Психотехнология ускоренного формирования навыков туалета у ребёнка

Разработана новая психотехнология ускоренного формирования навыков туалета у ребёнка

Чаусовский Григорий Александрович, доцент Запорожского национального университета

Известно, что привитие навыков пользования детским горшком является важным моментом в жизни ребёнка. Трудности обучения навыкам гигиены обусловливают формирование различных психотравмирующих факторов как у ребёнка, так и у его родителей, часто становятся причиной семейных конфликтов и даже нервных расстройств.

Для ускоренного формирования навыков туалета у ребёнка, автором (Чаусовский Г., 2009) ранее была предложена инструментальная психотехника, конструктивно реализованная в виде «говорящего горшка» и основанная на использовании приставки к детскому горшку - акустического устройства, автоматически воспроизводящего голосом мамы слова-поощрения.

Новизной предлагаемой психотехнологии ускоренного формирования навыков туалета у ребёнка является сочетанное использование как инструментальных приёмов голосового поощрения, путём его озвучивания звуковоспроизводящим устройством при усаживании ребёнка на горшок, так и, одновременно, автоматической игровой активации самостоятельной мотивации пользования горшком.

Конструктивное оформление разработки реализовано (см. фото) в виде обычного детского горшка, на наружной поверхности сидения которого закреплён миниатюрный тактильный сенсор, который при усаживании ребёнка на горшок включает портативное устройство звукового воспроизведения предварительно сделанной голосом мамы звукозаписи слов поощрения: «Молодец, мой ребёночек!».

На днище горшка закреплены электродные датчики, которые при их увлажнении (при мочеиспускании или дефекации) включают размещённую перед горшком игрушку – электромеханический, машущий крыльями, светящийся и совершающий круговые движения красочный жучок. Электромеханическая игрушка (жучок) снабжена также включаемым при увлажнении датчиков днища горшка устройством периодического озвучивания под весёлую детскую мелодию фразы - похвалы «Кто все делает в горшок, с тем играю я – жучок». Тем самым обеспечивается сочетанное применение психологических приёмов похвалы и игровой активации мотивационных аспектов самостоятельного пользования детским горшком.

Предложенная разработка реализует следующий комплекс  психологических приёмов, способствующих ускоренному формированию у ребёнка навыков туалета:

  • одновременное воздействие (синхронизированное с усаживанием на горшок и последующим опорожнением кишечника или мочевого пузыря) на первую (голосовой информацией звукозаписей поощрительной смысловой направленности) и вторую (генерируемыми игрушкой визуальными и акустическими стимулами) сигнальные системы ребёнка;
  • активацию привыкания ребёнка к горшку, не связанного с его «прямыми обязанностями»;
  • осуществление своевременного использования приёмов поощрения самостоятельного формирования навыков туалета путём автоматического включения звуковых стимулов при усаживании ребёнка на горшок и игровых стимулов после опорожнения кишечника или мочевого пузыря;
  • активацию у ребёнка интереса к освоению туалетных гигиенических навыков путём синхронизации поведенческих аспектов самостоятельного пользования горшком и физиологических аспектов проблемы (понимания связи между сидением на горшке и опорожнением кишечника или мочевого пузыря) инструментальными приёмами автоматического игрового и звукового поощрения;
  • оптимизацию алгоритма приучения ребёнка к горшку путём использования не малоэффективных принудительных мер, а инструментальных психологических приёмов активации интереса к самостоятельному постоянному использованию горшка в нужный момент;
  • профилактику формирования негативного отношения ребёнка к горшку путём исключения использования при «горшочном обучении» различных принудительных мер;
  • инициирование у ребёнка на сознательном и подсознательном уровнях чувства удовольствия самому ходить на горшок;
  • создание позитивного настроя у ребёнка и родителей к проблеме «горшочного обучения»;
  • трансформирование процесса приучения ребёнка к горшку в процесс формирования у него ощущений чувств выполненного долга и собственной значимости, осознания своих возможностей сделать приятное родителям путём освоения новых навыков.

Известно, что «горшочная проблема» актуальна для большинства родителей малышей и процесс прививания туалетных навыков весьма длительный и трудоёмкий, требует терпения и настойчивости, учёта индивидуальных особенностей развития ребёнка, его готовности к обучению.

Таким образом, предложенная разработка, основанная на использовании комплекса инструментальных психотехнологий для ускоренного формирования у ребёнка навыков туалета, создаёт предпосылки для оптимизации решения этой проблемы на важном и ответственном этапе в жизни малыша, что способствует гармонизации некоторых будущих черт его характера, необходимых для успешности последующей адаптации в социум.

Разделы психологии: 

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки