Психотехнология тренинга по индуцированию эффектов снижения уровня стрессовых гормонов и стабилизации эмоционального состояния

Новая психотехнология тренинга по индуцированию эффектов снижения уровня стрессовых гормонов и стабилизации эмоционального состояния

Чаусовский Григорий Александрович, старший научный сотрудник (г. Запорожье)

Известно, что эмоциональный хронический стресс способствует снижению иммунной резистентности, ухудшению как физического, так и психического здоровья человека. Однако согласно статистическим данным (Козырева Т., 2011), до 80% людей не имеют программ выхода из стрессов — не применяют метод ежедневной «переработки» накопленных негативных эмоций».

Одной их эффективных психотехник снижения уровня стресса является целенаправленное использование приемов произвольных жевательных движений, которые способствуют (Hollngworth H., 1939):

  • уменьшению проявлений стресса и формированию состояния релаксации:
  • снижению уровня тревожности примерно на 17% и уменьшению концентрации стрессового гормона кортизола в слюне на 12-18%.

Экспериментально подтверждено (Johnston C.,2011), что движение челюстей способствует отвлечению от стрессовой ситуации, активации внутреннего сосредоточения и улучшению кровоснабжения мозга. Эти антистрессовые эффекты обусловлены вовлечением в произвольное управление жевательными движениями сложных регуляторных механизмов инициируемых центром жевания головного мозга, билатеральными представительствами жевательных движений на уровне коры, возрастанием интенсивности нейросигналов в гиппокампе.

Ранее автором (Чаусовский Г., 2011) было предложено техническое решение инструментализации этой антистрессовой психотехники, основанное на сопровождении движений челюстями синхронной аудиовизуальной стимуляцией. Однако недостатком этой разработки является возможность формирование дополнительного антистрессового музыкотерапевтического эффекта только путем воспроизведения при движении челюстей отдельных музыкальных звуков. Это ограничивает возможность формирования гармоничной антистрессовой мелодии при отсутствии у пользователя музыкального слуха. Какофония же звуков (негармоническое, режущее слух сочетание звуков), не способствует формированию антистрессового эффекта.

Новизной разработки является реализация на основе её технического решения возможности автоматической синхронизации ритма жевательных движений с частотными параметрами фотостимуляции и ритмо-темпа активного музицирования. При этом активное музицирование реализуется приемами автоматического, синхронизированного с жевательными движениями, формирования мелодичного звукоряда, что исключает необходимость обязательного наличия у пользователя музыкальных навыков (чувства ритма, музыкального слуха и т.д.) и способствует общедоступному ускоренному освоению разработанной антистрессовой психотехники.

Конструктивное оформление разработки реализовано (см. фото действующего образца) в виде помещенного в  миниатюрную эластичную герметичную капсулу из пищевой резины, выполняющую функцию жевательной резинки, микротактильного сенсора. Этот сенсор синхронно жевательным движениям включает портативный генератор различных мелодичных звуков музыкального синтезатора и закрепленные на внутренней поверхности затемненных очков светодиодные излучатели.

Таким образом, техническое решение разработки обеспечивает биоадаптивное сопровождение жевательных движений акустическими и световыми стимулами. Это способствует повышению эффективности применения психотехники произвольного управления жевательными движениями для одновременного индуцирования как биохимических (снижения уровня стрессовых гормонов), так и психологических антистрессовых  эффектов.

Экспериментально, с применением функциональной магнитно – резонансной томографии и биохимических исследований, подтверждено (Kin – ya  Kubo., Mitsuo Iinuma.,  2015), что жевательные движения сопровождаются индуцированием следующих антистрессовых биохимических и нейробиологических откликов:

  • предотвращения увеличения плазменного кортикостерона и норадреналина;
  • активации высвобождение гистамина H1 в гиппокампе;
  • ослабления стресс-индуцированного выброса норадреналина в миндалине;
  • уменьшения концентрации кортизола в слюне;
  • активации синтеза инсулина, стимулирующего зоны мозга, которые влияют на эмоциональное состояние;
  • снижения уровня катехоламинов;
  • ослабления стресс-индуцированных функциональных и морфологических изменений в гиппокампе;
  • повышения активности в префронтальной коре, которая участвует в управлении стрессом.

Реализуемая разработкой возможность синхронизации жевательных движений с общедоступным активным музицированием способствует дополнительному формированию следующих антистрессовых психологических эффектов:

  • отвлечения от психотравмирующих переживаний;
  • снижения показателей частоты сердечных сокращений и артериального давления;
  • стабилизации эмоционального состояния;
  • инициирования состояния психологического комфорта и душевной гармонии;
  • гармонизация межполушарных взаимодействий, что создает благоприятный фон для успешного формирования стрессоустойчивости, оптимизации вегетативной регуляции, инициирования состояния релаксации и душевной гармони;.
  • активации креативных резервов для совладения со стрессом путем самовыражения своих чувств и своего состояния посредством перехода мышления с вербального на музыкально-образное.

Предусмотренное разработкой отражение по принципу биологической обратной связи (БОС) отражение ритма жевательных движений в «физиологическом зеркале» синхронизированных с движением челюстей световых стимулов, способствует формированию следующих антистрессовых физиологических откликов:

  • нейтрализации стресса приемами воздействия через зрительный и слуховой анализаторы на частотные характеристики биоэлектрической активности головного мозга (с вовлечением в этот процесс его корковых лимбических структур и ретикулярной формации - Голуб Я., 2006);
  • формирования частотного спектра биоэлектрической активности коры головного мозга, способствующего инициированию формирования антистрессовых откликов в виде оптимизации вегетативной регуляции и эмоциональной стабильности.

Таким образом, предложенная разработка расширяет возможности общедоступного ускоренного самостоятельного освоения психотехники сочетанного формирования антистрессовых физиологических откликов в виде индуцирования снижения уровня стрессовых гормонов и стабилизации эмоционального состояния.

Разработка общедоступных инструментальных средств индивидуальной психогигиены, наделенных функциями снижения уровня стресса и профилактики формирования постстрессовых эффектов, имеет существенное медико-социальное значение, т.к. по данным ВОЗ, около 70% заболеваний связано с эмоциональным стрессом, который неизбежно приводит к снижению работоспособности и ухудшению качества жизни.

Разделы психологии: 

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки