весь год, а также мира и здоровья в семье и в группе и др.

Второй вопрос предполагал, что мудрец может ответить на любые вопросы. Регистрировались первые 5 ответов. Среди них:

– вопросы, связанные с животным миром (где живет кит, где больше всего любят крокодилы отдохнуть, почему волк воет, почему хомяк живёт в клетке, как появилась лошадь, как создались кошки);
– вопросы, связанные с жизнью и деятельностью людей (зачем девочка читает, почему мальчики бегают, почему мы живём дома, как создался человек, как строят дом, как создалась семья, как создался старший брат, как создался мозг, как создалось ухо);
– вопросы, связанные с волшебством (как колдует волшебник, существует или нет волшебный единорог, что мудрец может наколдовать).

Ответы на третий вопрос позволили выяснить, куда бы хотел попасть ребёнок, имея ковер-самолёт. Регистрировались первые 5 ответов. Это были:

– конкретные места, города, страны (в гости к лучшей подружке, в «Тополя», в магазин игрушек, в аквапарк, в нашу столицу, в Париж, в Берлин, в Испанию, в Германию);
– неопределённые места (куда-нибудь, где очень интересно, за границу, на Север, на Юг, на море, в Африку, в деревню);
– места, куда попасть невозможно (к волшебным феям, в волшебную страну, где всё можно, в организм человека);
– места, отдалённые во времени (в школу).

На вопрос, что должна сделать чудо-машина, которая умеет все на свете, дети ответили: бумажные самолетики, чашки, испечь блинчики, пироги, сшить мне платье, сделать мне больницу для Барби.

Пятый вопрос был связан с желанием детей узнать о чём-либо из главной книги страны Вообразили, где собраны любые истории обо всём на свете. Дети хотели узнать:

– вопросы о стране Вообразили (есть в этой стране что-нибудь интересное, познавательное, какова история это страны);
– вопросы о сказках (живут джины или нет, почему волк притворился козой, почему феи не существуют, правда, что Дед Мороз настоящий);
– вопросы об окружающем мире (почему растения растут с корнями, почему деревья живые, почему в Африке жарко, как появились разные животные, как растут цветы);
– вопросы, связанные с жизнью и деятельностью людей (почему игры – занятия для детей, почему детей вылечивает доктор, почему дети ходят в сад, как появились книги, как появились пазлы, как появились книги, как появились пазлы).

Ответы на шестой вопрос содержали информацию о том, чем бы ребёнок занялся, если бы можно было делать всё. Регистрировались первые 5 ответов. Среди них:

– игры (в какую-нибудь игру, в боулинг, в футбол, в баскетбол, в лабиринт с шариком);
– помощь по дому, труд (помогать маме, пропылесосить, вымыть посуду, навестить братика в больнице, помыть все на свете, построить дом с мамой, купить продукты, разобраться в вещах);
– развивающая деятельность (читать интересную книгу, учиться писать, рисовать, прыгать до потери пульса, поговорить с дельфинами);
– покупки (купить новую квартиру, новый диван в новую квартиру, подарить маме цветы, накупить себе целый дом жвачек).

Из содержания детских рассказов выбирались ответы познавательного характера. Познавательная активность оценивалась следующим образом:

– если ответов познавательного характера 9 и более – у ребёнка ярко проявляется познавательный, исследовательский интерес к миру;
– если ответов познавательного характера всего 2 и менее, познавательный мотив еще не сформирован.

По результатам диагностики было выявлено, что у пятерых детей подготовительной группы уровень развития познавательного интереса высокий. Средний уровень развития познавательных интересов выявлен у четверых детей. Низкий уровень развития познавательного интереса был выявлен у двоих детей.

Таким образом, на основе использования двух методик можно сделать вывод о том, что в обследованной группе преобладают дети с высоким уровнем познавательного интереса.

Для тех ребят, у кого развитие познавательного интереса ниже среднего, были подготовлены рекомендации:

1. Психологу:

– рекомендовано чаще использовать с детьми вопросы познавательного характера;
– мотивировать детей с помощью познавательного интереса;
– в свободной деятельности проводить с детьми дидактические игры на развитие психических познавательных процессов: зрительной и слуховой памяти («Запомни. Найди точно такую же», «Запомни предмет и найди его на картинках», «Выбери предмет, которого нет среди определенных предметов», «Я положил в мешок», «Я-фотоаппарат»); наглядно-образного мышления и логики («Четвёртый лишний», «Определи понятие», «Найди лишнюю картинку», «Окончания слов», «Сравнение предметов»).

2. Педагогам:

– на занятиях включать задания, требующие наблюдательности и сосредоточенности со стороны детей;
– использовать дидактические игры без чётко выраженных правил;
– регулярно включать детей в выполнение заданий исследовательского характера;
– создать исследовательский уголок для мотивации детей к развитию познавательного интереса.

3. Родителям:

– задавать ребёнку больше вопросов исследовательского характера;
– говорить с ребёнком, рассуждать вСЛУХ и обосновывать свои суждения, давать возможность ребёнку рассуждать вместе со взрослыми;
– задавать ребёнку как можно чаще вопрос «Как ты думаешь?»;
– всегда внимательно выслушивать рассуждения ребёнка, никогда не иронизировать над ними, уважать его интеллектуальный труд;
– отыскивать и приносить домой любопытные вещи, книги, истории;
– по возможности больше путешествовать с ребёнком;
– приглашать в дом интересных людей, при общении с которыми не отправлять ребёнка «поиграть в соседней комнате»;
– ходить с ребёнком в музеи;
– проводить совместные наблюдения и опыты;
– эмоционально поддерживать исследовательскую деятельность ребёнка, поощрять его инициативу и самостоятельность, создавать условия для реализации его творческих замыслов;
– сделать свои увлечения предметом общения с ребёнком.

Таким образом, в старшем дошкольном возрасте у ребёнка происходят существенные положительные изменения в развитии познавательного интереса. В рамках одного возрастного периода развития могут обнаруживаться различные вариации проявления познавательного интереса, не только количественно, но и качественно характеризующие уровень его сформированности. В связи с этим существенно важной является задача целенаправленного развития у детей старшего дошкольного возраста познавательного интереса, что позволит сформировать старшего дошкольника как самостоятельного субъекта познавательной деятельности.

Литература

  1. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении: Учеб.пособ. / под ред. Г.И. Щукиной. – М.: Просвещение, 1984. – 176 с.
  2. Амонашвили Ш.А. Созидая человека. – М.: Знание, 1982. – 95 с.
  3. Баранова Э. Особенности развития познавательного интереса в дошкольном возрасте //Детский сад от А до Я, 2009. – № 1 (37). – С. 104-117.
  4. Безруких М.М., Болотов В.А., Глебова Л.С. Педагогический энциклопедический словарь // Большая Российская энциклопедия, 2003. – 528 с.
  5. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. – М.; Воронеж, 1995. – 352 с.
  6. Вербицкий А.А. Познавательный интерес в контекстной образовательной среде // Вестн. Моск. ун-та. – Сер.20. Педагогическое образование, 2014. – № 4. – С.40-51.
  7. Висицкая Е.Н., Глухих Е.В. Проблема развития познавательного интереса у детей среднего дошкольного возраста // Национальные приоритеты современного Российского образования: проблемы и перспективы: Сборник научных статей и докладов XI Всероссийской научно-практической конференции. – Владивосток: Изд-во Дальневосточного федерального университета, 2017. – С. 174-179.
  8. Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Собр. соч. в 6 т. Т. 3. – М.: Педагогика, 1983. – 368с.
  9. Дейкина А.Ю. Медиаобразование и развитие познавательного интереса дошкольника. – Бийск: Изд-во НИЦ Бийск. педагог. гос. ун-та им. В.М. Шукшина, 2002. – 163 с.
  10. Дейкина А.Ю. Развитие познавательных интересов дошкольников в процессе медиаобразования : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.01. – Барнаул, 2000. – 22 с.
  11. Демешина А.Р., Ковалева О.П. Диагностика познавательных интересов дошкольников // Актуальные проблемы современной гуманитарной науки: Материалы IV Международной научно-практической конференции. – Брянск: Издательство Брянского гос. унив-та им. акад. И.Г. Петровского, 2017. – С. 37-42.
  12. Куликова Т.А. О воспитании у детей познавательных интересов // Дошкольное Воспитание, 1976. – № 9.
  13. Лейтес Н.С. Возрастные предпосылки умственных способностей // Советская педагогика, 1974. – № 1.
  14. Лозовая В.И. Познавательная активность школьников. – М.: Основа, 2005. – 348 с.
  15. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. – М.: Знание, 1979. – 47 с.
  16. Немов Р.С. Психология. – М.: Владос, 2001.
  17. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384) //СПС КонсультантПлюс.
  18. Разбегаев П. В. Формирование у старшеклассников познавательного интереса к изучению и применению компьютера: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Волгоград, 1999. – 22 с.
  19. Семёнова М.Л. Педагогические средства развития познавательного интереса у старших дошкольников: дис. канд. пед. наук: 13.00.07. – Челябинск, 2006. – 168 с.
  20. Шевченко О.Н. Познавательный интерес как ценность университетского образования: Монография. – Челябинск, 2007. – 148 с.
  21. Шумакова Н.Б. Вопрос в структуре познавательной активности: Дис. ... канд. психол. наук. – М., 1985.
  22. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности в учебном процессе. – М.: Просвещение, 1979. – 160 с.
  23. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. – М.: Педагогика, 1988. – 203 с.
  24. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М., 1971. – 352 с.

Разделы психологии: 

Комментарии

Добавить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки